Перейти к содержанию

Откуда есть пошла земля березниковская.


Рекомендуемые сообщения

Опубликовано

Братцы! Большое спасибо. Еще очень нужна информация об Абрамово. Есть желающие, восстановить старинную избу и сделать там туристический объект поселений 1Х - ХШ вв. Абрамово, как археологический памятник родановской культуры, и поселение 16 века. В книгах Кайсарова он обозначен, как "починок Абрамов" - 1623 г., Пожалуйста, имейте ввиду. К тому же там родился герой войны Братчиков Г. И.

 

А деревень у нас исчезло очень много. Особенно за последние 10 лет. Игумнов в Новом компаньоне назвал цифру 1300 населенных пунктов по Пермскому краю. Ужас. Когда-то они кормили всю Пермскую губернию, потом область. Сейчас все продуты привозят незнамо откуда и незнамо какие..

  • Ответов 1.6 тыс
  • Создана
  • Последний ответ

Топ авторов темы

Опубликовано

Дер. Вьюхина располагалась, судя по старым картам (на 1948 ещё нанесена), ЗДЕСЬ. Карт Периода 1948-1983 нет. Но на 1983 уже Вьюхиной нет.

На карте американских вояк 1954 г ее нет...

post-45644-0-47920000-1338740623_thumb.jpg

Опубликовано

... У Веретийской церкви записано, что всех хоронили на приходском погосте. Это у нынешнего солеотвала получается. А что записано у Предтеченской про место захоронений?

 

Конкретно по месту расположения Зырянского погоста ничего сказать не могу, не знаю. Но уверен, что было кладбище и Зырянское, и Веретийское.

В общем случае - в каждом приходе был свой погост. Так и писали в третьей части метрик стандартно - "на приходском кладбище" - это, когда приходские церкви были относительно далеко друг от друга, ну как "наши" - Лёнвенская, Дедюхинская, Веретийская и Зырянская.

В крупных населённых пунктах, где было несколько церквей, выделялось одно общее кладбище. В Усолье, например, где три церкви находились чуть ли не в ста метрах друг от друга, хоронили на одном кладбище и писали в метриках "на общем кладбище".

В качестве доказательства, что в Зырянке и в Веретье были разные кладбища, приведу такой факт. Просматривал метрические книги Предтеченской церкви Зырянки за 1906 - 1916 г. Во всех записях о смерти место погребения указано «на приходском кладбище». А вот в одной записи - о смерти Наталии Иулиановны Нагель, умершей от скоротечной чахотки 20 мая 1914 года, указано "похоронена на Веретийском кладбище". Причины, по которым отпели в Зырянке, а похоронили в Веретье, мне не известны, может быть - желание родственников.

В каких-то неординарных случаях указывалось место погребения. Встречал вот такие записи:

"... по случаю распутицы погребена в самой деревне";

"... погребен в церковной ограде";

"... погребена в особом месте близь кладбища, вследствие отношения г. пристава 2-го стана Соликамского уезда" - о самоубийце;

"... без покаяния и церковного чиноположения погребена ее родственниками и отступившими от правоверия без свидетельства в лесу" - о вероотступнице Зырянского прихода.

 

Вопрос по погостам тоже в старых фотографиях обсуждался: http://berforum.ru/topic/3949-starie-fotografii-goroda/page__view__findpost__p__129439

Опубликовано (изменено)

А Адамова Гора упоминается в метриках? И к какому приходу она относилась?

Предположу, что Зырянский погост под карналиткой (???), упомянутый Дедалом, и есть возможное приходское кладбище. А то, что попало "Под погост" у пруда - новодел - как бы продолжение его ввиду строительной площадки на старом. Блин, ни каких свидетельств...

 

На Вики всё смотрится логично. В Веретии сделать погост посреди села возможности не было - его вынесли. Малая Веретия наверно позже появилась? Нет? А возле Предтеченской церкви это место вряд ли было заселено. Эх, жаль, что с колокольни снимок сделан только в сторону Зырянки... Хотя подозреваю, что чел мог и вкруг пройти с фотиком.

Изменено пользователем GARRY6490
Опубликовано

Да, Гарри, совершенно верно. Погост под карналитовой фабрикой - это приходское кладбище Иоана Предтечи, которая относилась к Зырянке.

Погост у пруда видимо некое межмуниципальное кладбище.

Опубликовано

Да, Гарри, совершенно верно. Погост под карналитовой фабрикой - это приходское кладбище Иоана Предтечи, которая относилась к Зырянке.

Погост у пруда видимо некое межмуниципальное кладбище.

Дык только воспоминания. Вот бы описание какой найти исследовательское, документы строительные раскопать.

Опубликовано

А Семино к "погосту" не имеет отношение? На р. Зырянке, на начало ХХ в жителей 81 человек. А еще неподалеку, напротив Уралкалия, была деревня Пяткова. Есть фото деревни на фоне строительства детской больницы. Поищите в этом направлении. Это кладбище было до советской власти. Я видела там мраморные памятники из черного, белого и серого мрамора, в детстве. Захоронение богатых умерших не так ли? Явно не советских, нищих.

 

Вопросы по Авангарду выносим в тему "Авангард многострадальный".

Опубликовано

На всей реке Зырянке или в селе Зырянка? А где хоронили жителей более дальних от Предтеченской церкви деревень (Быгель,Куфтерина, Суханова,Новожилова, Круглый рудник,Дурыманы,Удбишная,Баскакова и др.?

Опубликовано (изменено)

На всей реке Зырянке или в селе Зырянка? А где хоронили жителей более дальних от Предтеченской церкви деревень (Быгель,Куфтерина, Суханова,Новожилова, Круглый рудник,Дурыманы,Удбишная,Баскакова и др.?

Повторюсь - так как они отпевались в церквах, то и хоронили при церкви на приходском погосте. Раз в Предтеченской книге записано, что житель такой-то деревни - значит привезли оттуда. Записи в книгах делались в основном по факту совершения обряда. Обычно не в день рождения и смерти, а в день крещения и отпевания. Крещение стандартно - в основном 1-5 день с рождения. Отпевание тоже не далее 2-3 дня. Смысл везти упокоенного куда-то обратно в деревню? Но варианты могут быть, куда ж без них. Но в силу тотальной религиозности отпевали всех. В Дедюхино даже была отдельная кладбищенская церковь.

Изменено пользователем GARRY6490
Опубликовано

А Семино к "погосту" не имеет отношение? На р. Зырянке, на начало ХХ в жителей 81 человек. А еще неподалеку, напротив Уралкалия, была деревня Пяткова. Есть фото деревни на фоне строительства детской больницы. Поищите в этом направлении. Это кладбище было до советской власти. Я видела там мраморные памятники из черного, белого и серого мрамора, в детстве. Захоронение богатых умерших не так ли? Явно не советских, нищих.

 

У торца дома 94 по Пятилетки (сторона дома обращённая к 66-му дому по Свердлова), году этак в 1977-79, торчал из земли памятник (надгробье?) из, предположительно, гранита, красно-белесоватого цвета. На нём были высечены буквы на старославянский(?) манер. Что там было написано - в принципе можно было прочитать. Но в то время мы были пацанами, нам было не до того...Сейчас понимаю, что очень жаль. Куда он потом делся - не известно. Может просто закопали в процессе благоустройства (там одно время газон пытались разбить), а может наоборот выкопали какие-то "заинтересованные лица" - не знаю.

Опубликовано

У торца дома 94 по Пятилетки (сторона дома обращённая к 66-му дому по Свердлова), году этак в 1977-79, торчал из земли памятник (надгробье?) из, предположительно, гранита, красно-белесоватого цвета. На нём были высечены буквы на старославянский(?) манер. Что там было написано - в принципе можно было прочитать. Но в то время мы были пацанами, нам было не до того...Сейчас понимаю, что очень жаль. Куда он потом делся - не известно. Может просто закопали в процессе благоустройства (там одно время газон пытались разбить), а может наоборот выкопали какие-то "заинтересованные лица" - не знаю.

Не-не... Какие гранитные памятники могут быть в начале века для крестьян? Богатых православных однозначно хоронили на приходских погостах да ещё в почетных местах. А протолюдинов - рядком под крест (с тонкостями захоронений начала прошлого века не знаком). Вспомним надгробный камень в Чкалово, датированный 1907 годом. Явно не бедного хоронили. Богатый погост в районе Пятилетки 94 сомнителен. Ибо до строительства БКК-1 хоронили у церкви. Далее видать у пруда. А позднее - уже в Кропачево. Но отдельные маленькие кладбища типа лесного Чкаловского удивляют.

Опубликовано

Ну дак вот и мне интересно - откуда он там взялся? То что он был из "благородного" камня - стопудово. И понятно что не для простого крестьянина был сделан. Э-э-х, прочитать-бы чего там написано было... Поди купчик какой-нить местный был.

Опубликовано

Вообще-то кладбища деревень и поселений организовывали подальше от существующих жилых домов, дабы не беспокоить души умерших. Поэтому, отпевших, в кино часто показывали, либо отвозили на лошадях, либо несли на руках всем селом во главе попа. В больших селах, как Ленва и Дедюхино, были соборы в центре сел, и были кладбищенские церкви на территории кладбища.

 

У соборов хоронили церковных служащих, да и то не всех. А отпевать, и это было тоже распространено широко, могли пригласить на дом. Запись же делалась от того прихода, чей поп отпевал.

 

В 1970 году я переехала в дом Пятилетки 94. Этот район Семино считался старым. Кладбище "погост" было большим. До 1940 года считалось городским

 

В том, что на нем были памятники из мрамора, не удивительно. На содовом заводе Любимова обслуживающий персонал, бригадиры, мастера, надсмотрщики, квалифицированные рабочие-солевары, зарабатывали прилично, многие из них были из окружающих деревень.

 

Если добавить, что и в Ленве, Дедюхино, Зырянке Веретии, были многочисленные торговые лавки, так, что поставить мраморный памятник не представлялось проблемой.

 

Я уже упоминала, что в детстве видела в районе бывшего гарнизонного магазина целую кучу мраморных памятников, когда при рытье котлована под фундамент для строительства 2-х этажного дома из силикатного кирпича, рабочий ковшом достал кости.

 

А с 1947 года я бабушкой ходила в лес в район Новожилова до круглого рудника. Город был застроен до Парковой и отдельные дома кое где. Проходили по прямой ул. Пятилетки, через картофельные поля, проходили две деревни, Пятково и Быгель. Когда проходили это поле, бабушка поворачивала голову на право в сторону большого кладбища и крестилась, тихо читая молитву. На этом кладбище в 1931 году была похоронена моя старшая сестренка 4 месяцев отроду (тонечка). Вот, как-то, так.

Опубликовано

В В. Цыпуштановских бумагах нашла небольшое фото Веретийской Святотроицкой церкви. Сравнила все четыре: Ленвенскую, Дедюхинскую и Зырянскую

 

С Вретийской, похожа только Предтеченская (Зырянская). На спорной фотографии церковь Веретийская. Фото сделано с высоты церковной колокольни и или с соляной варницы

 

Почему Веретийская? А не Зырянская? На фото церковный придел квадратный, у Зырянской он фигурный. А главное. На фото ниже вертикального узкого высокого окна, видно маленькое квадратное окошко. У Зырянской на этом месте ничего нет. Зато есть у Веретийской. Да и церковный придел чисто квадратный

 

Если снято с солеварницы Любимовского сользавода, то прав Странник. Это дома Маленькой Бельгии и д. Березники (п. Луга).

 

Ай, да Цыпуштанов. Как жаль, что он совсем не владеет компьютером. Он очень много знает по истории города. И мог бы рассказать. Никто не хочет с ним возится. Хотя в Усолье обещали.

 

Такого историка и архитектора потеряли.

 

Но давайте о фото. Жду возражений по моей версии.

Опубликовано

Вы, о каком фото? О Веретийской церкви? У меня не работает на компьтере механизм, по работе с флешкой. С флешки на флешку могу, кому-нить скинуть. Не видит компьютер флешку. Что это может быть? А сканера на этом компьютере нет. Переношу все сюда с флешки.

 

Вообще-то я о предыдущем фото, где каменные дома и деревянные.

Опубликовано (изменено)

Галя, на фото Странника не Маленькая Бельгия. В этих простых прямоугольных коробках ничего бельгийского и близко нет. В Маленькой Бельгии красивейшие дома-замки. А здесь...

 

А с Цыпуштановым когда возиться-то? Он с утра до ночи в своих палатах. И в выходные там же.

Изменено пользователем L-ektrik
Опубликовано

В поселке содового завода Любимова было построено около 30 разных зданий. Возможно первые не были построены по проектам Трчевича Но если это не они, то что же это?

 

Или снимок сделан с Зырянской церкви? По карте того же Цыпуштанова, на таком расстоянии могла быть еще Предтеченская церковь. Снимок сделан со значительной высоты. Обзор под углом большой. И больше ничего, откуда могла попасть в объектив Веретийская церковь. Зырянка, как раз почти напротив поселка содового завода.

 

Вы, с Гарри очень интересно рассуждаете о расположении объектов, профессионально. Попробуйте порассуждать, что это? Исходя из того, что на горизонте Веретийская церковь.

Опубликовано

... В больших селах, как Ленва и Дедюхино, были соборы в центре сел, и были кладбищенские церкви на территории кладбища.

 

... У соборов хоронили церковных служащих, да и то не всех.

 

... Когда проходили это поле, бабушка поворачивала голову на право в сторону большого кладбища.

 

1. В Лёнве кладбищенской церкви никогда не было.

А в Дедюхине, верно, была приписная к собору кладбищенская Всесвятская деревянная церковь, построенная в 1852 году.

 

2. У соборов хоронили не только церковных служащих, хоронили и простых прихожан за какие-либо заслуги. Например, в ограде Орлинской церкви до сегодняшнего дня сохранилось несколько памятников прихожанам. И по Усолью могу привести массу примеров, вот по Спасопреображенскому собору:

1892 г. Соликамского купца Иоанна Петрова Кириллова жена Татиана Александрова, 66 лет, погребена в ограде сей церкви.

1832 г. Князя Голицина служитель Алексей Григориев Костарев, 79 1/2 лет, погребен к Усольскому Спасопреображенскому собору.

1832 г. Спасо-Преображенского собора священника Никиты Леонтиева Накорякова жена Людмила Константинова, 40 лет, погребена к Усольской Николаевской церкви.

 

3. А по дороге в Новожилово Вы с бабушкой видели как раз этот "погост у пруда", что в районе бывшего военторговского магазина, другого - ни большого, ни маленького - в нашей округе не было.

Вот когда возникло это кладбище, "чьё" оно было, почему возникло - до сих пор загадка. Может быть, в отведённых границах приходских кладбищ Веретьи и Зырянки уже некуда было хоронить? Как помню, существовала норма, кладбище не ближе 100 саженей от жилья. Вот скорей всего, думаю, именно так и было.

 

А памятник, который Migon видел у дома 94 по Пятилетке, вполне могли туда привезти из той "кучи мраморных памятников" с разорённого погоста, чисто для хозяйственных целей, на фундамент, скажем. Там же частный сектор был.

Советчики хорошо постарались искоренить в народе не то что любовь, а и элементарное уважение "к отеческим гробам". До октябрьского переворота с кладбищенским делом был полный порядок (и в головах людей был порядок), вакханалия началась при большевиках (и до сих пор продолжается, видим на примере "погоста у пруда"). По кладбищам пошли трактора, на могилах начали строить "новую жизнь", власть узаконила и оправдала осквернение могил, уважение к памяти павших воинов заменилось показухой к Дню победы...

 

Ну да ладно, ушёл от темы. Кладбищенским вопросом я занимался несколько лет тому назад, когда пытался разгадать загадку возникновения погоста у пруда. Материала накопилось много, начиная чуть ли не с указов Петровских времён, но загадка так и осталась неразгаданной.

Опубликовано

Советчики хорошо постарались искоренить в народе не то что любовь, а и элементарное уважение "к отеческим гробам". До октябрьского переворота с кладбищенским делом был полный порядок (и в головах людей был порядок), вакханалия началась при большевиках (и до сих пор продолжается, видим на примере "погоста у пруда"). По кладбищам пошли трактора, на могилах начали строить "новую жизнь", власть узаконила и оправдала осквернение могил, уважение к памяти павших воинов заменилось показухой к Дню победы...

 

А с этим как быть? :wink:

 

Слушайте, я вот недавно вычитал в книжке про Усолье, что, оказывается, Усольская ЦРБ (в прошлом, больница Строгановых), оказывается, ещё в середине XIX века совершенно сознательно была построена на старом "поповском" кладбище, находившемся как раз между Покчёй и Богомолкой. Прошу заметить: больницу строили не коммунисты, не постперестроечные дерьмократы, а сами жители Усолья, работавшие у Строгановых и по указанию Строгановых. И времени от последнего захоронения на этом кладбище, как я понимаю, на тот момент прошло не более 50 лет, и похоронены на нём были знатные жители Усолья (священнослужители, купцы и пр.).

И ничего, никто не вопил про стройку на костях. :netnet:

Опубликовано (изменено)

А книжку-то кто сочинял? И что это за книжка?

И я процитирую "книжку" - это "Усолье: мозаика времён", часть 2, стр. 148.

"В советское время недалеко от кладбища были устроены убойный цех (мясокомбинат), хранилища для картофеля и овощей: гуртовые ямы. В начале 1930-х годов была возведена так называемая каркасная школа (место современной поликлиники). Двухэтажное деревянное здание построили на месте бывшего "поповского" кладбища, а на фундамент пошли каменные надгробия именитых людей Усолья, свезенные с Богомольского кладбища. Во время Великой Отечественной войны школу приспособили под пимокатную фабрику - фронту были нужны валенки (пимы). В 1947 году здание сгорело. В 1955 году почти на том же месте возвели поликлинику. Она так же была опалена пожаром. Прежде медицинских учреждений на Богомолке не существовало..."

А больницу в 1905 построили в Покче, и не на кладбище, а при кладбище. Умерших в этой больнице отпевали в больничной часовне.

Изменено пользователем L-ektrik
Опубликовано

Джиму - Маленькую бельгию тоже заливало. Уберитеко дамбу вокруг Азота и Соды и я посмотрю кто в чём плавать будет. Да и о низких берегах говорит само название Веретия ("вертлявая" река), то есть река идущая по низмености, сильно разливающаяся в половодие. Да и фото есть где Маленькая Бельгия затоплена.

 

Для Гарри - Кракодил всё подробно объяснил в Старых фотографиях, да и в доказателдьство там есть фото Маленькой бельгии захватывающий часть изображенного на предстивленном снимке. И далеко не все дома выглядили "бельгийскими". Пример один из проэктов из музея "Соды". Да и рядом с Домом Управляющего есть достаточно невзрачное двухэтажное здание.

 

Фотографии не могу загрузить, комп барахлит.

Опубликовано (изменено)

Бельгия топилась и причем основательно, под стены. Об этом свидетельствую имеющиеся снимки (1914). Но пока мимо них, а лучше вот об этом, который назван Дом управляющего Содовым заводом. Не находите, что этот рад зданий может быть тем, что на снимке с церковью. Если нет, то где этот дом находился ещё?

http://clip2net.com/s/20nj0

 

ЗЫ Страннику - себе я уже давно доказал, что это Веретийская Свято-Троицкая. Хотя бы по архитектуре. Так что вопрос чисто риторический.

 

А памятник, который Migon видел у дома 94 по Пятилетке, вполне могли туда привезти из той "кучи мраморных памятников" с разорённого погоста, чисто для хозяйственных целей, на фундамент, скажем. Там же частный сектор был.

А может попал с кучей песка для строительства и для прикола был зарыт рядом.

Интересно, были ли частные постройки сплошь до и после Пятилетки в районе Уралкалия? Если учесть, что частные дома стояли выше Уралкалия (по Свердлова) в памятные времена? (но я их не помню)

Изменено пользователем GARRY6490
Опубликовано (изменено)

В старину, чугунные надгробные плиты клали на подпечник в русской печи, ломали старый дом, довелось видеть, долго читал старо - славянскую надпись, так и не осилил.Размеры плиты были внушительны.

Изменено пользователем SOLYRIS

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
×
×
  • Создать...