Продолжаем. Повторяю: как понять. кто-то на Вычегде построил солеварницы. Чтобы построить одну солеварницу, нужно потратить немало сил и несколько лет в то далекое время. Мало того, что несколько зданий деревянных нужно соорудить, а трубы из определенных деревянных бревен длиной в 6 м. выдолбить? Кто был в Боровске? Советую съездить. Музей старинного производства знаменитой соли "пермянка" Единственный в мире музей Впечатление на всю жизнь Так вот, к появлению Строгановых в Вычегде там уже образовалось сообщество солеваров "Вычегодское Усолье". И теперь им должен владеть Строганов. Пермские земли много веков были мало заселенными поселениями. Это видно из имеющихся переписей. Первая перепись была составлена Иваном Яхонтовым в 1579 году. Запомним эту дату. О владениях в ней Строгановых, очень скудные сведения, причем только по Орлу городку. Еще в древности, после обнаружения пищевой соли, которая в этих местах находилась почти на поверхности, (известно из археологических источников) началось освоение пермских земель. Так что в переписи И. Яхонтова упоминаются в основном починки, деревни, а с появлением православия и села.
Небольшое отступление. Надо отметить, что пермских землях жили многочисленные народы. Земля же била ничейной. И кочующие племена со временем стали принимать оседлый образ жизни. Интересный вопрос возникает. А, почему с древних времен земли Северного Урала назывались "пермскими". Огромная территория, судя по старинным картам, называлась "Пермия Великая". Ведь это совсем не случайно. Все исторические места имеют названия по какому-то центру. Напрашивается сам собой вывод, что когда-то на этих землях был большой обитаемый населенный пункт. И скорее всего именно с таким названием "Пермия Великая". К сожалению о существовании такого поселения, города, торгового центра, мне найти не удалось. Но вот в теме форумчанин с ником "watson", если не ошибаюсь, приводит интересную информацию. "В частном издании барона Герберштейна (перевод с базельского) с названием "Записки о Московии", 1556 г., написано: !Пермия, большая и обширная область, отстоит от Москвы на 250 миль или по другому на 300 миль, прямо на северовосток. На ней находится город, того же имени, стоящий на р. Вишере, которая десятью милями ниже впадает в Каму. За границей эта информация считалась достоверной". "А в книге (журнале) La Geogrplie modern naturalie hjstorque, 1736 г. уже прямо говорится, что город Пермия Великая на Вишере разрушен, а Архимандрит переехал в Вологду. Архимандрит.очень высокое церковное звание. Имел в своем подчинении несколько церквей и монастырей. . Не странно? Город разрушен, жестоко до основания, а Архимандрит уехал жив и здоров в Вологду! Заметим, не захирел от времени, а именно разрушен, жестоко до основания, Не воеводы же чердынский или соликамский его разрушили.. Они свои, государевы наместники. Думать на ордынцев, так же не получается. При битве, они Архимандрита не пощадили бы, во всяком случае, спокойно ему уехать, никак не получилось бы. А вот из старых многочисленных записей доподлинно известно, что Чердынский и Соликамский воеводы постоянно жаловались царю на бесчинства Строгановых, которые захватывали земли и Чердынского, и Соликамского уездов. Захватывали, естественно с людьми, на этих землях проживающими. Ссылались Строгановые при таких захватах на некие царские грамоты. "Государство в Государстве" называли вотчину Строгановых. Что за "грамоты", которые Строгановы называли "царскими", мы разберемся позже.
А пока хотелось бы закруглиться вначале по православию. В развитии и истории православия не все и не всегда было, так скажем, положительно. Не все миссионеры вели себя доброжелательно по отношению в местному люду, проживающему на пермской земле. Некоторые, особо рьяные миссионеры строили церкви на территории, уже занятой многолетним проживанием многочисленным семейством, . не спрашивая никакого разрешения проживающих поселенцев, захватывая часть их земли, которую они считали своей, получивши ее по наследству от своих предков. Такое поведение вызывало недовольство у населения. Некоторые из недовольных отваживались писать жалобы царям.
Одна такая жалоба мне попалась из архивных документов. Она большая. Поэтому приведу только коротко Некий Гаврилов в 1482 году написал обращение с жалобой на церковников Великому князю Ивану Ш., с подробным описанием своего имущества (земельные и лесные участки, речки, и даже куньи лежбища и тому подобные природные богатства) доставшиеся ему по наследству от своих древних предков. Жалоба, каким-то образом дошла до Великого князя. И в 1484 году Гаврилов получи от в ответ "Государеву грамоту", в которой перечислялись все предметы имущества, описанные в жалобе Гаврилова. В Пермском крае в настоящее время существует несколько деревень с названием "Гаврилово" Вполне возможно потомки того самого Гаврилова.
Со временем церковь усиливала свою власть в государстве. Великий князь Владимир, скорее всего крещением, надеялся усилить свою власть. Но в дальнейшем получилось, что у государства образовалось две ветви власти. Которые со временем превратятся в антагонизм. Захваченные земли, церкви считали своими. При монастырях и церквах, прихожане строили мастерские, обрабатывали землю, обслуживали возникающие большие церковные хозяйства. Церкви, таким образом, богатели, еще больше расширялись в объемах. Никаких податей и налогов в государеву казну не вносили. Наоборот, при проведении службы окружение царя непременно вносили богатые подаяния. Без подаяний не обходились и простые прихожане. Бедные семьи к каждому церковному празднику экономили на всем, откладывая по копейкам, не свечи и подношения церкви. Неблаговидный, а в некотором смысле жестокий, шаг раскола церкви, по инициативе отца Никона, принес страдания многим верующим в Русском государстве. Образовалось течение старообрядцев, которых жестоко преследовали и уничтожали. Этот период наложил унизительный момент в истории православия. Давление церкви со временем стало сильнее, чем государственная власть князей, царей и даже самодержцев-императоров
Продолжение следует. . .