Перейти к содержанию

Откуда есть пошла земля березниковская.


Рекомендуемые сообщения

Братцы! Большое спасибо. Еще очень нужна информация об Абрамово. Есть желающие, восстановить старинную избу и сделать там туристический объект поселений 1Х - ХШ вв. Абрамово, как археологический памятник родановской культуры, и поселение 16 века. В книгах Кайсарова он обозначен, как "починок Абрамов" - 1623 г., Пожалуйста, имейте ввиду. К тому же там родился герой войны Братчиков Г. И.

 

А деревень у нас исчезло очень много. Особенно за последние 10 лет. Игумнов в Новом компаньоне назвал цифру 1300 населенных пунктов по Пермскому краю. Ужас. Когда-то они кормили всю Пермскую губернию, потом область. Сейчас все продуты привозят незнамо откуда и незнамо какие..

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Ответов 1.6 тыс
  • Создана
  • Последний ответ

Топ авторов темы

Дер. Вьюхина располагалась, судя по старым картам (на 1948 ещё нанесена), ЗДЕСЬ. Карт Периода 1948-1983 нет. Но на 1983 уже Вьюхиной нет.

На карте американских вояк 1954 г ее нет...

post-45644-0-47920000-1338740623_thumb.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

... У Веретийской церкви записано, что всех хоронили на приходском погосте. Это у нынешнего солеотвала получается. А что записано у Предтеченской про место захоронений?

 

Конкретно по месту расположения Зырянского погоста ничего сказать не могу, не знаю. Но уверен, что было кладбище и Зырянское, и Веретийское.

В общем случае - в каждом приходе был свой погост. Так и писали в третьей части метрик стандартно - "на приходском кладбище" - это, когда приходские церкви были относительно далеко друг от друга, ну как "наши" - Лёнвенская, Дедюхинская, Веретийская и Зырянская.

В крупных населённых пунктах, где было несколько церквей, выделялось одно общее кладбище. В Усолье, например, где три церкви находились чуть ли не в ста метрах друг от друга, хоронили на одном кладбище и писали в метриках "на общем кладбище".

В качестве доказательства, что в Зырянке и в Веретье были разные кладбища, приведу такой факт. Просматривал метрические книги Предтеченской церкви Зырянки за 1906 - 1916 г. Во всех записях о смерти место погребения указано «на приходском кладбище». А вот в одной записи - о смерти Наталии Иулиановны Нагель, умершей от скоротечной чахотки 20 мая 1914 года, указано "похоронена на Веретийском кладбище". Причины, по которым отпели в Зырянке, а похоронили в Веретье, мне не известны, может быть - желание родственников.

В каких-то неординарных случаях указывалось место погребения. Встречал вот такие записи:

"... по случаю распутицы погребена в самой деревне";

"... погребен в церковной ограде";

"... погребена в особом месте близь кладбища, вследствие отношения г. пристава 2-го стана Соликамского уезда" - о самоубийце;

"... без покаяния и церковного чиноположения погребена ее родственниками и отступившими от правоверия без свидетельства в лесу" - о вероотступнице Зырянского прихода.

 

Вопрос по погостам тоже в старых фотографиях обсуждался: http://berforum.ru/topic/3949-starie-fotografii-goroda/page__view__findpost__p__129439

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А Адамова Гора упоминается в метриках? И к какому приходу она относилась?

Предположу, что Зырянский погост под карналиткой (???), упомянутый Дедалом, и есть возможное приходское кладбище. А то, что попало "Под погост" у пруда - новодел - как бы продолжение его ввиду строительной площадки на старом. Блин, ни каких свидетельств...

 

На Вики всё смотрится логично. В Веретии сделать погост посреди села возможности не было - его вынесли. Малая Веретия наверно позже появилась? Нет? А возле Предтеченской церкви это место вряд ли было заселено. Эх, жаль, что с колокольни снимок сделан только в сторону Зырянки... Хотя подозреваю, что чел мог и вкруг пройти с фотиком.

Изменено пользователем GARRY6490
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Да, Гарри, совершенно верно. Погост под карналитовой фабрикой - это приходское кладбище Иоана Предтечи, которая относилась к Зырянке.

Погост у пруда видимо некое межмуниципальное кладбище.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Да, Гарри, совершенно верно. Погост под карналитовой фабрикой - это приходское кладбище Иоана Предтечи, которая относилась к Зырянке.

Погост у пруда видимо некое межмуниципальное кладбище.

Дык только воспоминания. Вот бы описание какой найти исследовательское, документы строительные раскопать.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А Семино к "погосту" не имеет отношение? На р. Зырянке, на начало ХХ в жителей 81 человек. А еще неподалеку, напротив Уралкалия, была деревня Пяткова. Есть фото деревни на фоне строительства детской больницы. Поищите в этом направлении. Это кладбище было до советской власти. Я видела там мраморные памятники из черного, белого и серого мрамора, в детстве. Захоронение богатых умерших не так ли? Явно не советских, нищих.

 

Вопросы по Авангарду выносим в тему "Авангард многострадальный".

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

На всей реке Зырянке или в селе Зырянка? А где хоронили жителей более дальних от Предтеченской церкви деревень (Быгель,Куфтерина, Суханова,Новожилова, Круглый рудник,Дурыманы,Удбишная,Баскакова и др.?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

На всей реке Зырянке или в селе Зырянка? А где хоронили жителей более дальних от Предтеченской церкви деревень (Быгель,Куфтерина, Суханова,Новожилова, Круглый рудник,Дурыманы,Удбишная,Баскакова и др.?

Повторюсь - так как они отпевались в церквах, то и хоронили при церкви на приходском погосте. Раз в Предтеченской книге записано, что житель такой-то деревни - значит привезли оттуда. Записи в книгах делались в основном по факту совершения обряда. Обычно не в день рождения и смерти, а в день крещения и отпевания. Крещение стандартно - в основном 1-5 день с рождения. Отпевание тоже не далее 2-3 дня. Смысл везти упокоенного куда-то обратно в деревню? Но варианты могут быть, куда ж без них. Но в силу тотальной религиозности отпевали всех. В Дедюхино даже была отдельная кладбищенская церковь.

Изменено пользователем GARRY6490
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А Семино к "погосту" не имеет отношение? На р. Зырянке, на начало ХХ в жителей 81 человек. А еще неподалеку, напротив Уралкалия, была деревня Пяткова. Есть фото деревни на фоне строительства детской больницы. Поищите в этом направлении. Это кладбище было до советской власти. Я видела там мраморные памятники из черного, белого и серого мрамора, в детстве. Захоронение богатых умерших не так ли? Явно не советских, нищих.

 

У торца дома 94 по Пятилетки (сторона дома обращённая к 66-му дому по Свердлова), году этак в 1977-79, торчал из земли памятник (надгробье?) из, предположительно, гранита, красно-белесоватого цвета. На нём были высечены буквы на старославянский(?) манер. Что там было написано - в принципе можно было прочитать. Но в то время мы были пацанами, нам было не до того...Сейчас понимаю, что очень жаль. Куда он потом делся - не известно. Может просто закопали в процессе благоустройства (там одно время газон пытались разбить), а может наоборот выкопали какие-то "заинтересованные лица" - не знаю.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

У торца дома 94 по Пятилетки (сторона дома обращённая к 66-му дому по Свердлова), году этак в 1977-79, торчал из земли памятник (надгробье?) из, предположительно, гранита, красно-белесоватого цвета. На нём были высечены буквы на старославянский(?) манер. Что там было написано - в принципе можно было прочитать. Но в то время мы были пацанами, нам было не до того...Сейчас понимаю, что очень жаль. Куда он потом делся - не известно. Может просто закопали в процессе благоустройства (там одно время газон пытались разбить), а может наоборот выкопали какие-то "заинтересованные лица" - не знаю.

Не-не... Какие гранитные памятники могут быть в начале века для крестьян? Богатых православных однозначно хоронили на приходских погостах да ещё в почетных местах. А протолюдинов - рядком под крест (с тонкостями захоронений начала прошлого века не знаком). Вспомним надгробный камень в Чкалово, датированный 1907 годом. Явно не бедного хоронили. Богатый погост в районе Пятилетки 94 сомнителен. Ибо до строительства БКК-1 хоронили у церкви. Далее видать у пруда. А позднее - уже в Кропачево. Но отдельные маленькие кладбища типа лесного Чкаловского удивляют.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ну дак вот и мне интересно - откуда он там взялся? То что он был из "благородного" камня - стопудово. И понятно что не для простого крестьянина был сделан. Э-э-х, прочитать-бы чего там написано было... Поди купчик какой-нить местный был.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вообще-то кладбища деревень и поселений организовывали подальше от существующих жилых домов, дабы не беспокоить души умерших. Поэтому, отпевших, в кино часто показывали, либо отвозили на лошадях, либо несли на руках всем селом во главе попа. В больших селах, как Ленва и Дедюхино, были соборы в центре сел, и были кладбищенские церкви на территории кладбища.

 

У соборов хоронили церковных служащих, да и то не всех. А отпевать, и это было тоже распространено широко, могли пригласить на дом. Запись же делалась от того прихода, чей поп отпевал.

 

В 1970 году я переехала в дом Пятилетки 94. Этот район Семино считался старым. Кладбище "погост" было большим. До 1940 года считалось городским

 

В том, что на нем были памятники из мрамора, не удивительно. На содовом заводе Любимова обслуживающий персонал, бригадиры, мастера, надсмотрщики, квалифицированные рабочие-солевары, зарабатывали прилично, многие из них были из окружающих деревень.

 

Если добавить, что и в Ленве, Дедюхино, Зырянке Веретии, были многочисленные торговые лавки, так, что поставить мраморный памятник не представлялось проблемой.

 

Я уже упоминала, что в детстве видела в районе бывшего гарнизонного магазина целую кучу мраморных памятников, когда при рытье котлована под фундамент для строительства 2-х этажного дома из силикатного кирпича, рабочий ковшом достал кости.

 

А с 1947 года я бабушкой ходила в лес в район Новожилова до круглого рудника. Город был застроен до Парковой и отдельные дома кое где. Проходили по прямой ул. Пятилетки, через картофельные поля, проходили две деревни, Пятково и Быгель. Когда проходили это поле, бабушка поворачивала голову на право в сторону большого кладбища и крестилась, тихо читая молитву. На этом кладбище в 1931 году была похоронена моя старшая сестренка 4 месяцев отроду (тонечка). Вот, как-то, так.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В В. Цыпуштановских бумагах нашла небольшое фото Веретийской Святотроицкой церкви. Сравнила все четыре: Ленвенскую, Дедюхинскую и Зырянскую

 

С Вретийской, похожа только Предтеченская (Зырянская). На спорной фотографии церковь Веретийская. Фото сделано с высоты церковной колокольни и или с соляной варницы

 

Почему Веретийская? А не Зырянская? На фото церковный придел квадратный, у Зырянской он фигурный. А главное. На фото ниже вертикального узкого высокого окна, видно маленькое квадратное окошко. У Зырянской на этом месте ничего нет. Зато есть у Веретийской. Да и церковный придел чисто квадратный

 

Если снято с солеварницы Любимовского сользавода, то прав Странник. Это дома Маленькой Бельгии и д. Березники (п. Луга).

 

Ай, да Цыпуштанов. Как жаль, что он совсем не владеет компьютером. Он очень много знает по истории города. И мог бы рассказать. Никто не хочет с ним возится. Хотя в Усолье обещали.

 

Такого историка и архитектора потеряли.

 

Но давайте о фото. Жду возражений по моей версии.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вы, о каком фото? О Веретийской церкви? У меня не работает на компьтере механизм, по работе с флешкой. С флешки на флешку могу, кому-нить скинуть. Не видит компьютер флешку. Что это может быть? А сканера на этом компьютере нет. Переношу все сюда с флешки.

 

Вообще-то я о предыдущем фото, где каменные дома и деревянные.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Галя, на фото Странника не Маленькая Бельгия. В этих простых прямоугольных коробках ничего бельгийского и близко нет. В Маленькой Бельгии красивейшие дома-замки. А здесь...

 

А с Цыпуштановым когда возиться-то? Он с утра до ночи в своих палатах. И в выходные там же.

Изменено пользователем L-ektrik
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В поселке содового завода Любимова было построено около 30 разных зданий. Возможно первые не были построены по проектам Трчевича Но если это не они, то что же это?

 

Или снимок сделан с Зырянской церкви? По карте того же Цыпуштанова, на таком расстоянии могла быть еще Предтеченская церковь. Снимок сделан со значительной высоты. Обзор под углом большой. И больше ничего, откуда могла попасть в объектив Веретийская церковь. Зырянка, как раз почти напротив поселка содового завода.

 

Вы, с Гарри очень интересно рассуждаете о расположении объектов, профессионально. Попробуйте порассуждать, что это? Исходя из того, что на горизонте Веретийская церковь.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

... В больших селах, как Ленва и Дедюхино, были соборы в центре сел, и были кладбищенские церкви на территории кладбища.

 

... У соборов хоронили церковных служащих, да и то не всех.

 

... Когда проходили это поле, бабушка поворачивала голову на право в сторону большого кладбища.

 

1. В Лёнве кладбищенской церкви никогда не было.

А в Дедюхине, верно, была приписная к собору кладбищенская Всесвятская деревянная церковь, построенная в 1852 году.

 

2. У соборов хоронили не только церковных служащих, хоронили и простых прихожан за какие-либо заслуги. Например, в ограде Орлинской церкви до сегодняшнего дня сохранилось несколько памятников прихожанам. И по Усолью могу привести массу примеров, вот по Спасопреображенскому собору:

1892 г. Соликамского купца Иоанна Петрова Кириллова жена Татиана Александрова, 66 лет, погребена в ограде сей церкви.

1832 г. Князя Голицина служитель Алексей Григориев Костарев, 79 1/2 лет, погребен к Усольскому Спасопреображенскому собору.

1832 г. Спасо-Преображенского собора священника Никиты Леонтиева Накорякова жена Людмила Константинова, 40 лет, погребена к Усольской Николаевской церкви.

 

3. А по дороге в Новожилово Вы с бабушкой видели как раз этот "погост у пруда", что в районе бывшего военторговского магазина, другого - ни большого, ни маленького - в нашей округе не было.

Вот когда возникло это кладбище, "чьё" оно было, почему возникло - до сих пор загадка. Может быть, в отведённых границах приходских кладбищ Веретьи и Зырянки уже некуда было хоронить? Как помню, существовала норма, кладбище не ближе 100 саженей от жилья. Вот скорей всего, думаю, именно так и было.

 

А памятник, который Migon видел у дома 94 по Пятилетке, вполне могли туда привезти из той "кучи мраморных памятников" с разорённого погоста, чисто для хозяйственных целей, на фундамент, скажем. Там же частный сектор был.

Советчики хорошо постарались искоренить в народе не то что любовь, а и элементарное уважение "к отеческим гробам". До октябрьского переворота с кладбищенским делом был полный порядок (и в головах людей был порядок), вакханалия началась при большевиках (и до сих пор продолжается, видим на примере "погоста у пруда"). По кладбищам пошли трактора, на могилах начали строить "новую жизнь", власть узаконила и оправдала осквернение могил, уважение к памяти павших воинов заменилось показухой к Дню победы...

 

Ну да ладно, ушёл от темы. Кладбищенским вопросом я занимался несколько лет тому назад, когда пытался разгадать загадку возникновения погоста у пруда. Материала накопилось много, начиная чуть ли не с указов Петровских времён, но загадка так и осталась неразгаданной.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Советчики хорошо постарались искоренить в народе не то что любовь, а и элементарное уважение "к отеческим гробам". До октябрьского переворота с кладбищенским делом был полный порядок (и в головах людей был порядок), вакханалия началась при большевиках (и до сих пор продолжается, видим на примере "погоста у пруда"). По кладбищам пошли трактора, на могилах начали строить "новую жизнь", власть узаконила и оправдала осквернение могил, уважение к памяти павших воинов заменилось показухой к Дню победы...

 

А с этим как быть? :wink:

 

Слушайте, я вот недавно вычитал в книжке про Усолье, что, оказывается, Усольская ЦРБ (в прошлом, больница Строгановых), оказывается, ещё в середине XIX века совершенно сознательно была построена на старом "поповском" кладбище, находившемся как раз между Покчёй и Богомолкой. Прошу заметить: больницу строили не коммунисты, не постперестроечные дерьмократы, а сами жители Усолья, работавшие у Строгановых и по указанию Строгановых. И времени от последнего захоронения на этом кладбище, как я понимаю, на тот момент прошло не более 50 лет, и похоронены на нём были знатные жители Усолья (священнослужители, купцы и пр.).

И ничего, никто не вопил про стройку на костях. :netnet:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А книжку-то кто сочинял? И что это за книжка?

И я процитирую "книжку" - это "Усолье: мозаика времён", часть 2, стр. 148.

"В советское время недалеко от кладбища были устроены убойный цех (мясокомбинат), хранилища для картофеля и овощей: гуртовые ямы. В начале 1930-х годов была возведена так называемая каркасная школа (место современной поликлиники). Двухэтажное деревянное здание построили на месте бывшего "поповского" кладбища, а на фундамент пошли каменные надгробия именитых людей Усолья, свезенные с Богомольского кладбища. Во время Великой Отечественной войны школу приспособили под пимокатную фабрику - фронту были нужны валенки (пимы). В 1947 году здание сгорело. В 1955 году почти на том же месте возвели поликлинику. Она так же была опалена пожаром. Прежде медицинских учреждений на Богомолке не существовало..."

А больницу в 1905 построили в Покче, и не на кладбище, а при кладбище. Умерших в этой больнице отпевали в больничной часовне.

Изменено пользователем L-ektrik
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Джиму - Маленькую бельгию тоже заливало. Уберитеко дамбу вокруг Азота и Соды и я посмотрю кто в чём плавать будет. Да и о низких берегах говорит само название Веретия ("вертлявая" река), то есть река идущая по низмености, сильно разливающаяся в половодие. Да и фото есть где Маленькая Бельгия затоплена.

 

Для Гарри - Кракодил всё подробно объяснил в Старых фотографиях, да и в доказателдьство там есть фото Маленькой бельгии захватывающий часть изображенного на предстивленном снимке. И далеко не все дома выглядили "бельгийскими". Пример один из проэктов из музея "Соды". Да и рядом с Домом Управляющего есть достаточно невзрачное двухэтажное здание.

 

Фотографии не могу загрузить, комп барахлит.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Бельгия топилась и причем основательно, под стены. Об этом свидетельствую имеющиеся снимки (1914). Но пока мимо них, а лучше вот об этом, который назван Дом управляющего Содовым заводом. Не находите, что этот рад зданий может быть тем, что на снимке с церковью. Если нет, то где этот дом находился ещё?

http://clip2net.com/s/20nj0

 

ЗЫ Страннику - себе я уже давно доказал, что это Веретийская Свято-Троицкая. Хотя бы по архитектуре. Так что вопрос чисто риторический.

 

А памятник, который Migon видел у дома 94 по Пятилетке, вполне могли туда привезти из той "кучи мраморных памятников" с разорённого погоста, чисто для хозяйственных целей, на фундамент, скажем. Там же частный сектор был.

А может попал с кучей песка для строительства и для прикола был зарыт рядом.

Интересно, были ли частные постройки сплошь до и после Пятилетки в районе Уралкалия? Если учесть, что частные дома стояли выше Уралкалия (по Свердлова) в памятные времена? (но я их не помню)

Изменено пользователем GARRY6490
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В старину, чугунные надгробные плиты клали на подпечник в русской печи, ломали старый дом, довелось видеть, долго читал старо - славянскую надпись, так и не осилил.Размеры плиты были внушительны.

Изменено пользователем SOLYRIS
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
×
×
  • Создать...