Перейти к содержанию

Откуда есть пошла земля березниковская.


Рекомендуемые сообщения

Странник, почему бы Вам не прокомментировать этот фильм здесь? Наличие мАсквичей в этом фильме ставит под вопрос историческую ценность этого произведения.

Вас не устраивает общая историческая нить или только нюансы?

 

Честное слово - фильм понравился, но и Вы для меня авторитет.

В фильме куча видеозарисовок, впечатляют.

А что Вас не устроило по данной версии истории Урала?

 

Тут задумался - а почему железную дорогу у нас называют Луньевской?

http://mishainik.livejournal.com/168823.html

Наверное, названия электричек "Копи", "Углеуральская" - это тоже оттуда.

 

В 19 веке в районе Кизела были Демидовские угольные копи.

Настолько крутые, что к ним подвели ж/д.

Для вывоза угля на металлургию южноуральских заводов.

Можно предположить, что капитал наших солеварен и содового финансировали продолжение ветки от Кизела до Дедюхина. Там всего - то с полсотни километров. Правда местность - не прерия.

Это все до 1870-года

 

Через полвека: интересно - прокладка жд в Соликамск и открытие ВКМС проф. Преображенским _ что было раньше? ;)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Ответов 1.6 тыс
  • Создана
  • Последний ответ

Топ авторов темы

Через полвека: интересно - прокладка жд в Соликамск и открытие ВКМС проф. Преображенским _ что было раньше? ;)

Вроде сразу после открытия месторождения начали строить. Без ЖД смысла не было строить калийные.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 1931-1932 годах сооружение Соликамского калийного комбината шло наиболее интенсивно. За это время закончено строительство ряда подсобных предприятий и обслуживающих цехов, сооружены на территории рудника железнодорожные и подъездные пути. В 1928 году была сдана в эксплуатацию железнодорожная линия Усольская - Соликамск. Основные объекты рудника (теплоэлектроцентраль, солемельница, химическая фабрика и другие) вводились в действие в течение 1932 года.

 

http://agarh.permkrai.ru/af/index.php?act=fund&fund=14050

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Отвечаю (но не сразу на все вопросы): 1 Железную дорогу начали строить 1928 году, начало строительства СКРУ 1 - 1927 год, насколько помню, несомненно что эти события связаны между собой. Хотя я уже упоминал раннее, что ещё в 1916 году был проект постройки железки до Соликамска и далее до Печоры, подготовка шла ещё с начала XX века. В 1916 году намеревались продолжить железную дорогу от Солеварни до Дедюхина, но не сложилось.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Поправка - управляющий трестом Цифринович. В начале управление и квартиры ИТР располагались в здании Соликамского мужского монастыря. По названию станций Копи, Углеуральская и т.д. Станция Копи называется так, так как в этом районе до революции добывали уголь. Эти шахты назывались копями. Принадлежали Любимову, Амабелек-Лазаревым (кизеловские шахты) и Демидову. Как получил эти земли Демидовы не помню, но или по покупке, или, скорее всего, в приданное. Куда шел уголёк не знаю, может и на домны, но всегда необходимо помнить, что до революции железо, в основном, плавили на древесном угле. Это приводило к высокому качеству продукта, но при этом, низкой производительности домен. Уточнить можете у Струмилина "История черной металлургии СССР". Ветка называется Луньевской, так как угольные шахты в районе современного Александровска (до революции Александровский завод (железоделательный)) назывались Луньевскими (в Александровске протекает речка Луньевка), принадлежали Любимову и Демидову. Собственно правительство и строило эту ветку для вывоза угля из кизеловского угольного бассейна. Убедил в необходимости строить эту ветку Любимов, она нужна ему была не только для вывозки угля, но и для вывоза соды и поставки в Березники сырья - известняка и угля. Только после постройки Луньевской ветки в 1879 году Любимов и начал строить содовый завод. То что для солеваренных промыслов железка имело небольшое значение говорит следующий факт - по ней отправлялось в год не более 10% отвывареной соли 1,5 - 2 миллиона пудов, число небольшое, но это всё же позволило несколько разгрузить водную магистраль, а так же и позволило производителям продавать соь не только раз в год, но уже круглогодично, хотя за Урал отправлялось соли очень мало - менее тысячи пудов. (100-300 п). ГЫ: я как тот студент, о чем не начинаю говорить, всё равно получается о соли. .

Изменено пользователем странник
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Динамомашина могла приводиться и от паровой машины, но я не встречал упоминаний про такую

 

Вот такая информация из книги Чудакова А.И. «Содовый на Каме» (Пермское кн. изд-во, 1973):

 

«В 1893 году на заводе загорелась первая электролампочка после установки динамо-машины мощностью 75 л. с. с паровым приводом.

В 1908 году установлены первые две паровые турбины по 1000 киловатт фирмы «Куртис», что позволило паровые приводы заменить электрическими».

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Честное слово - фильм понравился, но и Вы для меня авторитет.

В фильме куча видеозарисовок, впечатляют.

А что Вас не устроило по данной версии истории Урала? Можно ли как либо заполучить фильм? Тогда бы точно мог предъявить свои претензии к фильму, есно по своему разумению.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Честное слово - фильм понравился, но и Вы для меня авторитет.

В фильме куча видеозарисовок, впечатляют.

А что Вас не устроило по данной версии истории Урала? Можно ли как либо заполучить фильм? Тогда бы точно мог предъявить свои претензии к фильму, есно по своему разумению.

Я не являюсь специалистом - историком, поэтому фильм посмотрел и он мне понравился. Меня насторожило Ваше отношение к фильму - как человека, изучающего историю Урала.

То есть, я не знаю, чем фильм плох :)

А где взять - в свое время скачал с какого-то торрента, проблем с поиском не было.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Железную дорогу начали строить 1928 году

 

А тут http://agarh.permkra...fund&fund=14050 сказано, что в 1928-м уже сдали. Хотя, в принципе, при тогдашнем энтузиазме за 8 месяцев могли осилить...

Изменено пользователем Вовочка
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Кстати, вот тоже вопрос: до Березников проложили одноколейку?

В Соликамск как был однопутный путь, так и остался.

 

Насколько я понимаю в ж/д строительстве - сначала прокладка одной колеи. Потом, используя этот путь, принимаются меры по превращению его в двухпутный.

Но это только тогда, когда одностороннее движение тормозит экономику.

Значит, был разрыв по времени.

 

Вопрос: когда ветка до Березников стала двухпутной? А когда ветку на Соликамск планировалось такой сделать?

 

 

Кстати, у нас есть темы, где ж/д историю изучают?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Кстати, вот тоже вопрос: до Березников проложили одноколейку?

В Соликамск как был однопутный путь, так и остался.

 

Насколько я понимаю в ж/д строительстве - сначала прокладка одной колеи. Потом, используя этот путь, принимаются меры по превращению его в двухпутный.

Но это только тогда, когда одностороннее движение тормозит экономику.

Значит, был разрыв по времени.

 

Вопрос: когда ветка до Березников стала двухпутной? А когда ветку на Соликамск планировалось такой сделать?

 

 

Кстати, у нас есть темы, где ж/д историю изучают?

Про тему не знаю, но есть спутниковый телеканал "РЖД". Очень интересный, где показывают историю, а также всё про железные дороги других стран. Вещает канал со спутника 85 градуса и 75 градуса ABS - 2. Интересный есть канал у немцев, видеокамера показывает то , если бы мы сидели в кабине машиниста поезда и смотрели вперёд, это длится часами. Например про дороги северных стран, где только проложены узкоколейки, ходит состав с 3 - 5 вагончиками, возит пассажиров и туристов, на паровозной тяге. Очень интересно и познавательно. У нас этого нет.

,

Изменено пользователем SAWWA
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

у нас есть темы, где ж/д историю изучают?

 

Есть. В этой же ветке - тема "Историческое развитие железных дорог и инфраструктуры в г. Березники".

И в "Старых фотографиях" наша ЖД обсуждалась.

Конечно же, надо бы всю информацию по нашей дороге собрать в одно место, тема-то интересная, но руки не доходят...

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В годы работы моей в Уралкалии пришлось курировать проект "Реконстркция ж.д.путей РУ-1. В составе проекта было строительство станции Березники. До того станция города была "Усольская". Вот в это проекте и было предусмотрено стротельство параллельного второй нитки ж.д. полотна. Думаю, что часть общего проекта двухпутки была и в Соликамске. Объем перевозок сильно возрос в связи со строительством БРУ-2 И БКЗ-3, а так же СКР-2 и Новосоликамского РУ. Да и другие предприятия увеличили свои мощности. Пробивал этот проект не только по Березника, а и по Соликамску Аленкин К. П. через министра химпромышленности Костандова Л. А. Работы, если мне не изменяет память начались с 1968 года. В штате ОКСа был инженер по ж.д. строительству.

На здании станции Усольская, никогда не могло быть вывески "Березники", карта ж.д сообщений строго контролировалась. По первости, покупая билет из Москвы, называя пункт следования в кассе, что в Березники, меня переспрашивали, после того, когда искали такую станцию в своем справочнике: какая станция вашего поселка? Очень долго удивлялась.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Станция построена в 1879 году. Первоначальное название - Веретье, затем Усольская.

59*24*10" С.Ш. 56*45*26" В.Д.

post-30507-0-46670300-1417630268_thumb.jpg

Изменено пользователем SAWWA
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

:LjhjufДорогаДорога

Это изображение было уже несколько раз.

Дорога вначале была однопутной, но в конце 60 х - начале 70 х её перестроили в двухпутку (как верно заметила Галина Евгеньевна). Я по собственным наблюдениям могу утверждать, что где то в середине 70 х на 183 километре (деревня Трутни) и был проложен второй путь, там даже рядом был расположен карьер,

 

Кста, у меня на этой фотографии написано Березники.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

На дореволюционном фото вывеска с названием Березники вполне могла быть, посокльку эту ветку строил Любимов, у которого была Березниковская дача, то бишь поселок Березники. В расписании этих лет ж.д. остановка Березники фигурирует.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

У меня 2 вопроса к знатокам. Сначала фото:

 

post-26913-0-60380800-1417798398_thumb.jpg

 

А теперь сами вопросы (на фотографии):

 

post-26913-0-51872100-1417798465_thumb.png

 

Итак, что это за Храм, и что за "островок труб" вдалеке? Там ведь в начале XX в. ничего не могло быть? Или на Ruscart.RU ошиблись, и правый снимок - не дореволюционный?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

У меня 2 вопроса к знатокам. Сначала фото:

 

post-26913-0-60380800-1417798398_thumb.jpg

 

А теперь сами вопросы (на фотографии):

 

post-26913-0-51872100-1417798465_thumb.png

 

Итак, что это за Храм, и что за "островок труб" вдалеке? Там ведь в начале XX в. ничего не могло быть? Или на Ruscart.RU ошиблись, и правый снимок - не дореволюционный?

Сдаётся мне что второй снимок сделан с Лёнвинской церкви. А первый с трубы содового завода. А может и нет. Изменено пользователем uhorez
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Сдаётся мне что второй снимок сделан с Лёнвинской церкви.

 

Правый снимок не может быть сделан с Лёнвенской церкви. Тогда бы на переднем плане был виден Содовый завод, а он легко узнаваем.

И потом, на Рускарт-е правый снимок так и называется: "Березники". Имеется в виду село на бывшем Березовом острове.

 

Оба снимка сделаны с "башни" Содового завода - изображения по краям совпадают, получается панорама.

 

Вот фото с причала Березниковского солеваренного завода в сторону Содового (БСЗ в правом верхнем углу). Точка съемки предыдущих фотографий - над белыми "шатрами" (чанами для рассола):

 

img_7386_1.jpeg

 

А вот фото Содового завода с более близкого расстояния (от села Березники, ИМХО). Справа - "Маленькая промышленная Бельгия", точка съемки - слева (левее трубы).

berezniki.jpg

Изменено пользователем Вовочка
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вот еще один "эксперимент":

 

post-26913-0-94514800-1417968995_thumb.png

 

"Панорама", конечно, условная - "Бельгия" снята немного под другим углом.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Я, так, понимаю, что три нижних снимка сняты снизу течения Камы. Средний из них "маленькая бельгия" четко виден домик директора. Чуть ниже располагаются две рассолонапорные башни. Они не вошли в кадр. Скорее всего именно с одно из них и был запечатлен пейзаж. На желтом старом кадре на переднем плане сплавные сооружения Березниковского сользавода. Самого сользавода не видно, он в стороне справа. Четыре верхних (вернее двух) вид снят сверху по течению Камы. Скорее всего с территории содового завода с высоты, какого то заводского сооружения, возможно с трубы.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 2 месяца спустя...

Кто-то читал Дмитрия Петухова? Книгу давали по ссылке. Очень интересная, между прочим. Не пожалела бумагу и время, распечатала. Дала читать одной очень пожилой урожденной дедюхинке. Читается трудновато, но понятно. Для меня самое интересное оказалось на 3-й странице. Там Д. Петухов приводит выдержку из царской грамоты, выданной Пыскорскому монастырю. В ней содержится ссылка на Никиту Строганова, который передал монастырю действующую варницу на Побоищном, т.е. Березовом острове аж в 1604 году. Вопрос, как Никите Строганову попала варница на Березовом острове?

Заметьте, что Дедюхино не упоминается. Оно будет отсраиваться позже. Но, вот почему о варнице (варницах) после побоища на Березовом острове, упоминания нигде не встречается ни в каких документах? А, вот Побоищный и Березовый остров во всех документах отождествляются, как один и тот же? Память о погибших, скорей всего первых солеварах там, на Березовом острове, передавалась потомками из поколения в поколение.

Как найти информацию о том Побоище в 1572 году? Кто с кем бился на смерть? Уверена не с местными племенами. Тогда с кем? Думаю, что это Строгановы захватывали Березовое солеварение. И тогда, первые варницы на Березовом острове появились еще до 1572 года. Чтобы забыть о Побоище монастырю было приказано Строгановыми строить Дедюхино. И Дедюхино стролили солевары с Березового острова. Вот почему Дедхинские солевары всю историю солеварения работали вместе с Березовскими , т.е. березниковскими, хотя по расположению Ленва была к ним .ближе. Однако, со слов моей знакомой из Дедюхино они с ленвенскими не дружили, часто насмехались над ними. Попробуйте доказать мне, что я не права?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 4 недели спустя...

Читал я про радий в Березниках ещё в начале 2000-х, была хорошая статья на сайте "Культурное наследие Приикамья.

Там вообще в то время было много интересных статей про историю края и Березников в частности.

Потом внезапно пропали все статьи про краеведение, осталось только чёрт те что.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Цыпуштанов В.А. вспомнил, что в Питере выходил журнал для любиителей истории. В одном из них, он не помнит в каком именно, была напечатана статья про Пыскорский монастырь и приложены, якобы копия первой царской грамоты Ивана Грозного, выданная монастырю на владение местными землями. Интересный факт: не Строганову первая грамота, а Пыскорскому монастырю. Из Питера мне сообщила Ирина Грачева, что журналы действительно такие были с 1907 - 1916 гг. Это для интереса. Она пока статью не нашла. Но все же, как Строгановы создавали свою огромную вотчину? Грамоту многие историки приписывают в получении Аникеем Строгановым. Интересно!

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
×
×
  • Создать...