Перейти к содержанию

Новый учебник по обществознанию. Неужели схоластика бессмертна?


Рекомендуемые сообщения

Опубликовано
4 минуты назад, Каштанка сказал:

1.Я не хочу и не буду снимать ролик на эту тему. Мне это неинтересно. Да и никому это не нужно. Бессмысленно тратить время и нервы на никому не нужный ролик.

2. Твой сын и твоя дочь по твоему учебнику учились?

1. Потому что не хочешь получить какашкой в голову?

2. Да, я готовил своего сына и свою дочь к экзаменам по социологии, политологии и философии в БФ ПГТУ по своему учебнику. Сидорова хотела их завалить, но вынуждена была поставить им 4 балла.

Опубликовано
6 минут назад, Adler сказал:

меня пускают на самые лучшие российские и американские форумы. 

Разместить на каком-либо форуме какую-либо инфу может любой, у кого есть такое желание. Причём здесь пускают-не пускают?

3 минуты назад, Adler сказал:

1. Потому что не хочешь получить какашкой в голову?

Потому что мне это не интересно и не нужно. Какашки в голове в полной мере определяют твоё интеллектуальное и социальное развитие на твои 65 лет.

5 минут назад, Adler сказал:

2. Да, я готовил своего сына и свою дочь к экзаменам по социологии, политологии и философии в БФ ПГТУ по своему учебнику. Сидорова хотела их завалить, но вынуждена была поставить им 4 балла.

Слова ни о чём. Ты Сидоровой, наверное, свои кулачищи показал ) Или ещё что )

Опубликовано
56 минут назад, Каштанка сказал:

Зачем ты отвечаешь на вопросы, которые тебе не задают?

У человека словесный понос - он не может кратко.
Слышал где-то, что краткость - сестра таланта...

Опубликовано (изменено)
7 часов назад, Каштанка сказал:

Дети тебе просто наврали, чтобы не расстраивать. Отвечали они как требовалось на этом экзамене, а не как ты их натаскивал.

Каштанка, у меня один вопрос. Ты сама то преподаёшь общественные науки ?

Я, конечно, не могу ручаться, но в ПНИПУ экзамены по общественным наукам сдают примерно так. Что касается Сидоровой, то она галиматью преподавала строго по государственному учебнику. Она сама читала эту галиматью по конспекту. Студенты аккуратно записывали эту галиматью в свои конспекты, но эту галиматью студенты не могли выучить перед экзаменом. Поэтому Сидорова давала им списывать, она просто иногда уходила курить прямо во время экзамена и студенты списывали со всего, с чего могли.  Какая польза от такого обучения? Какая польза от этой галиматьи из государственного учебника? Чтобы не позориться на экзамене, Симанова вместо экзамена даёт тесты, ответы на которые можно легко сообщить на консультациях, потому что эти тесты она и составляет, эти тесты не в Москве составляют. Я знаю случай, когда в одной усольской школе учительница сама написала прямо на партах номера ответов на тесты на экзамене для учеников, а другая учительница заметила этот фокус . Тесты, составленные преподавателем вместо экзаменов - это позорище. 

Изменено пользователем Adler
Опубликовано
В 01.03.2023 в 13:09, Караванщик Али сказал:

c3FuPb4HrII.jpg?size=640x480&quality=95&

Вот именно, поэтому я с дураками вроде тебя и не спорю, а просто отшиваю.  

В 01.03.2023 в 18:55, Каштанка сказал:

Не у тебя одного сложилось такое же мнение ещё аж в 2010 году.
706779002_3.thumb.PNG.15e518ad6d878d9b40f3b4539bc71f38.PNG

Ниже разные немногочисленные мнения. Как видите, из более чем 2,5 тысяч участников исторического форума только 9 человек поинтересовались трудом Старикова  и проголосовали. 
Наиболее полное объяснение общего мнения ниже
4.thumb.PNG.ef71d2fc64c7f71c02948d413742d69e.PNG

Это мнение старых лгунов. Они проголосовали отправить мой учебник "Фтопку", а я отправил свой учебник на российскую и американскую Википедию. То то им завидно. 

Опубликовано
В 01.03.2023 в 19:37, Каштанка сказал:

@Adler, одна из твоих постоянных фраз: "Реклама. Ничего личного."
Что есть реклама? Из Вики.
Рекла́ма  - ... распространение информации для привлечения внимания к объекту рекламирования, с целью формирования или поддержания интереса к нему... Основные функции рекламы — повышение дохода от реализации продукта либо услуги. 

Нас, здесь с тобой взаимодействующих, менее 10 пользователей, причём закончивших школу в прошлом веке. Нам вообще какой либо учебник не нужен в принципе. Возьму на себя смелость сказать за всех - своим родственникам и знакомым мы, естественно, его не порекомендуем. То есть, получается, что размещая что-либо здесь, это зря потраченное время твоей жизни. Про заработать деньги вообще не говорится. За 30 лет, что ты посвятил этому делу, скорее всего это ты только и платишь.

Давай забей в поисковик /Стариков/ Там выскакиваешь не ты. Какой-то Николай Стариков. Я просмотрела первые 4 страницы. Везде только он. 
Забила в поисковик /учебник по обществознанию/ Кого только там нету на первых пяти страницах. Но, опять же, твоего учебника нет.
И только забив /Стариков учебник по обществознанию/ выскочило первых 9 пунктов про тебя и твой учебник. Из этих девяти уже обозначенный выше исторический форум. Одна ссылка не открылась совсем. Ещё одна ссылка - это твоё короткое негативное резюме на другой учебник. Ещё одна ссылка с предложением скачать учебник. Жалко, не показано сколько раз его скачали. Думаю, что ноль. Только самая верхняя ссылка на первой странице ведёт конкретно на текст твоего учебника, который ты в январе этого года снова корректировал. 

Это для тебя успех? 

Мне только не понятно почему на историческом форуме всего две страницы ты мучал своих недостойных тебя читателей. А на нашем мааааленьком задрипеньком форумчике ты уже 44 страницы изводишь абсолютно нецелевую аудиторию.

Тебе понравился мой афоризм "Это реклама, ничего личного"? Тогда запиши и выучи. Здесь я один солист, 9 второсортных актёров из массовки и много зрителей, ради которых я и веду дискуссию. А преподаватели, которые преподают обществознание по учебнику Боголюбова - это мелкие вредители, потому что эти преподаватели преподают по учебнику, непригодному для преподавания. Школьники протестуют против неинтересного преподавания. Родители запарились готовить детей к урокам обществознания, потому что ни один ученик не может пересказать ни одного параграфа из этого учебника. Учителя не могут ничему научить по этому учебнику и чувствуют угрызения совести по этому поводу. На уроках обществознания ученики и учителя целой страны в течение 30 лет зря тратят время и бюджетные деньги. Просто афера века. А я первый крикнул, что король то голый и предложил пути спасения этого предмета.   Я жду, когда до Путина это дойдёт. 

Стариков - это распространённая русская фамилия. Мой отец родом из деревни Пузаны Пегушенского сельсовета Соликамского района. У меня пол-Соликамска родни. В поисковике на первом месте есть Николай Стариков, друг Путина, на втором - я Валерий Владимирович Стариков, на третьем - Валерий Борисович Стариков, бывший заместитель мэра Перми по культуре. На Викиучебнике 385 посещений Оглавления моего учебника за 21 день, то есть около 18 посещений в день, это хороший показатель. А то, что старые лгуны меня не рекомендуют для преподавания, то тем хуже для них. Назови учебник по обществознанию, лучше моего. У тебя ничего не выйдет. 

Мне начхать на этот исторический форум, я уважаю только Википедию, куда старых лгунов не пускают, в том числе и учебник Боголюбова. Я работаю на образовательной ветке Берфорума, поэтому моя тема на месте. Если здесь бродит много балбесов, то это не моя проблема.

В 01.03.2023 в 20:44, Каштанка сказал:

Вот в этом то и вся соль. Настоящий полезный учебник может написать только настоящий интеллигент. Потому как 
Интеллигент» - это в высшей степени образованный, совестливый и честный человек, живущий нуждами и чаяниями своего народа и несущий этому народу какое-либо новое знание, высокую культуру или искусство. 

Назови мне этот учебник по обществознанию и этого великого интеллигента. 

23 часа назад, Каштанка сказал:

Мне как собаке пятая нога нужно знать где, как и что ты размещаешь. Зачем ты отвечаешь на вопросы, которые тебе не задают? Зачем предлагаешь мне смотреть какие-то ролики, параграфы? Твоя реальность нужна тебе и больше никому. У меня совсем иная картина мира. В ней пишут учебники интеллигенты. 

Уровень форума говорит об квалификации автора. Если форум задрипанный, то и уровень квалификации авторов ниже плинтуса. 

Опубликовано
36 минут назад, Adler сказал:

Вот именно, поэтому я с дураками вроде тебя и не спорю, а просто отшиваю

Хоботов, использовать в споре аргумент "сам дурак" - это мелко.

45.gif.921149d454af2087d07f05e345402688.gif

Опубликовано

У тебя учиться, что ли, мудень необразованный?
Ты мне хоть тыщу своих "корочек киномеханика" покажи, все одно я свое впечатление о твоей "образованности" делаю по твоей галиматье, что ты несешь тут многие годы...

Опубликовано
23 часа назад, Каштанка сказал:

Я не хочу и не буду снимать ролик на эту тему. Мне это неинтересно. Да и никому это не нужно. Бессмысленно тратить время и нервы на никому не нужный ролик.

Твой сын и твоя дочь по твоему учебнику учились?

Не хочу или квалификация не позволяет?

23 часа назад, Каштанка сказал:

Твои дети на пушечный выстрел не подпустят тебя с твоим учебником к обучению твоих внуков.

Не тебе решать.

8 минут назад, Караванщик Али сказал:

Хоботов, использовать в споре аргумент "сам дурак" - это мелко.

45.gif.921149d454af2087d07f05e345402688.gif

Зато эффективно.

23 часа назад, frend сказал:

QQwAAgCCd-A-1920.thumb.jpg.e86644c05d6ff9d6b6708fd46e79b24e.jpg

Не завидуй.

Опубликовано
23 часа назад, Каштанка сказал:

Буду завидовать )) Мне и на задрипанном форуме нормально живётся )

Это у тебя вожжа под хвостом не даёт спокойно жить как все. Тебе же обязательно надо выделиться.

Потому что мне было противно преподавать по непригодному для преподавания учебнику.

Опубликовано
23 часа назад, Каштанка сказал:

Разместить на каком-либо форуме какую-либо инфу может любой, у кого есть такое желание. Причём здесь пускают-не пускают?

Потому что мне это не интересно и не нужно. Какашки в голове в полной мере определяют твоё интеллектуальное и социальное развитие на твои 65 лет.

Слова ни о чём. Ты Сидоровой, наверное, свои кулачищи показал ) Или ещё что )

Так попробуй на Википедии разместить хотя бы одно слово. А может ты и учебник можешь написать и разместить на Викиучебнике? Не интересно или квалификация не позволяет?

Ну что ты,

Я даже уважаю Сидорову за то, что она философский факультет окончила в отличие от Пудовкиной и Симановой.

23 часа назад, Каштанка сказал:

Дети тебе просто наврали, чтобы не расстраивать. Отвечали они как требовалось на этом экзамене, а не как ты их натаскивал.

Тебя же там не было, поэтому это ты врёшь.

23 минуты назад, Караванщик Али сказал:

У тебя учиться, что ли, мудень необразованный?
Ты мне хоть тыщу своих "корочек киномеханика" покажи, все одно я свое впечатление о твоей "образованности" делаю по твоей галиматье, что ты несешь тут многие годы...

А ты сам то хотя бы имеешь педагогическое образование или просто являешься тупорылым пропагандистом от КПРФ?

Опубликовано
25 минут назад, Караванщик Али сказал:

У тебя учиться, что ли, мудень необразованный?
Ты мне хоть тыщу своих "корочек киномеханика" покажи, все одно я свое впечатление о твоей "образованности" делаю по твоей галиматье, что ты несешь тут многие годы...

Слышь , п...дор, иди отсюда и не провоцируй меня на грубость.

Опубликовано (изменено)
23 часа назад, ЭлектроНик сказал:

У человека словесный понос - он не может кратко.
Слышал где-то, что краткость - сестра таланта...

Ты похож на человека, который был моим учеником и попадал на процедуры? Обижаешься?

Изменено пользователем Adler
Опубликовано
34 минуты назад, Adler сказал:

Слышь , п...дор, иди отсюда и не провоцируй меня на грубость.

Нихуясе, тебе пердак порвало, голубок необразованный...
Хлебало завали, владелец трех мотоблоков, олегарх деревенский...

43 минуты назад, Adler сказал:

А ты сам то хотя бы имеешь педагогическое образование или просто являешься тупорылым пропагандистом от КПРФ?

Для того. чтобы понять, что ты пургу несешь лютую, не нужно ни педагогического, ни исторического образования.
Достаточно просто курса средней школы.

Опубликовано
38 минут назад, Adler сказал:

Ты похож на человека, который был моим учеником и попадал на процедуры? Обижаешься?

Бля, если бы я у тебя учился, я бы, наверное, давно бы уже повесился. 
Я в принципе не мог у тебя учиться. А обижаться на идиотов не в моих правилах.

Опубликовано
18 минут назад, Караванщик Али сказал:

Нихуясе, тебе пердак порвало, голубок необразованный...
Хлебало завали, владелец трех мотоблоков, олегарх деревенский...

Для того. чтобы понять, что ты пургу несешь лютую, не нужно ни педагогического, ни исторического образования.
Достаточно просто курса средней школы.

Иди отсюда, а то я тебя без смазки в..бу.

8 минут назад, ЭлектроНик сказал:

Бля, если бы я у тебя учился, я бы, наверное, давно бы уже повесился. 
Я в принципе не мог у тебя учиться. А обижаться на идиотов не в моих правилах.

Значит тебе повезло.

Опубликовано

Обществознание 10 класс. Боголюбов

Дорогие старшеклассники!

Вы держите в руках учебник, который поможет вам познакомиться с жизнью современного общества. Вы становитесь старше и можете теперь значительно глубже разобраться в вопросах, которые в 5—9 классах изучали на элементарном уровне. Знакомство с курсом «Обществозна- ние» поможет вам научиться решать проблемы повседневной жизни, которые возникают перед каждым человеком.

Вы живёте в условиях, значительно отличающихся от тех, которые в пору своей юности застали ваши родители. В наше время в жизни общества происходят существенные перемены. Возрастают целостность мира и взаимозависимость всех частей мирового сообщества, ускоряются темпы изменений, происходит усложнение общественной структуры. Это относится и к российскому обществу, в котором в конце XX в. начался и продолжается сегодня сложный процесс становления демократии, перехода от несвободы к свободе, от диктата авторитарной власти к самоуправлению, формированию многовариантных взаимодополняющих гибких социальных систем, способных к саморегуляции, самоорганизации.

Каждый человек, живущий в нашей стране в XXI в., вступающий в контакт и взаимодействие с другими людьми, учреждениями и организациями гражданского общества, с государством, нуждается в социально-гуманитарных знаниях, которые становятся ориентиром для его деятельности. Без таких знаний невозможно понять всё происходящее в современном обществе, а без такого понимания невозможны верные решения и эффективные действия.

Возможно, у тех из вас, для кого приоритетными являются дисциплины естественно-математического или технологического характера, возникнет вопрос: «Зачем я должен вновь возвращаться к обществознанию? Ведь я собираюсь быть не историком, не философом или социологом, а инженером, математиком, исследователем в области естествознания, техники». Самый лучший ответ на этот вопрос дал в конце XX в. известный учёный в области естественных наук академик Никита Николаевич Моисеев: «Чем больше лет я занимаюсь естественными науками, тем больше мне недостаёт гуманитарного образования, и я могу хорошо проследить, как по мере увеличения моего «гуманитарного ценза» менялась и шкала моих естественно-научных интересов, и шкала ценностей. И такой путь прошли, вероятно, все естественники.

Вначале мне казалось, что настоящее дело — это лишь физика, технические науки и, конечно, математика. Постепенно, однако, интересы сдвигались всё больше в сторону проблем, содержащих «гуманитарные составляющие». Теперь, анализируя свой многолетний опыт не только научной, но и педагогической деятельности, я всё больше убеждаюсь в необходимости хорошего изначального гуманитарного образования. Надо заметить, что я не сказал что-либо новое — подобные мысли разделяют всё большее число физиков, математиков, естественников.

Думая о будущем, о грядущей эпохе ноосферы, я постепенно склоняюсь к убеждению, что наступающий век будет веком гуманитарных наук... станет веком наук о человеке».

Каковы основания для такой оценки?

Во-первых, прогресс естественных наук и техники сам по себе даёт не только положительные результаты. Стали очевидны противоречия научно-технического прогресса, сделавшие мир неустойчивым и выдвинувшие на передний план проблему выживания человечества. Достижения в области генной инженерии, физики микромира, электроники и многие другие обострили вопросы этической оценки исследований, гуманитарной экспертизы научно-технических проектов.

Прошедший век дал человеку, познающему тайны природы, создавшему великую науку и технику, невиданное могущество, но он же обнаружил тупик, в который заводит его противопоставление себя природе, потеря гуманистических критериев своей деятельности.

В этих условиях многие учёные призывают к интеграции естественно-технических и гуманитарных наук, позволяющей решать проблемы человечества комплексно, опираясь как на возможности естествознания, так и на оценки, выдвигаемые обществознанием. При таком подходе возникнет единая картина мира, которая позволит определить ориентиры как научно-технической, так и социально-политической деятельности.

Во-вторых, даже увлечённый своей наукой учёный (физик или биолог, химик или математик) не живёт в «башне из слоновой кости», не находится в вакууме, а погружён в общество и, помимо статуса учёного, имеет статус гражданина, не желающего быть лишь объектом воздействия со стороны общества и государства, а стремящегося влиять на них в собственных интересах и в интересах всего общества.

Знания и умения, которые даёт курс «Обществознание», понадобятся вам в жизни, а также помогут в изучении общественных дисциплин, имеющихся в учебных планах любых учреждений профессионального образования, куда бы вы ни поступили после окончания школы. Так что усилия, которые вы затрачиваете на изучение настоящего курса, не пропадут, а помогут успешной адаптации к условиям будущей жизни и профессиональной деятельности.

§ 1. Что такое общество

Сколько смыслов у слова «общество»? Можно ли отделить общество от природы? Бывают ли «некультурные» общества?

На первый взгляд кажется, что ответить на вопрос, поставленный в названии параграфа, несложно. Действительно, слово «общество» давно и прочно вошло в наш научный и повседневный лексикон. Но как только мы предпринимаем попытку дать ему определение, то сразу убеждаемся, что таких определений может быть множество. К примеру, «общество книголюбов», «дворянское общество», «педагогическое общество». В данном случае под обществом мы понимаем определённую группу людей, объединившихся для общения, совместной деятельности, взаимопомощи и поддержки друг друга.

Но возможен и другой ряд связанных понятий: «первобытное общество», «феодальное общество», «французское общество». Здесь уже, употребляя слово «общество», мы имеем в виду определённый этап исторического развития человечества или конкретную страну. Если и дальше двигаться в соответствии с такой логикой рассуждения (от частного к общему), то обществом может быть и человечество в целом, совокупность всех народов в их историческом и перспективном развитии. Это всё население Земли. Иными словами, общество — это обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть мира, которая включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения.

Данное определение раскрывает понятие «общество» в широком смысле. Попробуем разобраться в этом более обстоятельно.

Общество как совместная жизнедеятельность людей

Начнём со второй части приведённого определения. Общество — это совокупность людей. Однако это не простая сумма входящих в него индивидов, которых иногда называют «социальными атомами», а скреплённая многочисленными связями и отношениями. Первоосновой этих связей является человеческая деятельность. В процессе совместной деятельности возникает взаимодействие между её участниками.

Все живые существа взаимодействуют с окружающей средой (с природой, другими живыми существами). Внешне это проявляется в заметных движениях (двигательной активности). Но существует и внутренняя (психическая) активность, воздействующая на поведение. Например, известно немало фактов, говорящих о привязанности собаки к хозяину. В литературе описан случай, когда собака несколько лет продолжала ходить на станцию ко времени прихода поезда, на котором прежде возвращался с работы её умерший хозяин.

Отметим, что животные к окружающей среде приспосабливаются. При этом они могут использовать отдельные предметы в качестве орудий и даже изготовлять примитивные орудия с помощью лап и зубов. Животные используют эти предметы для добывания пищи, обороны, строительства жилища, т. е. для удовлетворения своих жизненных потребностей. Возможности поведения животных определяются строением их тела, природными условиями, в которых они живут. (Вспомните, как используют примитивные орудия труда обезьяны, бобры, птицы, другие живые существа.)

В свою очередь, деятельность человека носит практически-преобразовательный характер. Человек не ограничивается приспособлением к существующим природным и социальным условиям, хотя приспособительное поведение занимает большое место и в его жизни. (Вспомните, например, влияние географических условий, значение правовых и нравственных норм, обычаев, традиций.) Однако приспособление — не предел человеческих возможностей. В процессе своей жизнедеятельности человек преобразует окружающую среду. Для этого используются не только природные предметы, но и прежде всего средства, созданные самим человеком (орудия труда).

И поведение животных, и деятельность человека сообразуются с определённой целью (т. е. целесообразны). Например, хищник прячется в засаде или крадётся к жертве — его поведение сообразуется с целью добыть пищу. Птица с криком улетает от гнезда, отвлекая внимание человека. Но сравните: человек строит дом, все его действия в этом случае тоже целесообразны. Однако для хищника цель как бы задана его природными качествами и внешними условиями. В основе его поведения — биологическая программа поведения, инстинкты. Человеческая деятельность характеризуется исторически сложившимися (как обобщение опыта предшествующих поколений) программами. При этом человек сам определяет свою цель (осуществляет целеполагание). Он способен выходить за рамки программы, т. е. уже имеющегося опыта, определять новые программы (цели и способы их достижения). Таким образом, целеполагание присуще только человеческой деятельности.

Человеческая деятельность — это первооснова, исходный пункт взаимосвязей и отношений, возникающих в обществе. Однако жизнь общества не сводится только к деятельности. Она сама порождается материальными и духовными потребностями, интересами, ценностными ориентациями людей.

Важным условием жизни человека является коллективность. Человек, по сути, существо общественное, жизнь которого обеспечивается кооперацией, взаимодействием с другими людьми. В этом человек нуждается не меньше, чем в продуктах питания или в орудиях труда. Напомним известный вам из курса основной школы факт: не только деятельность человека требует сотрудничества с другими людьми, но и само превращение ребёнка в человека требует нахождения его в среде людей, общения с себе подобными. Выживание человека в отрыве от общества возможно лишь при использовании им предметов, созданных в ходе совместной деятельности людей, или по крайней мере знаний и опыта, полученных в обществе.

Взаимодействие людей в процессе деятельности порождает различные формы их объединения. Поэтому общество может быть понято не только как совокупность отдельных видов совместной деятельности людей, но и как совокупность различных форм их объединения для этой деятельности: первичных коллективов, социальных групп, общественных организаций, а также как сеть отношений между ними.

Каждая сфера общественной жизни также сложное образование. Составляющие её элементы дают представление и об обществе в целом.

Не случайно одни исследователи рассматривают общество на уровне действующих в нём организаций (государство, церковь, система образования и др.), другие — сквозь призму взаимодействия социальных общностей. Человек входит в общество через коллектив, являясь одновременно членом нескольких коллективов (трудового, профсоюзного, спортивного и др.). Общество представляется как коллектив коллективов.

Человек также входит и в более крупные общности людей — социальную группу, класс, нацию.

Многообразные связи, возникающие между социальными группами, нациями, а также внутри их в процессе экономической, социальной, политической, культурной жизни и деятельности, называются общественными отношениями.

Но не все связи, возникающие между людьми в процессе общения или совместной деятельности, относят к общественным отношениям. Действительно, представьте, что вы находитесь в переполненном автобусе: кто-то интересуется, когда будет нужная ему остановка, кто-то просит уступить место. Возникающие в этих ситуациях контакты случайны, эпизодичны, и их не относят к общественным отношениям.

Обратимся к другой ситуации. Вы пришли устраиваться на работу. Вам придётся предъявить ряд документов, возможно, пройти собеседование, заключить договор, где оговариваются все основные условия найма. И через подобные процедуры проходит каждый, кто решает ту же задачу, что и вы. Такие отношения — устойчиво повторяющиеся взаимосвязи, возникающие между людьми, их группами, организациями и общностями в процессе реализации важных сторон жизнедеятельности людей — и называются общественными.

К изучению общества мы ещё вернёмся. А теперь рассмотрим отношения между обществом и природой.

§ 2. Общество как сложная система

Существует ли связь между разнообразными событиями и явлениями в жизни общества? Что придаёт устойчивость и предсказуемость развитию общества?

Во второй части определения понятия «общество», приведённого в § 1, подчёркнута идея взаимосвязи людей и взаимодействия различных сфер общественной жизни. В философской литературе общество определяется как «динамическая система». Понятие «система» может показаться сложным, но есть смысл в нём разобраться, так как в мире немало объектов, которые охватываются этим понятием. Системами являются и наша Вселенная, и культура отдельного народа, и деятельность самого человека. Слово «система» греческого происхождения, означает «целое, составленное из частей», «совокупность». Таким образом, каждая система включает взаимодействующие части: подсистемы и элементы. Главное значение приобретают связи и отношения между частями системы. Динамические системы допускают различные изменения, развитие, возникновение новых и отмирание старых частей и связей между ними.

Особенности социальной системы

Каковы же характерные черты общества как системы? Чем эта система отличается от природных систем? В общественных науках выявлен ряд таких отличий.

Во-первых, общество как система имеет сложный характер, поскольку включает в себя множество уровней, подсистем, элементов. Так, можно говорить о человеческом обществе в глобальном масштабе, об обществе в пределах одной страны, о различных общественных группах, в которые включён каждый человек (нация, класс, семья и т. п.).

Макроструктура общества как системы состоит из четырёх подсистем, которыми являются основные сферы человеческой деятельности — материально-производственной, социальной, политической, духовной. Каждая из этих известных вам сфер имеет своё собственное сложное строение и сама является сложной системой. Так, политическая сфера выступает как система, включающая в себя большое число компонентов — государство, партии и т. п. Но государство, например, тоже является системой с множеством составляющих.

Таким образом, любая из существующих сфер общества, являясь по отношению к обществу подсистемой, одновременно и сама выступает как достаточно сложная система. Поэтому можно говорить об иерархии систем, состоящих из ряда различных уровней.

Иными словами, общество — это сложная система систем, своего рода суперсистема.

Во-вторых, характерной чертой общества как системы является наличие в его составе разнокачественных элементов, как материальных (различных технических устройств, учреждений и т. п.), так и идеальных (ценностей, идей, традиций и т. п.). Например, экономическая сфера включает в себя предприятия, транспортные средства, сырьё и материалы, производственные товары и вместе с тем экономические знания, правила, ценности, образцы экономического поведения и многое другое.

В-третьих, основным элементом общества как системы является человек, который обладает способностью постановки целей и выбора средств осуществления своей деятельности. Это делает социальные системы более изменчивыми, подвижными, чем природные.

Общественная жизнь находится в постоянном изменении. Темпы и масштабы этих изменений могут быть различными; в истории человечества известны периоды, когда сложившийся порядок жизни не менялся в своих основах столетиями, но со временем темпы изменений стали нарастать.

Из курса истории вы знаете, что в обществах, существовавших в различные эпохи, происходили те или иные качественные изменения, в то время как природные системы тех периодов существенных изменений не претерпевали. Этот факт свидетельствует о том, что общество — динамичная система, обладающая свойством, которое в науке выражается понятиями «изменение», «развитие», «прогресс», «регресс», «эволюция», «революция» и т. д.

Следовательно, человек — это универсальный элемент всех социальных систем, поскольку он непременно включён в каждую из них.

Как и любая система, общество представляет собой упорядоченную целостность. Это означает, что компоненты системы не находятся в беспорядке, а, напротив, занимают внутри системы определённое положение и определённым образом связаны с другими компонентами. Следовательно, система обладает интегративным качеством, которое присуще ей как единому целому. Ни один из компонентов системы, рассматриваемый в отдельности, этим качеством не обладает. Оно, это качество, — результат интеграции и взаимосвязи всех компонентов системы. Так же как отдельные органы человека (сердце, желудок, печень и т. д.) не обладают свойствами человека, так и экономика, система здравоохранения, государство и другие элементы общества не имеют тех качеств, которые присущи обществу в целом. И только благодаря многообразным связям, существующим между компонентами социальной системы, она превращается в единое целое, т. е. в общество (как благодаря взаимодействию различных человеческих органов существует единый организм человека).

Проиллюстрировать связи между подсистемами и элементами общества можно различными примерами. Изучение далёкого прошлого человечества позволило учёным сделать вывод о том, что нравственные отношения людей в условиях первобытности строились на коллективистских началах, т. е., говоря современным языком, приоритет всегда отдавался коллективу, а не отдельному индивиду. Известно также, что моральные нормы, существовавшие у многих племён в те архаические времена, допускали убийство слабых членов рода — больных детей, стариков — и даже людоедство. Повлияли ли на эти представления и взгляды людей о пределах морально допустимого реальные материальные условия их существования? Ответ ясен: бесспорно, повлияли. Необходимость сообща добывать материальные блага, обречённость на скорую гибель человека, оторвавшегося от рода, и заложили основы коллективистской морали. Руководствуясь теми же способами борьбы за существование и выживание, люди не считали безнравственным освобождаться и от тех, кто мог стать обузой для коллектива.

Другим примером может быть связь правовых норм и социально-экономических отношений. Обратимся к известным историческим фактам. В своде законов Древнерусского государства — Русской Правде предусмотрены различные наказания за убийство. При этом мера наказания определялась в первую очередь местом человека в системе иерархических отношений, его принадлежностью к тому или иному социальному слою или группе. Так, штраф за убийство тиуна (управителя) был огромен: он составлял 80 гривен и равнялся стоимости 80 волов или 400 баранов. Жизнь смерда или холопа оценивалась в 5 гривен, т. е. в 16 раз дешевле.

Интегральные, т. е. общие, присущие всей системе, качества любой системы не являются простой суммой качеств, её составляющих, а представляют новое качество, возникшее в результате взаимосвязи, взаимодействия входящих в неё компонентов. В самом общем виде это качество общества как социальной системы — способность создавать все необходимые условия для своего существования, производить всё потребное для коллективной жизни людей. В философии самодостаточность рассматривается в качестве главного отличия общества от составляющих его частей. Как органы человека не могут существовать вне целостного организма, так не может существовать ни одна из подсистем общества вне целого — общества как системы.

Ещё одна черта общества как системы заключается в том, что эта система относится к числу самоуправляемых. Управленческую функцию выполняет политическая подсистема, придающая согласованность всем компонентам, образующим социальную целостность.

Любая система, будь то техническая (агрегат с автоматической системой управления), или биологическая (животное), или социальная (общество), находится в определённой среде, с которой она взаимодействует. Средой социальной системы любой страны является как природа, так и мировое сообщество. Изменения в состоянии природной среды, события в мировом сообществе, на международной арене являются своего рода сигналами, на которые общество должно реагировать. Обычно оно стремится либо адаптироваться к изменениям, происходящим в среде, либо адаптировать среду к своим потребностям. Другими словами, система реагирует на сигналы тем или иным образом. При этом она реализует свои основные функции: адаптации; целедостижения, т. е. способности поддерживать свою целостность, обеспечивающую реализацию её задач, влияя на окружающую природную и социальную среду; поддержания образца — способности сохранять свою внутреннюю структуру; интеграции — способности интегрировать, т. е. включать новые части, новые общественные образования (явления, процессы и т. п.) в единое целое.

§ 3. Динамика общественного развития

Чего больше в историческом развитии стран и народов — общего или различного? Становится ли человеческое общество со временем всё более совершенным? Каким будет мир в XXI в.?

Общество, в котором мы живём, находится в постоянном движении. Из курса основной школы вы уже знаете, что учёные выделяют три ступени в его развитии: аграрное общество, индустриальное общество и постиндустриальное (информационное) общество.

Из курсов истории и обществознания вы знаете также о таких формах перемен в обществе, как эволюция (постепенные, медленные изменения), реформа (осуществляемое правящими кругами преобразование какой-либо стороны общественной жизни, не подрывающее основ существующего строя), социальная революция (коренной, качественный переворот в общественном устройстве).

Изменения условий жизни людей в наше время происходят быстрее, чем прежде. Существует ли единый для всех путь развития, или каждая страна идёт своей дорогой? Можно ли сделать условия жизни на нашей планете более благоприятными, чем теперь? Эти вопросы волнуют всех, кто задумывается о будущем.

Многовариантность общественного развития

Если вы мысленно окинете взглядом ход мировой истории, то в развитии разных стран и народов заметите немало общего. Первобытная эпоха сменилась государством. На смену феодальной раздробленности во многих странах пришли централизованные монархии. В ряде стран произошли буржуазные революции. Все колониальные империи рухнули, и на их месте возникли десятки независимых государств. Вы сами могли бы продолжить перечисление сходных событий и процессов, происходивших в различных странах, на разных континентах. В этом сходстве проявляется единство исторического процесса, определённая тождественность сменяющих друг друга порядков, общность судеб различных стран и народов.

Однако исторические события всегда уникальны и неповторимы. Конкретные пути развития отдельных стран и народов многообразны. Нет народов, стран, государств с одинаковой историей. Многообразие конкретно-исторических процессов вызвано и различием природных условий, и спецификой хозяйства, и своеобразием духовной культуры, и особенностями образа жизни, и множеством других факторов. Значит ли это, что каждой стране предопределён свой собственный вариант развития и он является единственно возможным? Исторический опыт свидетельствует о том, что в определённых условиях возможны различные варианты решения назревших проблем, существует выбор способов, форм, путей дальнейшего развития. Альтернативные варианты нередко предлагают те или иные группы общества, различные политические силы.

Вспомним, что при подготовке Крестьянской реформы, проведённой в России в 1861 г., разные общественные силы предлагали неодинаковые формы осуществления перемен в жизни страны. Одни отстаивали революционный путь, другие — реформистский. Но среди последних не было единства. Предлагалось несколько вариантов реформ.

А в 1917—1918 гг. Россия оказалась перед другим выбором: либо демократическая республика, одним из символов которой было Учредительное собрание, либо Республика Советов во главе с большевиками.

В каждом случае выбор был сделан. Такой выбор совершается государственными деятелями, властвующими элитами, народными массами в зависимости от соотношения сил и влияния каждого из субъектов истории.

Любая страна, любой народ в определённые моменты своей истории оказываются перед судьбоносным выбором, и дальнейшая история осуществляется в процессе реализации этого выбора.

Многовариантность путей и форм общественного развития не беспредельна. Она включена в рамки определённых тенденций исторического развития.

Так, например, ликвидация изжившего себя крепостного права была возможна и в форме революции, и в форме осуществляемых государством реформ. А назревшая потребность в ускорении экономического роста в разных странах осуществлялась либо за счёт привлечения новых и новых природных ресурсов, т. е. экстенсивным путём, либо за счёт внедрения новой техники и технологии, повышения квалификации работников, на основе роста производительности труда, т. е. интенсивным путём. В разных странах или в одной и той же стране могут быть использованы различные варианты реализации однотипных изменений.

Таким образом, исторический процесс, в котором проявляются общие тенденции, создаёт возможность выбора, от которого зависит своеобразие путей и форм дальнейшего развития той или иной страны. Это говорит об исторической ответственности тех, кто делает выбор.

Целостность и противоречивость современного мира

Идея многообразия мира не противоречит идее единства человечества. Люди планеты Земля всё глубже осознают себя как единую общность, где каждый связан со многими тысячью нитей. «На протяжении нескольких поколений вокруг нас образовались всякого рода экономические и культурные связи, увеличивающиеся в геометрической прогрессии. Теперь, кроме хлеба... каждый человек требует ежедневно свою порцию железа, меди и хлопка, свою порцию электричества, нефти и радия, свою порцию открытий, кино и международных новостей. Теперь уже не просто поле... а вся Земля требуется, чтобы снабжать каждого из нас. Для человека нет будущего вне его объединения с другими людьми», — заметил однажды французский мыслитель XX в. Тейяр де Шарден. Мир за прошедшее после этого время очень изменился. Обострявшиеся противоречия между странами и регионами неоднократно приводили к разрыву сложившихся отношений. Менялся сам характер связей и взаимозависимостей, многое из того, что казалось благом, становилось если не злом, то проблемой: сегодня уже вряд ли кто-то будет претендовать на «свою порцию радия». Однако главное философом было схвачено точно: человечество не сможет развиваться, не укрепляя свою общность, не расширяя связи и контакты.

В современном мире значительно усиливаются интеграционные связи между отдельными людьми, организациями и государствами, растёт взаимосвязь между ними. Этот процесс исследователи назвали глобализацией. Глобализация многолика, она охватывает различные сферы жизни общества, включая и культуру. Но наиболее значительны проявления глобализации в экономике.

Из курса географии вы узнали, что мировое хозяйство состоит из национальных хозяйств всех стран мира, связанных между собой всемирными экономическими отношениями. Добавим, что не менее значительную роль в глобализации экономики играют крупные международные компании — транснациональные корпорации (ТНК). Именно в их рамках устанавливаются сложные многозвеньевые производственные цепи. Вот как описывает глобальный размах производства один зарубежный экономист: «Например, акселерометр (миниатюрный полупроводниковый чип, используемый в качестве сенсора в автомобильных подушках безопасности) может быть разработан в Бостоне, собран и испытан на Филиппинах, упакован на Тайване и вмонтирован в автомобиль фирмы «БМВ» в Германии для того, чтобы эта машина была успешно продана в Бразилии. Квалифицированный специалист в Массачусетсе в этом процессе сотрудничает с неквалифицированным рабочим на Филиппинах, который, в свою очередь, работает совместно с имеющим среднее образование молодым человеком на Тайване, и при этом все они вместе осуществляют один и тот же процесс вместе с наиболее высокооплачиваемым в мире персоналом завода «БМВ» в Баварии всего лишь для производства детали, стоящей не более 50 долл.».

Масштаб деятельности таких компаний, которые фактически неподконтрольны национальным правительствам, впечатляет. Экономическая мощь некоторых ТНК сопоставима с внутренним валовым продуктом среднего государства.

Глобализации экономики способствует и развитие мировой торговли. Сегодня в неё включились новые группы стран, в частности развивающиеся страны, государства Восточной Европы. В рамках больших региональных объединений произошла либерализация торговли, т. е. устранение различных барьеров и ограничений. Крупная зона свободной торговли сложилась в Европе — Европейский союз, в Северной Америке соглашение о свободной торговле охватывает США, Канаду и Мексику. Собственный торговый блок формируют государства Азиатско-Тихоокеанского региона. (Вспомните, что вы узнали об этих организациях из курса географии.) Развивать международную торговлю призвана и Всемирная торговая организация (ВТО). Одним из главных принципов её деятельности является устранение дискриминации в торговле, т. е. предоставление странам-участницам режима наибольшего благоприятствования в торговле друг с другом и в то же время уравнивание в правах товаров импортного и отечественного производства. Россия также получила право стать членом ВТО.

Глубокое взаимопроникновение экономик различных стран было бы невозможно без развития средств транспорта и связи. Особенно революционную роль здесь сыграл прогресс электронных средств связи и коммуникации, в частности появление глобальной компьютерной сети — Интернета. Современные электронные технологии позволяют, к примеру, производить мгновенные финансовые операции между организациями и странами, удалёнными друг от друга на десятки тысяч километров. (Подробнее о возможностях Интернета речь пойдёт в следующих параграфах.)

Исследователи отмечают противоречивые последствия процесса глобализации. Среди положительных моментов выделяют её стимулирующее влияние на экономику. Товары теперь могут создаваться в любом месте мира в зависимости от того, где производство обойдётся дешевле, и сбываться там, где их удаётся продать по наивысшей цене. Благодаря этому снижаются издержки производства, растёт прибыль, появляются дополнительные возможности для дальнейшего развития производства. Те, кому не удалось включиться в эту новую экономику, будут неизбежно отставать, так как не смогут воспользоваться плодами международного разделения труда, кооперации, техническими достижениями развитых стран. Глобализация сближает государства, заставляет их в большей степени учитывать интересы друг друга, предостерегает от крайних действий в политике и экономике (в противном случае международное сообщество может использовать различного рода санкции: ограничить торговлю, прекратить международную помощь, заморозить предоставление займа и т.п.).

Вместе с тем о глобализации высказывается и немало критических суждений.

Глобализация производства ведёт к глобализации продукции, поскольку потребитель стремится приобрести всемирно признанное изделие. Это, в свою очередь, может препятствовать развитию отечественного производства.

Кроме того, насаждается некий единый стандарт потребления: по всему земному шару едят гамбургеры, пишут шариковыми ручками «Bic», используют компьютерное обеспечение фирмы «Microsoft» и т. п. Распространению этих стандартов способствует реклама в средствах массовой информации. К примеру, транснациональные компании, убеждая население купить тот или иной товар, тратят на рекламу около половины тех средств, которые во всём мире расходуются на образование.

Далеко не всегда успешной является деятельность международных экономических организаций. Так, условия предоставления кредитов Международным валютным фондом и Всемирным банком нередко не учитывают специфику отдельных стран, а диктуются интересами промышленно развитых государств, под влиянием которых находятся обе организации. (МВФ начал свою деятельность в 1947 г. и специализируется на предоставлении краткосрочных займов; Всемирный банк, или Международный банк реконструкции и развития, образован в 1945 г., он предоставляет главным образом долгосрочные займы; Россия стала членом этих организаций в 1992 г.)

Большую тревогу у многих вызывает глобализация в сфере культуры. Развив в наибольшей степени электронные средства информации, именно западные страны распространяют по всему миру свои культурные ценности через такие «продукты», как передачи новостей, фильмы, клипы, реклама и т. п. К примеру, из 4 тыс. фильмов, которые показывает национальное телевидение Бразилии, более 90% созданы американской киноиндустрией. Это, как считают, ведёт к ослаблению национальной культуры.

И наконец, глобализация мира вызвала появление общих проблем человечества, от решения которых зависит дальнейший социальный прогресс, судьбы цивилизации. В условиях усиления взаимосвязи и взаимозависимости стран и регионов отдельные события, противоречия, конфликты перерастают локальные рамки и приобретают общемировой характер.

Другой причиной возникновения глобальных проблем является активная преобразующая деятельность людей, которая по мощи и последствиям (как созидательным, так и разрушительным) теперь сопоставима с самыми грозными силами природы. Вызвав к жизни могучие производительные силы, человечество не всегда может их поставить под свой разумный контроль. Уровень общественной организации, политическое мышление и экологическое сознание, духовно-нравственные ориентиры, преобладающие в общественном сознании, ещё далеки от требований эпохи.

К глобальным проблемам современности относят в первую очередь следующие: предотвращение угрозы новой мировой войны, преодоление экологического кризиса и его последствий, сокращение отставания развивающихся стран «третьего мира» от развитых стран, стабилизацию демографической ситуации на планете. Всё большее значение в последнее десятилетие приобретают проблемы охраны здоровья и предотвращения распространения СПИДа, наркомании, возрождение культурных и нравственных ценностей, борьба с международным терроризмом.

Глобальные проблемы взаимосвязаны. Так, решение экологических проблем невозможно без решения экономических вопросов, экономическое отставание стран «третьего мира» тесно связано с резким ростом народонаселения в них, не менее очевидно и то, что на обострение экологических и экономических проблем влияла гонка вооружений.

Серия террористических актов в США 11 сентября 2001 г. заставила человечество по-новому оценить опасности, грозящие миру. На первый план выдвинулась задача борьбы с международным терроризмом, которая требует объединения усилий всего мирового сообщества.

Обо всех существующих глобальных проблемах рассказывают, наряду с курсом обществознания, курсы истории и географии. Мы же продолжим наши размышления об оценке тенденций в развитии общества.

https://xn--24-6kct3an.xn--p1ai/%D0%9E%D0%B1%D1%89%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5_10_%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%81_%D0%91%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D0%BB%D1%8E%D0%B1%D0%BE%D0%B2/index.html

§ 4. Социальная сущность человека

Как в человеке сочетаются природное и социальное? Каким образом формируются социальные качества, что этому способствует?

Одной из центральных проблем философии является проблема человека. Эта загадка волновала мудрецов, художников, мыслителей всех эпох. Не завершены споры о человеке до сих пор, да и вряд ли могут быть завершены когда-либо. Причём, чтобы подчеркнуть философский аспект проблемы, вопрос о человеке звучит именно так: что такое человек? Немецкий философ И. Фихте (1762—1814) считал, что понятие «человек» относится не к единичному человеку, а только к роду: невозможно анализировать свойства отдельного человека, взятого самого по себе, вне отношений с другими людьми, т. е. вне общества.

Биологическое и социальное в человеке

Как известно, человеческая природа двойственна. Человек не только результат биологической эволюции, но и продукт развития общества. При этом общество заметно влияет на поведение человека.

Одни исследователи считают природное и социальное в человеке противоположностями, которые противостоят друг другу. Другие утверждают, что в человеке природное и социальное сосуществуют в неразрывном единстве. Сторонники этой точки зрения полагают, что от рождения в человеке преобладает природное, а становление человека связано с приобретением социальных черт и признаков. При этом человек утрачивает часть своих природных черт, вернее, эти черты ослабевают в своих проявлениях. Однако у социальных правил человеческого поведения есть биологическая основа в виде механизма внутреннего торможения.

И всё же в современных научных дискуссиях отвергаются крайние точки зрения на соотношение биологического и социального в поведении человека. Так, сегодня не вызывает сомнения, что социальная среда играет важную роль в обретении человеком человеческого. Вместе с тем данные генетики, нейрофизиологии и нейропсихологии свидетельствуют о значительном влиянии генетических факторов на формирование психики человека, его способностей и наклонностей. Уже выявлены гены «любви», «удовольствия» и другие, от которых зависит проявление чисто человеческих признаков поведения. Установлено влияние физиологических и психологических особенностей на формирование способностей и даже таланта.

Однако следует подчеркнуть: любая природная предрасположенность человека реализуется в социальных обстоятельствах. Собственно человеческое бытие — это проявление и развитие социальности. Известно, что даже однояйцевые близнецы, которые при рождении почти неразличимы, со временем под влиянием общества приобретают индивидуально-особенные черты (привычки, вкусы, интересы и т. п.). Следовательно, для формирования человека как члена социума небезразличны условия, в которых оно протекает.

Опубликовано

Согласен, потешаться можно...
Но до прямых оскорблений зачем опускаться?

В 27.02.2023 в 23:23, Adler сказал:

Некоторые читатели тут полное дерьмо

Вот с этого всё началось

Опубликовано
1 минуту назад, Караванщик Али сказал:

Согласен, потешаться можно...
Но до прямых оскорблений зачем опускаться?

Вот с этого всё началось

Моё имхо- тут как с больным - не обижаются. Если бы Вас оскорбил кто-то из подобных (равных) Вам, можно бы было реагировать. Тут же - вообще нет смысла. Есть люди, у которых по какой-то причине сносит..., как говорится.  Вот он тот самый случай. Жил-был крестьянин, пусть и умный, шандарахнуло его на этой теме не по детски, он всю свою жизнь этому посвятил.  А Вы тут посягаете)) значимость его великого дела, видишь ли, принизить решили.. 

Ну пошевелили темку ради забавы по настроению да дальше пошли) до следующего раза)

 

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
×
×
  • Создать...