Перейти к содержанию

Лидеры

  1. Караванщик Али

    Караванщик Али

    Пользователи+++


    • Баллы

      4

    • Постов

      26580


  2. Б/К

    Б/К

    Пользователи+++


    • Баллы

      3

    • Постов

      18602


  3. frend

    frend

    Пользователи+++


    • Баллы

      2

    • Постов

      6692


  4. Каштанка

    Каштанка

    Пользователи+++


    • Баллы

      2

    • Постов

      2320


Популярный контент

Показан контент с высокой репутацией 11/12/23 во всех областях

  1. Если ты устроился на работу в учебное заведение, то не мог не знать, что есть определённые правила и стандарты как самого обучения, так и обучающего материала. На что рассчитывал? Это система, которую невозможно изменить никаким учебником, даже если он был бы гениальным. В образовательной системе, в совокупности людей, программ, зданий, органов управления, экономики и прочее, обучение должно быть стандартизировано, иначе государственность зашатается. Конечно, такая молекула как твой учебник, причём он же не идёт вразрез с общепринятыми у нас нормами, никак не повлияет на развитие нации. Но если в каждом ОУ будет разрешено каждому преподу учить как он считает нужным по тому материалу, который он свободно выбирает, то система непременно начнёт давать сбои. Не ты один недоволен некоторыми аспектами нынешней системы образования. Но и всё разрушать нельзя. В целом наша школа даёт качественное образование. Со стороны выглядит, что ты как та рыба, которая совершенно зря бьётся об лёд. Смирись. Система тебе не даст себя разрушать. Любой здравомыслящий человек давно ответил на вопрос, заданный тобой ещё 5 лет назад: "Да. Схоластика бессмертна". Ведь схоластика - это пустые споры, это бессмысленные рассуждения о том, что не поверить, это беспредметные разговоры. Их полно каждый день и в телеке, и в нашей жизни. Здесь полтора землекопа, которые уже сто лет назад всё выучили и всё знают не хуже тебя. Дальше этих страниц твои наработки не распространятся. Ну, в семье вечерком за чашкой чая посмеются-пообсуждают что там в очередной раз накропал Стариков. И всё. Через минуту все забыли кто ты и что там написал для нашего всеобщего блага. Живём здесь и сейчас, довольствуемся тем, что есть. У нас ведь уже прожиты немалые годы. А желание достичь всеобщего блага для себя или для людей где-то там и когда-то тогда нужно оставить молодым.
    2 балла
  2. уфф) 15 тур закончен! и победил в нем RomanIsrailevich!!! (хотя сейчас его вроде по-другому зовут ? )Браво! Шикарный отрыв! чуток проиграли Бубнову, ну ничего, пока ничья! сейчас небольшой перерыв, 16 тур стартует 25 ноября, до зимнего перерыва ещё 3 тура!
    1 балл
  3. Я за покос полянок слова не сказал. Так же, как и за добычу торфа. Хотя, торф считается полезным ископаемым, и несанкционная его добыча - по крайней мере административное нарушение. Я так думаю. А искать, как это на самом деле, неохота.
    1 балл
  4. хех) дурацкая железяка с помпезным названием "дерево рода" простояла в сквере в окружении кривого забора три года. потом это ипанутое дерево спилили и утащили на склад хлама. стоимость "проекта" больше двух лямов. солонка всё ещё "украшает" город. в лучших сортирных традициях. кого-то наказали? да нифига. бабло попилили и всё ок. дизайнеры хреновы. мёртвый фонтан в парке, который за всё время своего жалкого существования не выпустил ни одной струйки. так и сдох бедолага. ну наверное когда-нить реанимируют это дешманское произведение. опять потратят деньги, кто-то чота скомуниздит, как всегда. чутка поработает эта гипсовая водокачка, потом воду отключат, всё захиреет, облупится, как штукатурка с ротонды и ландшафт станет окончательно напоминать картины сальватора дали. кстати, все эти подземные бульдозеры из "музея под открытым небом" офигенно сочетаются по стилю с остальной парковой архитектурой. я уже говорил, туда надо ещё списанный локомотив из жд депо загнать. к нему прилепить жк панель, по которой демонстрировать патриотические ролики из истории города. типа, "березники форева". ну а чо, за скромное вознаграждение я согласен накалякать грандиозный проект, по заветам остапа. москва курит)
    1 балл
  5. Ну нету в наших краях Майбахов.... не завезли... Я предупреждал - нинада такие телепоны покупать.... Зло это...
    1 балл
  6. А толку тебе задавать вопросы то? Ты хоть на один аргументированно, без демшизоидных лозунгов, ответил? В каждом споре сливаешься, как бачок унитаза. С тобой даже спорить уже неинтересно, неуч...
    1 балл
  7. А смысл умолять? Тему прикончат, как не бывало, дождётесь. Зря время тратите
    1 балл
  8. Что - то меня учебник Боголюбова заинтересовал. Попробую пробежаться по нему, в плане самообразования. Раз его топит пациент своей бредятиной - думаю, имеет смысл. Доказательство от противного.
    1 балл
  9. Приступаю к обзору самой сложной части учебника - Право. Даже у меня Право - это самая трудная, самая неудобоваримая, самая часть учебника.По крайней мере я постарался написать главу о праве покороче: вместо трёх параграфов в учебнике Боголюбова - один параграф в моём учебнике. Значит нужно сократить 2 параграфа в учебнике Боголюбова, потому что ученики не смогут "переварить" лишнюю информацию. § 17. Современные подходы к пониманию права Почему люди по-разному понимают право? В каком случае закон противоречит праву? Можно ли создать идеальное право? В науке о праве — правоведении — существуют различные теории, или, как ещё говорят, подходы к пониманию права, т. е. различные представления о том, что такое право, в чём его сущность, ценность для человека и общества. В число основных теорий обычно включают естественно-правовой, исторический, нормативный, материалистический, психологический, социологический подходы. Для глубокого изучения права все они важны, если они помогают в поиске истины. В наши дни одним из самых спорных является вопрос о соотношении права и закона. В рамках того или иного подхода на него даются разные ответы. Обратимся к двум наиболее типичным подходам, знакомство с которыми позволит выявить ценное и полезное в каждом из них. Нормативный подход к праву Он получил название от слова «норма», т. е. юридическое правило. В соответствии с данным подходом между правом и законом фактически нет различия. Нормативный акт, закон, в котором находит своё выражение государственная воля, — это и есть право. Оно представляет собой иерархическую систему норм («пирамиду», «лестницу»), где на самом верху находится «основная норма» (основной закон), а по ступенькам ниже располагаются нормы меньшей юридической силы. И все они должны соответствовать требованиям «основной нормы». По мнению правоведов, нормативный подход привлекателен с практической точки зрения. Ведь в решении конкретного дела юристы (судьи, прокуроры, адвокаты) могут опереться только на норму закона. Критики данного подхода доказывают, что сводить право к закону нельзя. Ибо в этом случае получается, что закон является единственным источником права и прав человека. И значит, государство (чью волю выражает закон) может по своему усмотрению «дарить» гражданам те или иные права или же отбирать их. В целом в отношении нормативного подхода в правоведении нет однозначной оценки. Отмечают одновременно и положительные, и отрицательные его черты. Охарактеризуем некоторые из них. Например, положительную сторону видят в том, что нормативный подход больше, чем какой-либо другой, подчёркивает главное, определяющее свойство права — его нормативность, т. е. наличие системы норм (общеобязательных правил поведения), которые чётко определяют, как следует поступать в тех или иных обстоятельствах. Если норма действительно является общеобязательным требованием, которое каждый, без каких-либо исключений, должен исполнять, это благо для общества. Другой положительной чертой является чёткость, однозначность выражения правового требования, правовых формулировок, как говорят юристы, формальная определённость нормы. Это очень важно, ибо позволяет точно, без двусмысленности понимать содержание нормативного акта. Ещё одно достоинство нормативного подхода в том, что в нём чётко зафиксированы санкции — средства государственного принуждения в случае нарушения нормы права. К числу явно отрицательных черт относится прежде всего игнорирование гуманистической стороны в содержании права. В рамках данного подхода право не рассматривается как мера свободы и справедливости, не учитывается ведущая роль прав человека в системе права. Следовательно, фактически игнорируются насущные интересы человека, т. е. того, кому адресованы юридические нормы. На их место ставятся интересы государства. Такое игнорирование опасно не только для человека, но и для самого государства. Порой оно может руководствоваться устаревшими нормами. Или издавать нормативные акты, противоречащие требованиям гуманизма, отвечающие интересам консервативных и даже реакционных сил. Так, к примеру, в условиях сталинской диктатуры в СССР в 30-е гг. XX в. был принят бесчеловечный нормативный акт, который в народе прозвали «законом о трёх колосках». (Подзаконный акт — Постановление ЦИК и СНК СССР «Об охране имущества государственных предприятий, колхозов и кооперации и укреплении общественной (социалистической) собственности» от 7 августа 1932 г.) Суть его в том, что среди прочего запрещалось после уборки урожая подбирать случайно упавшие колоски. За нарушение были установлены жестокие наказания (вплоть до расстрела). Подобные «нормативные акты», лишённые гуманистического содержания, способны были подорвать веру в советскую власть и государство. Естественно-правовой подход к праву В основе данного подхода лежит теория естественного права. Какой-либо единой теории естественного права не существовало никогда, хотя различие права (естественного) и закона отмечали многие выдающиеся мыслители древности. В их трудах содержится немало сходных идей, что позволяет говорить о некоторых типичных чертах естественного права. Согласно этим идеям, каждый человек от рождения обладает набором прав и свобод, которые неотчуждаемы и принадлежат ему всю жизнь. Сторонники естественного права полагают, что право не тождественно закону и означает нечто большее. Закон, согласно такому правопониманию, является только одной из форм выражения права. Поясним. Дело в том, что законы, установленные государством, сторонники естественного права относят к творениям самого человека (в лице законодателя, правителя, государства) и называют позитивным правом, т. е. положительным, существующим как документальная реальность. Однако наряду с позитивным существует право, независимое от воли того или иного законодателя, государства, — естественное право. Во времена Античности и раннего христианства стали различать «право по природе» и «право по человеческому установлению». Интересно, что в римском праве существовало два различных термина: jus — право и lex — закон. Периодом поистине триумфального шествия «права по природе» стало Новое время. Русский правовед И. А. Покровский (1868—1920) отмечал, что идея естественного права «тянется непрерывно через всю историю Западной Европы», но особенную глубину и интенсивность она приобретает в XVII и XVIII вв. — в эпоху, которой и даётся по преимуществу название эпохи естественного права. § 17. Современные подходы к пониманию права (продолжение) От идеи к юридической реальности Вместе с первыми шагами буржуазной демократии естественное право из теории перерастает в государственно-правовую реальность. Вам известны крупнейшие правовые документы этого периода, основанные на идеях естественного права: в США — Декларация независимости (1776) и Конституция (1787), во Франции — Декларация прав человека и гражданина (1789) и Конституция (1791). Включённое в содержание государственных документов естественное право превратилось в действующие общеобязательные юридические нормы. Столь крупные перемены в политико-правовой сфере жизни общества современные правоведы называют первой (антифеодальной) революцией в праве (революцией не в смысле насилия, а в смысле резкого, скачкообразного перехода в новое правовое состояние). Далее следует длительный период спада. Как вам известно из курса истории, конец XIX — первая половина XX в. отмечены гигантскими социальными катастрофами — кризисами, революциями, мировыми войнами. Но именно эти потрясения и беды заставили человечество искать пути такого усовершенствования действующего (позитивного) права, которое могло бы пресечь всякую возможность установления тиранических режимов. Рано или поздно эти пути должны были привести к признанию естественного права. И в середине XX в. оно было вновь «открыто», для того чтобы продолжить выполнение своего гуманистического предназначения. В декабре 1948 г. принимается Всеобщая декларация прав человека и далее — объёмный пакет основополагающих правовых документов, которые вместе составили так называемую Хартию прав человека. В тот же период многие европейские страны, особенно те, которые на себе испытали ужасы фашизма, — Германия, Италия, позже Испания, включили в свои национальные конституции специальные разделы о правах человека, тем самым придав им непосредственное юридическое значение. Этот момент называют второй (антитоталитарной) революцией в праве, когда естественное право вновь обрело непосредственно юридическое значение. В Конституцию РФ (1993) также вошла глава о правах и свободах человека и гражданина. Какие же права относят к естественным, прирождённым, неотчуждаемым правам человека? Прежде чем ответить на этот вопрос, давайте определим, что такое права человека. В науке есть такое определение: права человека — это нормативно оформленные (т. е. представленные в виде чётко оформленных норм) особенности бытия личности, которые выражают её свободу и являются необходимым условием её жизни, её взаимоотношений с другими людьми, обществом, государством. Из этого определения становится понятным, какую роль играет естественное право во всём бесконечном многообразии жизни (бытия) человека. Только права человека могут определить нормативно оформленную (т. е. закреплённую в норме) границу его свободы (меру свободы). Или, иначе говоря, свобода может быть определена только через нормы права (включающие также и обязанности). Опираясь на данное определение, отметим, что к нормативно оформленным особенностям бытия человека — его правам — относят прежде всего право на жизнь и всё то, что способствует сохранению и развитию жизни: право на неприкосновенность личности, право владеть имуществом на праве собственности, право на свободу мысли, слова, передвижения, право избирать своих правителей и др. Не станем далее перечислять известные вам права. Чтобы познакомиться с ними, необходимо обратиться к нашей Конституции. К достоинствам данного подхода относят идею о том, что независимо от государства объективно существуют высшие ценности права, выражающие справедливость, свободу, юридическое равенство людей (равенство перед законом). Законы могут быть несправедливыми, и их необходимо приводить в соответствие с правом, справедливостью. Критики считают, что данный подход умаляет формальную юридическую определённость, чёткость права, поскольку справедливость скорее моральная оценка, и судить о противозаконных действиях с этих позиций затруднительно. К тому же у разных людей различные представления о справедливости. Взаимосвязь естественного и позитивного права Позитивное право как документальная реальность появляется с возникновением государства и существует только в письменной форме, в виде законов и других юридических документов, установленных государством (например, древнеиндийские законы Ману, законы царя Хаммурапи, римские законы XII таблиц, Русская Правда, Кодекс Наполеона и др.). Естественное право, будучи объективной первоосновой правовых норм, действует независимо от того, закреплено оно в каком-либо юридическом документе или нет (прежде всего влияет на правосознание). Сторонники естественно-правового подхода разграничивают естественное и позитивное право. Но при этом они, конечно же, не отвергают позитивного права, т. е. законов, которые принимает государство. Проблема заключается в качестве закона: если он не соответствует ценностям естественного права, его нельзя считать правовым. Другими словами, если позитивное право не базируется на естественном праве, не исходит из его ценностей, оно перестаёт быть правом. Высшая же ценность права — это человек, его естественные, прирождённые, а значит, неотъемлемые права. Следовательно, естественное право позволяет оценивать качество (служит критерием) позитивного права (закона). Оно помогает определить, насколько закон соблюдает интересы человека, его права и свободы. В этом и состоит смысл разграничения права на естественное и позитивное. Однако такое разграничение не абсолютно. В современном праве идёт вполне закономерный процесс сближения естественного права с позитивным. Выше уже было отмечено, что естественные права выражают меру свободы человека. Сама свобода с позиций естественно-правового подхода трактуется как пространство человеческой активности, реализации природных задатков людей, как естественная возможность поступать по собственному усмотрению, сообразно своей воле и интересам. Вместе с тем, и это особенно подчёркивают сторонники естественного права, свобода не может быть безграничной. Такой свободы нет. Нерегулируемая свобода всегда оборачивается своей противоположностью — беззаконием, произволом, беспределом, которые ведут человека к катастрофе самоистребления (вы сами могли бы привести немало примеров проявления безграничной «свободы»). Определить границу (меру, масштаб) свободы, или, говоря словами И. Канта (1724—1804), границу совместимости свободы каждого человека со свободой всех других людей, способны в первую очередь два великих социальных регулятора, происходящие из самой жизни, — право и мораль. Есть основание сделать вывод, что необходимость чёткого закрепления границ свободы делает неразрывной связь между естественным и позитивным правом. По своей фундаментальной социальной роли естественное право служит первоосновой, первоисточником позитивного права, постоянно питает его идеями гуманизма, свободы, справедливости. В свою очередь, позитивное право придаёт этим идеям силу всеобщей, обязательной, охраняемой государством нормы поведения — силу закона, делая тем самым желанную свободу людей реальной. Чтобы проиллюстрировать взаимосвязь естественного и позитивного права (закона), приведём пример судебного дела, о котором рассказал известный российский правовед С. С. Алексеев. Это произошло в тайге, где работали геологи. Выйдя как-то утром к реке, геолог Петров (фамилии изменены) услышал на противоположном берегу треск кустов. «Медведь!» — подумал он. И не случайно: медведи действительно частенько беспокоили геологов. Не теряя времени, Петров бросился за ружьём, к нему присоединился ещё один геолог — Широков. Выскочив на берег, они одновременно выстрелили в чёрное пятно, видневшееся сквозь туман. Ружья у них были абсолютно одинаковые, купленные в одном магазине. Финал истории трагичен: на другом берегу они убили не медведя, а начальника соседней геологической партии, который возился с рыбацкими снастями. Во время судебного разбирательства выяснилось, что погибший был убит только одной пулей, а вторая, ударившись о патрон для ракетницы, лежавший в кармане убитого, отлетела в сторону. Чья пуля убила, определить было невозможно: стреляли оба. Но это было не умышленное убийство, хотя оба проявили грубую неосторожность и вторая пуля отскочила только случайно. Поэтому суд признал их виновными. С точки зрения действовавшего закона всё было верно. Однако Верховный суд отменил это решение. Судьи рассудили: смерть наступила только от одной пули, значит, кто-то один заведомо невиновен. И вот тут проявилось глубокое понимание судьями самой сути права — права как справедливости. А справедливость требовала освободить невиновного. Но кого? Определить невозможно. И освободили обоих. § 18. Право в системе социальных норм Почему люди не могут обойтись без права? Откуда право берёт силу? Почему право называют минимумом морали? Как устроено право? Все социальные нормы как система взаимосвязаны, оказывают влияние друг на друга. Вместе с тем каждый вид социальной нормы сохраняет свою специфику. Для того чтобы увидеть отличие права от других социальных регуляторов, необходимо охарактеризовать черты, которые присущи только ему. Основные признаки права Можно отметить следующие типичные признаки права, которые отличают его от других социальных регуляторов. (Заметим, что далее речь пойдёт о реально действующем, позитивном праве.) Право прежде всего есть система норм социального поведения. Причём система целостная, все элементы (нормы) которой внутренне взаимосвязаны и направлены на достижение единой цели — правовое регулирование социальных отношений во всех основных сферах жизни общества — экономической, политической, социальной, культурной. Право — это система норм, которые устанавливает только государство. Это уникальная черта права. Вам известны различные социальные нормы — обычаи, традиции, моральные нормы. Однако лишь система правовых норм исходит от государства, и с этой особенностью права связаны многие другие его черты. Поскольку нормы права устанавливаются государством, они носят общеобязательный характер. Это значит, что действие норм права должно распространяться не только на граждан, но и на само государство, его органы, должностных лиц государственных органов. Любое исключение, если оно не предусмотрено нормами права, есть произвол, беззаконие. Право охраняется государством. Устанавливая правовые нормы, государство гарантирует их реализацию. Оно обязано осуществлять контроль за их соблюдением, исполнением и применением, а в случае нарушения применять государственное принуждение, или, как ещё говорят, силу. Для этого у государства имеются соответствующие средства — правоохранительные органы (суд, прокуратура, а также силовые органы — внутренних дел, безопасности и др.). Наконец, как регулятор общественных отношений право закрепляет (обратите внимание на этот замечательный юридический термин — закрепляет, т. е. твёрдо устанавливает, делает крепким, прочным, устойчивым) существующий государственный и общественный строй. Вводя определённые нормы поведения, право тем самым вносит юридический порядок в жизнедеятельность человека, общества и государства, устанавливает границы возможной и допустимой активности каждого. Понятно, что государство должно стремиться к полной реализации им же установленных норм. В связи с характеристикой права важно помнить о различии и взаимосвязи права и закона. И дело не только в том, что право есть вся совокупность, а точнее, система существующих в данном государстве законов. Следует учитывать, что право становится, по выражению правоведов, властной общеобязательностью (т. е. общеобязательной системой норм, охраняемых силой государства) только в форме закона — позитивного права. Однако закон, как известно, есть творение власти. Он может соответствовать или противоречить праву. Правовым закон становится только тогда, когда целиком отвечает требованиям права, т. е. в том случае, когда естественные права человека получают официальное признание и защиту государства. Выявлению специфики права поможет также сопоставление с другими социальными нормами. Право и мораль Очень часто правоведы проводят сравнение между правом и моралью как наиболее основательными социальными регуляторами. Не случайно бытует выражение, что право — это моральный минимум. Действительно, правовое регулирование почти невозможно без опоры на мораль. Большинство норм права, содержащих запреты (особенно в уголовном праве), напрямую восходит к морали: не совершать насилия над личностью, не оскорблять человека, не лгать, не клеветать, не лжесвидетельствовать, не брать чужого, не нарушать правил общежития, общественного порядка и т. д. Все эти моральные нормы, получившие соответствующую юридическую форму, можно обнаружить в правовых документах. Укажем на ряд взаимосближающих черт морали и права. Прежде всего у морали и права общая цель — способствовать общественному согласию, порядку, гармонизации отношений между людьми, а также между людьми по поводу окружающей среды. Сближает их также духовная, идейная основа: и мораль, и право исходят из принципа справедливости, призваны проводить его в жизнь. Защищая интересы и права человека, призывая к гуманным взаимоотношениям, как мораль, так и право стремятся прежде всего обеспечить справедливость. Вчитайтесь в такие, например, строки: «Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле...» (Библия. Исход. Гл. 20: 12); «Трудоспособные совершеннолетние дети обязаны содержать своих нетрудоспособных, нуждающихся в помощи родителей и заботиться о них» (Семейный кодекс РФ, ст. 87, п. 1). (Подумайте, как вы могли бы охарактеризовать ключевую идею каждого из приведённых положений.) Идейная близость морали и права хорошо видна на примере п. 1 ст. 6 Уголовного кодекса РФ, который гласит: «Наказание и иные меры уголовно-правового характера, применяемые к лицу, совершившему преступление, должны быть справедливыми». Безусловно, духовная основа морали, в отличие от права, много шире: тут и любовь, и милосердие, и сострадание, и великодушие, и всепрощение, и покаяние, и самопожертвование, и многое, многое другое. Даже самые справедливые и гуманные нормы права не могут себе всего этого позволить: они обязаны всегда быть строгими, определёнными, даже жёсткими, иначе рискуют утратить свою специфику, перестанут быть мерой, границей свободы. Есть основание говорить и о близости воспитательной роли морали и права. Их нормы, воздействуя на наше сознание, способствуют выработке внутреннего убеждения в необходимости добровольного соблюдения правовых и моральных предписаний. В этом проявляется культура личности. Тем не менее понятно, что право и мораль — это разные, «суверенные» социальные регуляторы, каждый со своими особенностями. Их различие проявляется уже в самой форме существования. Нормы права всегда закреплены в форме государственных или международных правовых документов. Эта уникальная особенность свойственна только праву и абсолютно отличает его от других социальных регуляторов. С особой ясностью различия обнаруживаются и в том, как обеспечивается соблюдение норм морали и права, а также в том, какие последствия, или, как говорят, санкции, ожидают тех, кто нарушает эти нормы. Поскольку действие норм права обеспечивается силой государства, то в случае их нарушения применяются соответствующие санкции: от самых простых административных взысканий (замечаний, предупреждений, штрафов) до самых строгих и суровых (исправительных работ, ареста, лишения свободы и т. д.). В этом и проявляется государственное принуждение. А мораль? Какая сила обеспечивает соблюдение её норм? Какими могут быть последствия их нарушения? На эти вопросы мы предлагаем вам ответить самостоятельно. Завершая сравнение, отметим также различие морали и права по сфере действия. Право охватывает все важнейшие сферы общественной жизни. И мораль — тоже все. Тем не менее сфера действия права имеет свои границы. Чтобы вы лучше поняли это, отметим, что мораль проникает в такие далёкие уголки личных, интимных отношений, в такие сокровенные тайники души, которые закрыты для посторонних и, безусловно, недоступны для государственно-правового регулирования. § 18. Право в системе социальных норм (продолжение) Система права Любая система есть некое упорядоченное множество взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, образующих целостное единство. Вопрос о системе — это вопрос о внутреннем строении и функционировании объекта. Следовательно, при изучении системы права необходим анализ её внутреннего строения, взаимосвязи образующих её элементов. Система права любой страны складывается объективно, под воздействием реально существующих общественных отношений. В подтверждение объективности существования системы права правоведы указывают на такой факт: в большинстве современных цивилизованных государств функционируют однородные отрасли права — конституционное (государственное), гражданское, административное, уголовное, семейное, финансовое и т. д. Причём в той или иной стране возможны многие, порой очень глубокие общественные преобразования (такие, например, как начались у нас в России после распада СССР), но сама система права остаётся стабильной. Это позволяет сохранять выработанные вековой практикой устойчивые элементы права — нормы, отрасли, институты. Ни одно государство не может обойтись без правовых средств обеспечения порядка в стране. Способность системы права сохранять устойчивость и прочность оказывает огромное стабилизирующее воздействие на развитие и регулирование общественных отношений, на обеспечение правомерной деятельности граждан, организаций и самого государства. Отсюда нетрудно сделать вывод, насколько важным является становление и упрочение системы права, особенно в такой период, когда в стране осуществляется глубочайшее реформирование всех сторон жизни. Итак, системой права мы можем назвать обусловленное системой общественных отношений внутреннее строение права, включающее взаимосвязанные между собой части (элементы) — нормы, отрасли, институты. Норма права Норму права называют первокирпичиком, первичным элементом системы права. Её главное назначение — регулировать наиболее важные общественные отношения, устанавливать и поддерживать единый юридический порядок для всех граждан и организаций. Норма права представляет собой установленное государством общеобязательное правило поведения, действие которого поддерживается силой государственного принуждения. Для того чтобы вы могли глубже осознать данное определение, рассмотрим ряд важнейших признаков нормы права. Важно понять главное — что норма права связана с государством: государство издаёт или санкционирует (утверждает, закрепляет) нормы права. А это значит, что норма права всегда выражает волю государства. Нормы права общеобязательны, т. е. их обязаны соблюдать все. Только при таком условии норма сможет выполнить своё общественное назначение. И поскольку нарушение правовых норм может вызвать нежелательные социальные последствия (вплоть до уголовной ответственности), нормы права охраняются государством: государство осуществляет контроль за их соблюдением, а в необходимых случаях применяет меры государственного принуждения, или меры юридической ответственности. Правоведы также отмечают, что нормы права в сравнении с другими социальными регуляторами отличаются, говоря юридическим языком, строгой формальной определённостью содержащихся в них предписаний, т. е. абсолютной ясностью своего содержания, исключающей возможность двусмысленного толкования. Наконец, только для правовых норм характерна строгая иерархичность и соподчинённость. Существуют различные классификации норм права. Наиболее типичная определяется характером предписаний, содержащихся в нормах. На таком основании выделяют: 1) нормы уполномочивающие — это труднопроизносимое словообразование имеет вполне ясный смысл и обозначает нормы-разрешения, дающие право на то, что можно делать; 2) нормы обязывающие, т. е. содержащие предписания, строго обязательные для исполнения; 3) нормы запрещающие — это нормы-запреты, устанавливающие, чего делать нельзя. Отрасль права Система права включает множество норм, регулирующих различные сферы общественных отношений. При этом существует закономерная взаимосвязь между спецификой общественных отношений и особенностями нормативно-правового регулирования: однородные общественные отношения регулируются однопорядковыми нормами. Скажем, сферу семейных отношений, т. е. отношения, связанные с браком и принадлежностью человека к семье, регулируют по большей части нормы семейного права; сферу имущественных отношений и связанных с ними личных неимущественных отношений регулируют нормы гражданского права, а сферу отношений, касающихся порядка сбора и распределения денежных средств, — нормы финансового права и т. д. Итак, отрасль права — это самая крупная часть системы права. Она представляет собой совокупность однопорядковых правовых норм, регулирующих целую сферу однородных общественных отношений. В системе права РФ насчитывается более 30 отраслей. Существуют различные классификации отраслей права. Есть, например, деление права на частное и публичное. Публичное право — совокупность отраслей, регулирующих отношения власти и подчинения, а к частному праву обычно относят отрасли, регулирующие отношения, складывающиеся в сфере частных интересов, частного предпринимательства. К отраслям публичного права обычно относят конституционное (государственное), административное, финансовое, уголовное право и отрасли производственного права; к отраслям частного — гражданское, семейное, торговое, предпринимательское право и т. д. Отметим, что в науке всё ещё продолжается поиск критериев разделения права на частное и публичное. На с. 190 представлена схема, отражающая ещё одну классификацию, предложенную правоведами. В центре всей системы — конституционное право. Именно эта отрасль является главной, определяющей. Все остальные должны находиться в полном согласии с ней. Строго говоря, конституционное право тоже относится к базовым отраслям. Однако в силу особого, верховного положения в системе права её условно можно назвать «сверхбазовой». К базовым относят три материальные отрасли и три процессуальные (см. схему). Материальные отрасли закрепляют права и обязанности, а процессуальные посвящены защите прав и обязанностей. Специальные отрасли приспособлены к особым сферам жизни общества. Комплексные отрасли названы так потому, что соединяют в себе нормы как базовых, так и специальных отраслей. § 18. Право в системе социальных норм (окончание) Институт нрава Институт права представляет собой объективно обособившуюся внутри той или иной отрасли группу взаимосвязанных однопорядковых юридических норм. В отличие от отрасли, охватывающей целую сферу однородных общественных отношений, институт права регулирует только отдельный участок (сторону) родственных общественных отношений внутри какой-нибудь сферы. Причём внутри отрасли права могут выделиться сразу несколько правовых институтов. Так, в трудовом праве (сфера трудовой деятельности) есть институт приёма на работу и увольнения; институт трудового договора; институт рабочего времени; институт дисциплины труда и т. д. В уголовном праве (сфера уголовно-правовых отношений) выделяют институт преступлений против жизни и здоровья; институт преступлений против чести, свободы и достоинства личности; институт преступлений против собственности; институт экологических преступлений и т. д. Итак, общеобязательность, государственное установление, государственные гарантии и государственные санкции, строгая формальная определённость предписаний, системность, иерархичность и соподчинённость элементов — вот те основные черты, которые определяют специфику права в системе социальных норм. § 19. Источники права Может ли ваш школьный учебник стать источником права? Может ли естественное право стать источником позитивного права? Почему нормативные акты имеют разную силу? Почему конституция находится на вершине иерархии нормативных актов? Может ли ваш класс выступить с законодательной инициативой? В правоведении понятие «источник права» — одно из «вечных»: оно существует сотни лет, его веками толкуют и применяют правоведы во многих странах мира. Слово «источник» имеет различные смысловые оттенки: источник воды, нефти, света, жизни, мысли, слухов, а также источник всех бед или исторический источник. Вместе с тем общепринятый смысл этого слова означает нечто, что даёт начало чему-либо, откуда исходит что-либо. Право также имеет своё начало. Давайте узнаем, где находится его источник. Что такое источник права Право берёт своё начало в жизни человека и общества, его источником, говоря научно, служат объективная реальность, общественные отношения (экономические, политические, культурные и т. д.), воля граждан, воля народа, воля государства. Естественно, что право, когда оно становится юридической реальностью и начинает функционировать, должно иметь доступную форму выражения. Внешнюю форму выражения права, а точнее, его официального закрепления принято называть формой права. Форма даёт нам возможность получить знания о содержании права. В современном правоведении понятия «источник права» и «форма права» чаще всего отождествляют. Этой точки зрения мы и будем придерживаться. Итак, источники права — это официально закреплённые формы внешнего выражения содержания права, обязательные для всех. Разумеется, когда мы говорим о внешней форме права, следует помнить, что существует и внутреннее его строение, согласно которому право распределяется по отраслям, институтам, нормам, о чём вы уже знаете. Основные источники (формы) права За долгую историю права было выработано множество различных форм его закрепления. Неудивительно, что правоведы указывают разные виды источников. Традиционно же в группу основных включают правовой обычай, судебный прецедент и нормативно-правовой акт. Следует также от метить, что крупнейшие современные правоведы (академик В. С. Нерсесянц, профессор С. С. Алексеев и др.) к числу основных источников относят естественное право. Правовой обычай (или обычное право) — исторически первая форма права. Возник он в глубокой древности и широко господствовал в эпоху феодализма. Его можно определить как обычай, санкционированный государством, т. е. правило, которому государство придаёт общеобязательное значение и гарантирует его соблюдение. В современной российской юридической системе, как утверждают специалисты, роль правового обычая незначительна. Например, в Гражданском кодексе РФ есть статья 5, закрепляющая так называемый «обычай делового оборота», т. е. не предусмотренное законом правило, которое может регулировать отдельные имущественные отношения. Но может быть и другой путь: в нормативных документах не указана возможность применения обычая, а государство фактически, хотя и неофициально («молчаливо») санкционирует его. Так, суды России при разводе супругов обычно оставляют детей с матерью, хотя такой правовой нормы в нашем законодательстве нет. Судебный прецедент ещё называют юридическим прецедентом, а также правом судей или судебным правом. Прецедент в данном случае означает судебное решение по конкретному юридическому делу, которое служит образцом при рассмотрении аналогичных дел. Представьте себе ситуацию: судья рассматривает дело, но в законах страны нет необходимой именно для данного случая нормы права. Как быть? Вот в этом случае судья сам принимает решение, руководствуясь, конечно, общими принципами права, своим мировоззрением, моральными ценностями, опираясь на свой опыт и житейскую мудрость. Если принятое судьёй решение окажется достаточно убедительным образцом при рассмотрении аналогичных дел, оно становится судебным прецедентом. Таким образом, получается, что суд не только применяет, но и сам создаёт правовые нормы. Судебный прецедент служит одним из основных источников права в таких странах, как Англия, США, Канада, Австралия. В Советском Союзе судебный прецедент вообще не признавался в качестве источника права. И только в современной России он стал постепенно входить в практику. Нормативно-правовой акт. Его полное название звучит так: нормативно-правовой акт государственных органов. Для краткости обычно употребляют термин «нормативный акт». Но в уме всегда следует держать мысль: все нормативные акты издаются или санкционируются только органами государства, наделёнными соответствующей компетенцией — правом устанавливать, а также изменять или отменять правовые акты. Итак, нормативно-правовой акт — это выраженный в письменной форме официальный документ, принятый компетентными государственными органами и содержащий нормы права. Внимательно вдумавшись в определение нормативного акта, вы сумеете увидеть его безусловные преимущества перед другими источниками. Прежде всего это документ официальный, исходящий от государства. А это значит, что в каждом акте содержится и через него выражается государственная воля. Отсюда, как вы понимаете, многое проистекает: и его общеобязательность, и гарантированность со стороны государства, и, конечно, неизбежность принудительных санкций в отношении нарушителей правовых норм, закреплённых в нормативном акте. Есть и другие особенности. Правотворческие органы имеют возможность оперативно издать, изменить или отменить нормативно-правовой акт. К тому же, поскольку это документ публичный, он подлежит официальному опубликованию. Это требование записано в Конституции РФ (ст. 15), оно обязательно, ибо только после публикации нормативного акта государство может требовать исполнения содержащихся в нём норм права. Наконец, нормативный акт должен быть изложен особым юридическим языком, чтобы его формулировки не только были точны и понятны, но и толковались бы однозначно, без двусмысленности. (Подумайте почему.) Естественное право как источник реально действующего в стране (позитивного) права — это прирождённые и неотчуждаемые (естественные) права человека, которые официально признаны государством и закреплены в его конституции и других законах. При этом важно помнить: во-первых, естественные права человека занимают самое высокое, ведущее место в иерархии источников действующего права данного государства (глава 2 нашей Конституции целиком посвящена неотчуждаемым правам человека, а в ч. 1 ст. 135 указано, что положения этой главы «не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием» (как вы думаете, почему?). Во-вторых, естественное право, получив конституционное признание и силу действующего права, тем не менее продолжает одновременно оставаться естественным правом, а значит, по самой своей сути, своему гуманистическому потенциалу продолжает играть роль императива по отношению ко всему остальному массиву действующего права. § 19. Источники права (продолжение) Виды нормативных актов Нормативные акты принято разделять на два вида: 1) законы; 2) подзаконные акты. Основанием такой классификации служит юридическая сила нормативного акта. А юридическая сила акта определяется тем, какой из государственных органов его издал. Точнее, тем положением, которое данный государственный орган занимает в общей системе правотворческих органов страны, или, как говорят, его компетенцией, объёмом полномочий. (В ходе дальнейших рассуждений вы это поймёте.) В зависимости от юридической силы устанавливается строгая система соподчинения — иерархия нормативных актов. Высшей юридической силой по отношению ко всем другим, подзаконным актам обладают законы. Законодательным органом в нашей стране согласно Конституции РФ является Федеральное Собрание. В исключительных случаях законы принимаются путём референдума — всенародного голосования. Так была принята в 1993 г. Конституция Российской Федерации — Основной закон. Итак, закон — это нормативно-правовой акт, который принимается органами законодательной власти и обладает высшей юридической силой. Законы призваны регулировать важнейшие стороны общественных отношений. Все законы Российской Федерации по своей компетенции делятся на федеральные законы (их действие распространяется на всю территорию страны) и законы субъектов РФ (масштаб их действия понятен — только территория субъекта Федерации). В стране действует множество законов. Но не следует думать, что внутри «армии законов», образно говоря, царит анархия. Напротив, здесь соблюдается строжайшая дисциплина и субординация (соподчинение). По своей значимости, или, иначе говоря, по положению на иерархической лестнице, законы подразделяются на три группы: 1) на самой вершине находится Конституция РФ — Основной закон: ни один нормативный акт, принимаемый в стране, не может противоречить Конституции РФ, в противном случае он не имеет юридической силы и подлежит отмене; 2) на ступеньку ниже (т. е. обладают меньшей юридической силой) располагаются федеральные конституционные законы, которые регулируют вопросы, относящиеся к правовым основам государства, государственного строя, или, как говорят, к предмету ведения Конституции РФ, — Закон «О чрезвычайном положении», Закон «О выборах Президента РФ», Закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ», Закон «О Правительстве РФ» и др. Эти вопросы уже освещены в Конституции РФ (например, гл. 4, 5), но в общих чертах; конституционные законы помогают сделать это глубже, детальнее. Понятно, что конституционные законы не должны противоречить Конституции, иначе они не имеют юридической силы и подлежат отмене; 3) третья группа — текущие (или обычные) федеральные законы, которые регулируют всю массу остальных важнейших сторон общественных отношений. Это, например, Гражданский кодекс РФ («кодекс» в буквальном смысле — «собрание законов», в современном понимании это закон, в котором объединены и систематизированы нормы права, относящиеся к одной отрасли права; в Гражданском кодексе РФ, в частности, собраны все самые важные нормы, регулирующие имущественные и личные неимущественные отношения), Трудовой кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ, Закон «Об акционерных обществах» и др. Текущие федеральные законы не должны противоречить двум предыдущим видам — Конституции РФ и конституционным федеральным законам. Федеральные законы и законы субъектов российской федерации Поскольку мы живём в федеративном государстве, у нас действуют как федеральные законы, так и законы субъектов Российской Федерации. Конституция, чтобы устранить соперничество, в ст. 71—76 строго разграничивает порядок и пределы действия тех и других законов (как выражаются юристы, разграничивает компетенции). Знакомясь с содержанием названных статей, вы встретите термин «предметы ведения». Под предметами ведения подразумеваются те сферы общественной жизни, отрасли народного хозяйства и социально-культурной жизни, которые находятся в распоряжении одной или другой власти — федеральной или субъекта РФ. Конституция чётко указывает, что именно находится в ведении Российской Федерации, а что — в ведении её субъектов. Для этого все предметы ведения разделены на три вида: 1) есть предметы ведения РФ. К ним относятся те сферы общественной жизни, отрасли хозяйства, которые регулируются федеральной властью (см. ст. 71 Конституции РФ). По предметам ведения РФ принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы. Законы субъектов РФ не могут им противоречить; 2) есть предметы совместного ведения РФ и субъекта РФ. Сам смысл формулировки подсказывает, что есть вопросы, которые решаются совместно федеральной государственной властью и властями субъектов РФ (подробнее см. ст. 72 Конституции РФ). По предметам совместного ведения издаются федеральные законы и законы субъектов РФ. Понятно, что законы субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам совместного ведения; 3) наконец, вне пределов ведения РФ, а также совместного ведения субъекты РФ осуществляют своё собственное правовое регулирование — принимают свои законы (или подзаконные акты). И вот тут-то в случае противоречия между федеральным законом и законом субъекта РФ действует закон субъекта РФ (ч. 6, ст. 76). Например, если субъект РФ в пределах своей собственной правовой компетенции издаёт нормативный правовой акт, скажем, об устройстве музея национального искусства, то федеральный закон не может отменить этот акт по вполне обоснованной (в правовом смысле) причине: этот вопрос не является предметом ведения РФ. Однако — обратите внимание — ни один закон (или подзаконный акт) субъекта РФ не может противоречить Конституции РФ. Почему? Ответ на этот вопрос вы уже знаете. Подзаконный акт — удивительно точное название. Оно ясно сообщает нам, что подзаконный акт как источник права обладает меньшей юридической силой, чем закон (находится под законом, ниже закона). И действительно, подзаконные акты (указы, постановления, приказы, инструкции и т. д.) исходят не от законодательной власти. Их принимают органы исполнительной власти, а также должностные лица — Президент, Правительство, министры и др. — в пределах своей нормотворческой компетенции. Из этого положения вы легко сделаете вывод, что подзаконные акты должны приниматься только на основании и в точном соответствии с законом, и прежде всего Основным. Нетрудно сделать ещё один вывод: соотношения между различными подзаконными актами также строятся по принципу иерархии — с учётом их юридической силы. А юридическая сила каждого акта определяется законодательно установленной должностной компетенцией государственного органа (или должностного лица), издавшего акт, т. е. тем положением, которое он занимает в общей системе (иерархии) исполнительной власти. Поэтому здесь тоже должна соблюдаться строжайшая дисциплина: подзаконные акты нижестоящих государственных органов (или лиц) должны соответствовать актам вышестоящих. Высшее положение в иерархии подзаконных актов как источников права занимают, конечно, указы и распоряжения Президента РФ. В них определяются основные направления внутренней и внешней политики страны. Почему они обязательны к исполнению на территории всей страны и почему они не должны противоречить ни Конституции РФ, ни федеральным законам, ни законам субъектов Федерации, вы вполне аргументированно можете объяснить сами. Президенты республик в составе РФ, а также губернаторы, мэры, главы администраций других её субъектов принимают нормативные акты разных наименований — указы, распоряжения, постановления и др. Правительство РФ, а также правительства субъектов Федерации, осуществляя исполнительную власть, издают нормативные акты в форме постановлений, с помощью которых управляют хозяйственной и социально-культурной жизнью. Если же эти акты противоречат Конституции РФ, федеральным законам, законам субъектов Федерации или указам Президента РФ, то они подлежат... (Закончить фразу предлагаем вам самим.) Министерства, федеральные службы, агентства и другие центральные ведомства как органы исполнительной власти строго в пределах своих полномочий издают инструкции и постановления, регулирующие в основном отношения внутри соответствующей отрасли. Эти нормативные акты могут быть отменены Правительством РФ. Нормативные акты издаются также органами местного самоуправления обычно в форме решений. Понятно, что они не должны противоречить нормативным актам вышестоящих органов. Заканчивая разговор об источниках права, ещё раз подчеркнём положение Конституции — Основного закона — в иерархии нормативных актов. Конституция занимает самое высокое положение в иерархии нормативных актов прежде всего потому, что она имеет высшую юридическую силу на всей территории России. Свою силу наша Конституция получила непосредственно из рук народа, поскольку принята была путём всенародного голосования (12 декабря 1993 г.). Задачи, которые решает Конституция в качестве главного источника права, не может решить ни один другой нормативный акт. Она закрепляет: 1) основы конституционного строя (высшие ценности и систему политических, экономических, социальных отношений); 2) права и свободы граждан; 3) федеративное устройство; 4) организацию высших органов власти. Все остальные законы и подзаконные акты должны приниматься и издаваться только в соответствии с Основным законом, они не могут ему противоречить. Наконец, Основной закон служит высшей нормой поведения граждан, общественных объединений, всех органов государственной власти и должностных лиц. § 19. Источники права (окончание) Законотворческий процесс в Российской Федерации Процесс принятия закона состоит из нескольких основных этапов, или, как говорят, стадий. Первую стадию называют законодательной инициативой. Речь идёт о праве внесения законопроекта в Государственную Думу. Подчеркнём, вносят законопроект только в Государственную Думу. Тем самым Конституция разграничивает компетенцию палат: процесс принятия закона отнесён к компетенции нижней палаты (Государственной Думы), а право одобрить или отклонить закон предоставлено верхней (Совету Федерации). Конституция ограничивает круг субъектов законодательной инициативы (ст. 104, ч. 1). Сюда включены: Президент РФ, Совет Федерации, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, Правительство РФ, законодательные органы субъектов РФ. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному Суду РФ, Верховному Суду РФ и Высшему Арбитражному Суду РФ по вопросам их ведения (т. е. по тем вопросам, которые относятся к их компетенции). Вместе с тем никто не лишён права обращаться в парламент с законодательными предложениями. Разница в том, что в отношении предложений парламент волен решать, как с ними поступить, а законодательную инициативу обязан рассмотреть. Отметим также, что ряд законопроектов могут быть внесены только при наличии заключения Правительства РФ (это касается так называемых финансовых законопроектов — ст. 104, ч. 3). Вторая стадия — обсуждение законопроекта в Государственной Думе. Оно осуществляется поэтапно: сначала предварительное (неофициальное), а затем официальное обсуждение. Предварительное обсуждение называют парламентскими слушаниями, когда вместе с мнением парламентариев заслушиваются мнения государственных и общественных деятелей, а также специалистов-экспертов (юристов, политологов, экономистов, социологов и т. д.). Их замечания и предложения помогают добиваться высокого качества будущего закона. Официальное обсуждение в Государственной Думе, согласно регламенту, проводится три раза, как принято говорить, в трёх чтениях. Во время первого чтения прорабатываются главные, принципиальные положения законопроекта (при этом он может быть отклонён или одобрен). Второе чтение можно назвать самым придирчивым, тщательным: идёт детальное постатейное рассмотрение проекта в целом, вносятся необходимые поправки (и на этом этапе законопроект может быть отклонён или одобрен). Третье чтение завершает обсуждение законопроекта в нижней палате парламента. В ходе этого чтения депутатам нельзя вносить никаких поправок, решение они выносят однозначное — одобрить или не одобрить законопроект (кстати, бывает, что законопроект могут принять сразу в трёх чтениях). Третья стадия — принятие закона в Государственной Думе. В зависимости от вида закона в процедуре принятия есть различия. Чтобы принять обычный федеральный закон, требуется простое большинство голосов от общего числа депутатов (50% плюс 1 голос от общего числа — 450 депутатов). Федеральный конституционный закон принимается только в том случае, если он одобрен так называемым квалифицированным большинством (не менее двух третей голосов). Четвёртая стадия — одобрение закона в Совете Федерации. Принятый в Государственной Думе закон поступает в Совет Федерации, где он в 14-дневный срок должен быть рассмотрен, одобрен или отклонён. Обязательному рассмотрению здесь подлежат только федеральные законы, принятые Государственной Думой по вопросам, перечень которых дан в статье 106 Конституции РФ (по вопросам финансов, международных договоров, государственной границы, войны и мира). И далее процедура голосования строится таким образом: обычный федеральный закон считается одобренным, если за него проголосует более половины депутатов; за одобрение федерального конституционного закона должны проголосовать не менее трёх четвертей от общего числа депутатов верхней палаты. Пятая стадия — подписание и обнародование закона. Принятый парламентом федеральный закон направляется Президенту РФ. В течение 14 дней он должен его рассмотреть и подписать (либо вернуть на повторное рассмотрение). Подписанный Президентом закон должен быть обнародован. Цель обнародования — довести содержание нового закона до сведения населения путём публикации в официальных изданиях — «Российской газете», «Парламентской газете», «Собрании законодательства РФ» и интернет-ресурсе. Только опубликованный закон вступает в действие. В ситуации, когда Президент не согласен с содержанием закона и отказывается подписать его, федеральный закон возвращается на повторное рассмотрение палат. И если при повторном рассмотрении закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством, составляющим не менее двух третей от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, он подлежит подписанию Президентом и обнародованию (ст. 107). Право Сущность права. Право – это система установленных государством норм и правил поведения, исполнение которых обеспечивается силой государственного принуждения. Закон – это норма и правило поведения. В случае нарушения закона правоохранительные органы должны применить к виновному санкции. Такими правовыми санкциями в древности обычно служили телесные наказания (казнь и пытки). В современном демократическом обществе казнь часто заменяют пожизненным заключением в местах лишения свободы, а пытки – на лишение свободы на ограниченный законом срок, штраф, конфискацию имущества, возмещение ущерба потерпевшей стороне и т. д. Но, всё-таки, право с древности и до наших дней чаще всего было построено на вооружённом контроле государства над своими гражданами. Правовые нормы делают поведение людей предсказуемым, в этом состоит функция и польза права для общества. Правовые нормы не должны противоречить друг другу, иначе граждане могут попасть в затруднительное положение и не будут знать того, какой закон им следует исполнять. Государство должно поддерживать общественный порядок, охранять право на частную собственность, свободную конкуренцию и жёстко пресекать попытки преступников нарушить общественный порядок, незаконно завладеть чужим имуществом, помешать другим гражданам свободно заниматься предпринимательской деятельностью. Люди в обществе неизбежно вступают в отношения, заключают экономические договоры друг с другом, при этом государство является гарантом того, что обе стороны должны выполнять условия этого договора, что нарушитель условий договора будет наказан и будет должен компенсировать убытки потерпевшей стороне. Все граждане должны иметь одинаковые права. Все граждане должны соблюдать закон, независимо от социального статуса этих граждан. Даже высокопоставленные чиновники и правители должны соблюдать закон и не должны допускать в своей деятельности случаев произвола и беззакония. Должны применяться только опубликованные законы, иначе граждане не будут знать законов, за которые их могут наказать, а власти получат право на произвол. Если в стране существует конституция, то даже правитель обязан соблюдать нормы этой конституции. Закон. Законы принимаются высшими органами государственной власти. При тирании, царстве или при наследственной монархии законы принимает царь или монарх единоличным решением, таким способом, например, царь Хаммурапи принял первый известный в истории кодекс законов. При аристократии или олигархии законы принимает сенат, боярская дума, ЦК или Политбюро правящей коммунистической партии путём голосования членов этого правящего привилегированного собрания. При полисной демократии законы принимаются путём голосования в народном собрании. В условиях представительной демократии законы принимает парламент. Существует иерархия законов и кодексов. Кодекс – это множество законов, описывающих нормы поведения в какой-то области деятельности - в экономике, семейной сфере и тому подобное. Самые главные законы объединены в конституцию. Законы из других кодексов не должны противоречить конституционным нормам. В случае противоречия с нормами конституции законы из других кодексов утрачивают силу по решению конституционного суда. Наряду с законами, существуют и другие правовые (подзаконные) акты, подчинённые законам: указы президента, постановления правительства, инструкции, правила, приказы и т. д. [3] Чтобы жить в обществе, чтобы иметь успех в делах, человек должен изучать законы. Отрасли права: Международное право. Конституционное право, которое объединяет самые важные законы Уголовное право, которое предусматривает суровые уголовные наказания, например лишение свободы на длительный срок, за самые опасные для общества и человека преступления. Административное право, которое предусматривает менее суровые наказания, например штраф или арест до 15 суток, за менее опасные для общества проступки. Гражданское право. Трудовое право, которое регулирует трудовые отношения, т. е. правила найма рабочей силы. Семейное право, которое регулирует отношения между супругами, между родителями и детьми. Судебное право Финансовое право. Виды кодексов РФ: Арбитражный процессуальный. Бюджетный. Водный. Воздушный. Градостроительный. Гражданский. Гражданский процессуальный. Жилищный. Кодекс законов о труде. Земельный. Лесной. Налоговый. Кодекс об административных правонарушениях. Семейный. Таможенный. Торгового мореплавания. Уголовно-исполнительный. Уголовно процессуальный. Уголовный. Этот список дан по алфавиту, а не по значению этих кодексов. В этом учебнике нужно изучить содержание только важнейших кодексов – гражданского, трудового, административного, уголовного, семейного, уголовно-процессуального и уголовно-исполнительного. Правовое государство. Закон в правовом государстве регулирует все сферы общества – экономическую, политическую, культурную и семейную. Можно написать огромное количество законов, но без хорошего механизма их реализации, без хорошего механизма принуждения к исполнению законов, без эффективных санкций законотворчество не имеет смысла. Поэтому в правовом государстве существует хороший механизм их реализации. Чтобы законы хорошо соблюдались, нужно чтобы они соответствовали обычаям и традициям страны, чтобы эти законы не противоречили друг другу, чтобы в стране существовала сильная судебная система и правоохранительные органы, способные даже чиновника, полицейского, президента, или преступного авторитета заставить соблюдать закон. Правоохранительные органы должны суметь загнать преступный мир в подполье, иначе последний попытается заставить общество жить по «воровским» законам, по «понятиям». Признаки правового государства: Верховенство закона. Развитая система прав и свобод граждан, хорошо отлаженный механизм защиты этих прав в суде. Разделение верховной власти на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную. Сильная судебная власть, которая опирается на верховенство закона. История права. Кодекс законов Хаммурапи. История права, хотя она намного короче, чем история человечества, насчитывает тысячелетия. Правовые нормы развивались вместе с развитием общества. Например, до изобретения механических денег, не было и закона о фальшивомонетчиках, до изобретения компьютеров – о компьютерных ворах. Существует только одна тенденция в истории - постепенное возрастание роли права в обществе. Кратко пересказать историю права - дело совершенно безнадежное. Наша задача иная - обратить внимание учащихся на некоторые узловые моменты развития права. Правосудие, или закон, возникло, когда люди вступили в какие-то общественные отношения между собой. Например, Робинзон Крузо, живший в одиночестве, совсем не нуждался ни в каких законах. Ему было не с кем выяснять отношения. Но как только появился Пятница, возникла возможность конфликтов между Робинзоном и его слугой, укрепление прав одного в ущерб правам другого. Стал нужен закон. Цель закона — установить и ясно определить взаимоотношения между отдельными людьми и отношения человека с обществом, установить их права и обязанности. Закон старается дать человеку столько свободы действий, сколько не повредит свободе других людей. Законы обычно развивались из привычек людей. В 1901 г. французские археологи обнаружили при раскопках в Сузах недалеко от бывшего Вавилона чёрный базальтовый столб, покрытый клинописью. В настоящее время этот столб с законами хранится в парижском музее Лувр. Свод законов вавилонского царя Хаммурапи, созданный приблизительно в 1780 г. до н. э., является одним из древнейших законодательных памятников. В верхней части столба изображен сам Хаммурапи, получающий законы из рук бога солнца Шамаша. Судебник начинается с пространного введения, где говорится о том, что боги передали Хаммурапи царскую власть, чтобы он защищал слабых, сирот и вдов от обид и притеснения со стороны сильных. Далее следуют 282 статьи законов. В законах подробно регулируются продажа земли и строений, аренда пахотного поля и сада, наем скота для работы в поле, заклад имущества при сделках займа. Плата за арендованное поле обычно равнялась 1/3 урожая, а сада - 2/3. Закреплена власть мужа в семье. Чтобы брак считался законным, необходимо было заключить контракт. Предусмотрено наследование по закону и по завещанию. Были устанавлено различие в наказании за предумышленное и нечаянное убийство. Но телесные повреждения карались по восходящему к глубокой древности принципу "око за око, зуб за зуб". Предусматривались суровые кары для строптивых рабов, которые отказывались подчиняться хозяевам. Человек, укравший или укрывший чужого раба, карался смертной казнью. Если врач был виновен в неудачной операции над свободным человеком, то он карался отсечением руки, если от такой же операции пострадал раб, то необходимо было лишь уплатить хозяину стоимость этого раба. Если по вине строителя рухнул дом и в его развалинах погиб сын хозяина дома, строитель наказывался смертью своего сына. Практически любая кража каралась смертной казнью. Воины получали от государства земельные наделы и обязаны были по первому требованию царя выступить в поход. Законы Ману. До нас дошли эти древнеиндийские законы, составленные на рубеже второго и первого тысячелетий до н. э. Законы Ману предусматривали расчленение права собственности на землю между государством, общиной и частным хозяином. Признавались недействительными сделки, заключенные с применением насилия или обмана. Были определены максимальные размеры процентов при займе. Законы Ману последовательно проводят господство мужчины в семье. В уголовных установлениях различались умысел и неосторожность при совершении преступления, первое правонарушение и рецидив, тяжкое преступление и легкое. Законы Солона. Реформы Солона были проведены в 6 в. до н.э. В Афинах правила коллегия из девяти выборных архонтов, они руководили исполнительной властью, культом, армией, судом. Солон был избран на должность архонта в период острого противостояния богатых и бедных, когда бедняки оказались в большой задолженности по арендной плате за землю и отказывались платить долги. Солон осуществил с помощью правовых установлений социальный компромисс. С одной стороны, Солон отменил долговую кабалу и ликвидировал все земельные долги. Закладные камни были убраны с полей. Граждане Афин, ставшие рабами за долги, были отпущены на свободу. С другой стороны, Солон установил чёткие имущественные цензы. Самые богатые были причислены к первому разряду, просто богатые - ко второму. Эти граждане получили право замещения важнейших постов, но архонтами и членами ареопага могли быть только представители первого разряда. Ареопаг – это совет старейшин, орган власти аристократов. Третий разряд составили граждане среднего достатка, все прочие были зачислены в ' четвертый разряд. Граждане первого разряда обязывались к поставкам в военное время, граждане второго разряда - служили в кавалерии, третьего - в тяжеловооруженной пехоте, четвертого - в легковооруженной пехоте. Разряд устанавливался по размеру годового дохода. Таким образом, на смену аристократическому делению общества Солон ввел имущественное деление. Кодекс Юстиниана. Великими творцами законов были римляне, а свод законов императора Юстиниана, жившего с 527 по 565 годы, суммировал тысячелетнюю практику этого творчества. Свод римского гражданского права был составлен в 529—534 гг. Первоначально свод состоял из 3 частей: Институции (4 тома, представляющие собой учебник для начинающих юристов). Дигесты (50 томов, составленных из трудов классических римских юристов, с объяснениями кодификаторов). Кодекс Юстиниана. Позже была добавлена четвёртая часть, «Новеллы» (168 новых законов). Кодекс состоит из 12 книг, книги из титулов, титулы разделяются на отдельные императорские постановления, а они, в свою очередь, на параграфы. Дигесты содержат в себе высказывания ведущих римских юристов в период 96-533 гг. н. э. по самым разным вопросам права. Именно Дигесты послужили исходным пунктом для начала заимствования римского права на Западе. Римские юристы впервые обосновали деление права на публичное и частное. Согласно определению римского юриста Ульпиана (3 в. до н.э.), к публичному праву принадлежат нормы о положении Римского государства как целого, к частному праву - нормы о положении отдельных лиц. Например, дороги, храмы считались объектами регулирования публичного права, а собственность, семья, наследство и др. - объектами регулирования частного права. Это деление права на публичное и частное существует до сих пор. Римское право было сложным. Римское право включало, во-первых, так называемое цивильное право - Законы XII таблиц (середина V в. до н.э.), последующие постановления народных собраний, а также комментарии римских юристов к законам. Термин "цивильное" происходит от слова "civitas", что значит "город". Подразумевалось, что цивильное право - это гражданское право, как область норм, регулирующих имущественные отношения. Во-вторых, римское право включало так называемое преторское право. Коллегия преторов была высшей судебной инстанцией. Не посягая на текст Законов XII таблиц, преторы нашли своеобразный путь их обхода. При вступлении в должность они издавали специальные эдикты. В них они стали постепенно отходить от текста законов и устанавливать правила, которыми должны были руководствоваться судьи при рассмотрении уголовных и гражданских дел. С течением времени преторский эдикт стал в Риме источником права, совокупность таких эдиктов образовала преторское право. Применительно к нашей терминологии - это руководящие указания в судебной практике. Такова в самых общих чертах сложная структура римского права. В римском праве были представлены почти все правовые отрасли, но особого развития достигло гражданское право, регулирование имущественных отношений, прежде всего, отношений собственности. По-видимому, этим объясняется непреходящая ценность римского права для будущих поколений. Западноевропейские кодексы эпохи феодализма. В эпоху средневековья действия людей регулировались главным образом церковью, которая выработала перечень законов, названных канонами. Период Средних веков в истории Западной Европы охватывает более чем тысячелетнюю эпоху (V - XVI вв.) и обычно именуется феодализмом. Церковные догмы объявлялись непререкаемыми, даже юриспруденция находилась под контролем и опекой богословия. Право средних веков характеризуется пренебрежением к правам человека, расцветом инквизиционного процесса. В XII веке римское право начало изучаться в Италии и распространилось по всей Европе. На основании римского права был создан перечень законов, получивших свое развитие в гражданском праве. Оно шло вразрез с существующими канонами. В то же время суды Англии пересматривали взгляды на закон, появился новый кодекс, названный общим правом. В 1215 г. в Англии, в условиях ожесточенной борьбы между королем и крупными феодалами, король Иоанн Безземельный был вынужден подписать "Великую Хартию вольностей". Главным положением хартии стало установление, что ни один свободный человек не может быть заключен в тюрьму, изгнан из страны, лишен имения, поставлен вне закона иначе, как по законному приговору суда. В этом тезисе заключено признание неприкосновенности личности, одно из главных прав человека. [13] В Англии в 1679 г. был принят известный "Habeas corpus act". Его значение заключается в гарантиях против необоснованного лишения свободы без решения суда. Арестованным предоставляется безусловное право обращения к суду для проверки обоснованности ареста. Этот закон как гарантия свободы человека действует и сегодня. Его идеи были восприняты и реализованы в законодательстве многих стран. Кодекс Наполеона. Средние века сменились Новой историей. Этот этап развития цивилизации принято называть становлением и развитием буржуазного общества (XVII - XIX вв.). Его общей чертой можно считать преодоление политической несвободы, становление демократических тенденций и структур. Великие французские просветители создали теорию естественных прав человека. Согласно этой теории все люди рождаются свободными и равными в правах, государство создается путем общественного договора, и деятельность его должна быть направлена, в первую очередь, на защиту прав людей. Функционирование государства и права в наиболее развитых странах опирается на опубликованные конституции. Постепенно конституции принимались в качестве основного закона государства. Этот процесс начался с принятия в 1787 г. Конституции США. В 1804 году Наполеон принял кодекс, включавший все гражданские законы того времени. При разработке особое внимание обращалось на чёткость и непротиворечивость формулировок. Кодекс содержит фундаментальные положения о праве частной собственности, возмещении ущерба, договорном праве и др.; Кодекс закрепил завоевания Французской революции. Кодекс Наполеона послужил основой кодексов Европы, Центральной и Южной Америки. Кодекс установил: юридическое равенство участников отношений, свободу договора - (разрешается делать все, что не запрещено законом), частную собственность на землю с ликвидацией феодальных привилегий, гражданский брак и право развода, освобождение гражданско-правовых отношений от вмешательства церкви. Идеи Кодекса Наполеона получили распространение во всем мире, сам же Наполеон говорил, что ставит введение и распространение этого Кодекса выше своих сорока побед. Система общих законов, возникшая в Англии, стала отправной точкой кодексов США, Канады, Австралии и Новой Зеландии. Кодекс Сперанского в России. В Российской Империи издавна были различные царские указы, но законы в современном понимании впервые были изданы в 1832 году. Назывался этот справочник "Свод законов Российской империи" и представлял собой официальное собрание действующих законодательных актов. Этот кодекс был разработан Сперанским на основе принципов кодекса Наполеона. Этот свод законов состоял из нескольких десятков томов и содержал в себе законы, начиная с 1649 года. Последнее издание кодекса Сперанского выходило вплоть до 1916 года и содержало в себе более 40 000 законодательных актов.
    1 балл
  10. а откуда мы потом новых кроликов возьмем, если Адлер на зоне дубы лобзиком? у шапочки окромя овощей и ягод на приусадебном ничё нету! Эдак вегетарианцами сделаемся...
    1 балл
  11. сбросить газ, переходя снежную межполосицу - предел дибилизьма
    1 балл
×
×
  • Создать...