Перейти к содержанию

Лидеры

  1. Караванщик Али

    Караванщик Али

    Пользователи+++


    • Баллы

      9

    • Постов

      26581


  2. surger1984

    surger1984

    Пользователи+++


    • Баллы

      4

    • Постов

      6132


  3. красная шапочка

    красная шапочка

    Пользователи+++


    • Баллы

      2

    • Постов

      5698


  4. frend

    frend

    Пользователи+++


    • Баллы

      2

    • Постов

      6692


Популярный контент

Показан контент с высокой репутацией 11/06/23 во всех областях

  1. 6 ноября так то. Стыдно вот не знать. Я уже быро пролистал книжку. То же самое, что было в двухтомнике Синельникова в ПГМА. Только тут без воды. Просто схемы и латынь/Ингл в подписях. Карманный атлас же )
    3 балла
  2. Доктор, с Днем рождения! Не смотри на свои года, Не считай - сколь еще им быть. В любом возрасте нужно всегда Полной грудью на свете жить! На висках мелькнет серебро - Это знамя прошедших лет. Но еще бес толкает в ребро, Еще хочется новых побед! Есть мечта для себя Непал В Гималайских горах открыть. Еще силы есть и запал Морды бить да и матом крыть. И пусть думает молодежь, Что под нами качается трон. Но мы сможем им "вдарить" всё ж Старый добрый наш рок-н-ролл! Что пора нам в утиль - не факт! Мы, последние силы скрепя, Еще "врежем по-полной" акт, Что кровать рухнет, нахрен, скрипя!
    2 балла
  3. Как мало времени нам дано растить детей, потом они вырастут и уйдут жить своей жизнью. Наслаждайтесь дочей каждый миг, каждый день!
    1 балл
  4. Неправильный выбор локации пребывания обнулил результат всей поездки... Сплошной убыток, никаких прибылей... Доктор, а ваша мама в курсе, какие картинки в в книжках смотрите?
    1 балл
  5. Машина, когда просто стоит в гараже - жратЪ не просит. А вот коника корми постоянно (
    1 балл
  6. Вот и ещё один самый неинтересный параграф. По моему мнению, эту скучную тему гносеологии нужно изучать не в школе, а в ВУЗе. Параграф 6. Познавательная и коммуникативная деятельность. Кто может о себе сказать: «Я знаю, что я ничего не знаю»? Можно ли полагаться на достоверность информации, полученной с помощью органов чувств? Как различить знание истинное и неистинное? Наступит ли конец научным открытиям? Чем занимается паранаука? Человеку, проучившемуся много лет в школе, не нужно объяснять, что означает слово «знания». Знать, ведать, разуметь — значит обладать информацией (совокупностью сведений) о тех или иных областях реальности. Знанию противопоставляется незнание, невежество. Знание — это форма существования и систематизации результатов познавательной деятельности человека. Познанием называется процесс постижения действительности, накопления и осмысления данных, полученных в опыте взаимодействия человека с окружающим миром. Для совершенствования познавательной деятельности необходимо изучить её особенности и проблемы. Познаваем ли мир? Проблема познаваемости происходит из реальных трудностей познания. В своих подходах к данной проблеме учёные разделились на оптимистов, пессимистов и скептиков. Пессимисты отрицают познаваемость мира. Оптимисты утверждают, что мир принципиально познаваем. Скептики, признавая, что познание мира возможно, выражают сомнение в достоверности полученного знания. Ещё в древности зародилось представление о том, что разным людям свойственны разные толкования и разные оценки явлений. Сущность же самих вещей, сокрытую за их внешними проявлениями, человек постичь не способен. Эта идея легла в основу агностицизма (от греч. agnostos — непознаваемый) — философского учения, отрицающего возможность познания. Любопытно, что с развитием знаний о мире агностицизм не умер. В Новое время, характеризовавшееся быстрым развитием экспериментального естествознания, английский учёный Д. Юм (1711—1776) сделал вывод: «Природа держит нас на почтительном расстоянии от своих тайн и предоставляет нам лишь знание немногих поверхностных качеств объектов, скрывая от нас их сущность». Распространённой разновидностью агностицизма был конвенционализм. Согласно этому учению, существующие научные теории являются лишь соглашениями между учёными (от лат. conventio — соглашение). Эти теории не могут достоверно отражать сущность исследуемых предметов. В известной мере агностицизм сохраняется и сегодня, когда многие тайны мироздания открыты. Сторонники гносеологического (от греческих слов gnosis — познание и logos — учение; гносеология — учение о познании) оптимизма, не отрицая сложности познания, трудности выявления сущности вещей, доказывают несостоятельность агностицизма. В качестве аргумента одни из них отмечают ясность и отчётливость научной мысли, повествующей о сущности изучаемых объектов. Другие делают упор на общезначимость получаемых результатов. А третьи — на невозможность существования человека без знаний, проверяемых в реальной практике жизни. Все, кто признаёт познаваемость мира, рассматривают различные способы познавательной деятельности. Познание чувственное и рациональное Наука о знании и познании выделяет различные формы чувственного познания. Первая из них — ощущения, т. е. отражение отдельных свойств, отдельных признаков предметов и процессов. Вторая форма чувственного познания — восприятие, которое даёт целостное отражение предметов в многообразии их свойств. Наиболее сложная форма чувственного познания — представление, поскольку здесь нет уже конкретного предмета, который отражается. Но, как и в восприятии, остаётся конкретный образ объекта, с той лишь разницей, что этот образ несколько «усреднён», на него действуют аналогичные образы прошлого и он теряет свои уникальные и случайные черты. Для представления характерна память, её «оживление». Нередко в представлении действует и воображение: при его помощи человек способен восстанавливать то, что уже было, выделять отдельные стороны того или иного объекта, комбинировать их. В итоге могут быть получены представления реальные, которые человек способен воплотить в жизнь (например, представление о новом устройстве автомашины), или же представления нереальные (например, о русалке, домовом, кентавре и т. п.). В процессе рационального (логического) познания используются и такие формы, как понятие, суждение, умозаключение (иногда сюда включают гипотезы, теории, методы). Понятие — это мысль, в которой фиксируются общие и существенные признаки вещей, например, понятия «человек», «самолёт» не ограничиваются образом какого-то конкретного человека или маркой летательного аппарата. Более сложной формой рационального познания является суждение — мысль, утверждающая или отрицающая нечто об объектах познания. Суждение отражает связи, существующие между предметами и явлениями действительности или между их свойствами и признаками. На базе понятий и суждений формируются умозаключения, представляющие собой рассуждения, в ходе которых логически выводится новое суждение (заключение или вывод). Рациональная познавательная способность (как, впрочем, и чувственная — на уровне представлений) связана с мышлением. Мышление, в свою очередь, связано с речью. Речь осуществляется с помощью языка. Язык — это система специальных знаков, имеющих предписанное им значение. В качестве знаков могут выступать звуки, рисунки, чертежи, жесты и т. п. Предписанное значение — это содержание, закреплённое за тем или иным знаком. Связь значения со знаком в разных языках различна (например, слова, означающие дом или человека, по-разному звучат и пишутся в разных языках). Знак обычно выступает средством познания, хотя может быть и объектом, если речь идёт о специальном непосредственном изучении знаков и знаковых систем. Во взглядах на соотношение чувственного и рационального познания различают позиции сенсуалистов и рационалистов. Сенсуализм (от лат. sensus — чувство) на первое место в процессе познания ставит в противовес разуму чувственную познавательную способность. Сенсуалисты считают: «Нет ничего в разуме, чего прежде не было бы в чувствах». Противоположной линии придерживаются рационалисты. Они признают основой познания и поведения людей разум (от лат. ratio — разум), отрицая чувства в качестве источника достоверной первичной информации, мотивируя это неточностью и ограниченностью сведений о мире, получаемых при помощи органов чувств. Кто же прав? Конечно, познавательная способность чувств ограниченна, но следует признать, что это единственный канал, с помощью которого человек непосредственно связан с материальной действительностью. Без чувственного познания невозможна первичная ориентировка в мире, невозможно постижение красоты и гармонии. Рациональное познание в своём взаимодействии с практикой способно преодолеть недостатки чувственного познания действительности и обеспечить фактически безграничное поступательное развитие знания. Однако рациональное познание невозможно без чувственного. Так, например, в физических теориях немалую роль играет чувственно-наглядная сторона (в виде схем, чертежей и других изображений). Иначе говоря, в реальном познании чувственное и рациональное взаимосвязаны и выступают как единое целое. Это единство нисколько не нарушается тем, что в одних познавательных ситуациях преобладает чувственное начало, а в других — рациональное. Истина и её критерии Посредством органов чувств, мышления, а также с помощью интуиции и эмоций человек в ходе познавательного процесса получает знания о мире. Но эти знания могут оказаться как истинными, так и ложными. Истина — это соответствие полученного знания действительности, такое отражение объекта познающим субъектом, при котором познавательный объект воспроизводится так, как существует сам по себе, вне сознания. Или иначе: истина — это соответствие представлений или утверждений реальному положению дел. Понятие «истина» является сложным и многосторонним. Человек не всегда может познать истину в полном объёме (например, отражающую квантово-механические или социально-исторические процессы), и знания его ограничены данным конкретным моментом, поэтому такую истину называют относительной. Относительная истина — это ограниченное верное знание о чём-либо. Со временем относительная истина может стать частным случаем общего правила или вовсе оказаться заблуждением. Из относительных истин складывается абсолютная истина. Абсолютная истина — это полное, исчерпывающее знание о сложном объекте. Содержание истины постоянно расширяется, уточняется, таким образом, процесс познания бесконечен. Не всякая истина является абсолютной и окончательной. Таких истин вообще не так уж много. Существенно больше истин относительных. Как же отличить истину от заблуждения, от ошибочных выводов, какие нередко имеют место в процессе познания? Существует точка зрения, что знание лишь тогда истинно, когда оно непротиворечиво, логически стройно, т. е. согласовано с имеющейся системой взглядов. Другим критерием истины является признание истинным того, что полезно для человека. Эти точки зрения характеризуют свойства, которые хотелось бы обнаружить в истинном знании. Однако критики изложенных взглядов отмечают, что не всякая логически стройная теория является истинной и, напротив, знание, не приносящее непосредственной пользы, на поверку может оказаться истинным. Более надёжным критерием истины считается практика. Если, например, атомная электростанция, созданная на основе определённой физической теории, даёт электроэнергию, значит, данная теория истинна. Но эта точка зрения подвергается критике: практика не охватывает весь реальный мир, к тому же практическое подтверждение какой-либо теории может произойти не сразу, а через многие годы, однако это не значит, что данная теория не является истиной. Поэтому в философии выдвигается идея взаимодополняемости: ведущий критерий истины — практика, которая включает материальное производство, накопленный опыт, эксперимент, дополняется требованиями логической согласованности и во многих случаях практической полезностью тех или иных знаний. Утверждения, не соответствующие действительности, являются либо заблуждением, либо ложью. Если заблуждение — это содержание знания, не соответствующее реальности, но ошибочно принимаемое за истинное, то ложь — это искажение действительного состояния дел, имеющее целью обман кого-либо. С точки зрения нравственности заблуждение — добросовестная неправда, а обман — недобросовестная. Истинностное проявляется специфично в каждой области знания. В историческом исследовании оно будет иным, чем, к примеру, в химии или литературоведении. В математических науках обоснование положений всегда завершается теоретическим доказательством: критерием истинности этих положений непосредственно выступает теория. Специфична истина и при судебном расследовании, где зачастую приходится с трудом пробираться к ней, исследуя множество гипотез, фактов, данных, полученных экспертами, свидетельские показания. § 6. Познавательная и коммуникативная деятельность (продолжение) Особенности научного познания Ближе всего к истине стоит научное знание. При этом оно отличается от других видов знания, как и научное познание от других форм познания. Во-первых, научное познание руководствуется принципом объективности. Оно должно отразить объект таким, каков он есть на самом деле. Во-вторых, научное знание, в отличие от слепой веры в мифологии и религии, обладает таким признаком, как рационалистическая обоснованность. В-третьих, науке свойственна особая системность знания. Научное знание не просто упорядоченно, таким может быть и обыденное знание, но к тому же выражается в форме теории или развёрнутого теоретического понятия. В-четвёртых, научному знанию свойственна проверяемость. Средствами проверки результатов научного познания могут быть и научное наблюдение, и практика, и логические рассуждения. При этом совершенно не обязательно проводить проверку каждый раз, когда необходимо обращение к научным истинам. Истина в науке характеризует знания, которые в принципе проверяемы и в конечном счёте оказываются подтверждёнными, т. е. достоверными. Вместе с тем, помимо достоверного знания, в науке могут встречаться разновидности проблемного знания (гипотезы ведь не истинны и не ложны). Знает наука и заблуждения, которые преодолеваются дальнейшим развитием познавательной деятельности учёных. Иногда встречается и ложное знание, которое охотно рядится в научные одежды. В научном знании выделяют два уровня: эмпирический и теоретический. Эти уровни различаются прежде всего тем, что эмпирическое знание отражает изучаемый объект со стороны, доступной наблюдению, когда исследователь взаимодействует с изучаемым предметом непосредственно или с помощью приборов. А теоретическое познание имеет дело с логической моделью изучаемого объекта, выраженной специальным научным языком. Содержание знания на эмпирическом уровне представлено научными фактами (события, физические процессы и т. п.), а также наблюдаемыми связями между ними. На теоретическом уровне содержанием знаний являются научные понятия, гипотезы, принципы и законы науки. Эмпирический и теоретический уровни различаются и по методам исследования, которые также делятся на эмпирические и теоретические. К эмпирическим относятся наблюдение, измерение, описание, сравнение, эксперимент, с помощью которых происходит накопление и фиксация опытных данных. К теоретическим — аналогия, моделирование, абстрагирование, идеализация (т. е. мысленное конструирование объектов, не существующих в действительности) и другие методы, с помощью которых выявляются законы науки, создаются научные теории. Наконец, различие между двумя уровнями научных знаний состоит в том, что эмпирические знания фрагментарны (они дают информацию только об отдельных сторонах изучаемого объекта), а теоретические знания представляют более систематизированную картину, раскрывающую сущность изучаемого объекта. (Приведите примеры эмпирических и теоретических знаний из физики, химии, биологии, обществознания.) Сказанное относится к изучению как природных объектов, так и общества и человека. Однако социальные и гуманитарные знания имеют свою специфику. Социальные и гуманитарные знания Общественные науки выявляют объективные законы, выражающие существенные, всеобщие и необходимые связи явлений и процессов, происходящих в обществе. Социальное знание как продукт этих наук — это прежде всего знание об относительно устойчивых и систематически воспроизводимых отношениях между народами, классами, социальнодемографическими и профессиональными группами и т. д. Социальное знание имеет и свои специфические особенности. Если представитель общественных наук — историк, социолог, философ — обращается к фактам, законам, зависимостям общественно-исторического процесса, то результатом его исследований является социальное знание. Если же он рассматривает мир человека, цели и мотивы его деятельности, духовные ценности, личностное восприятие мира, то в этом случае научным результатом выступает гуманитарное знание. Когда историк исследует общественные тенденции в развитии человечества, он выступает как обществовед, а когда изучает индивидуально-личностные факторы, то действует как гуманитарий. Таким образом, социальное и гуманитарное знания взаимопроникаемы. Без человека нет общества. Но и человек не может существовать без общества. Истории без людей не бывает. Однако без изучения закономерных процессов, без объяснения сути исторического развития она не была бы наукой. К гуманитарному знанию также относится и философия, поскольку она обращена к духовному миру человека. Гуманитарий рассматривает действительность в круге целей, мотивов, ориентации человека. Задача гуманитария — понять его помыслы, побуждения, намерения. Понимание — одна из особенностей гуманитарного знания. Вот как об этом писал выдающийся отечественный учёный М. М. Бахтин (1895—1975): «Гуманитарные науки — науки о человеке в его специфике, а не о безгласной вещи и естественном явлении. Человек в его человеческой специфике всегда выражает себя (говорит), т. е. создаёт текст (хотя бы потенциальный). Там, где человек изучается вне текста и независимо от него, это уже не гуманитарные науки (анатомия и физиология человека и др.)... Увидеть и понять автора произведения — значит увидеть и понять другое, чужое сознание и его мир...» Обращаясь к текстам писем и публичных выступлений, дневников и программных заявлений, художественных произведений и критических рецензий, философских сочинений и публицистических статей, гуманитарий стремится понять смысл, который вложил в них автор. Это возможно, только если рассматривать текст в контексте той среды, в которой жил его создатель, в привязке к его жизненному миру. Понимание текста не может быть таким же строгим, как объяснение объективных социальных связей. Напротив, возможны такие толкования текста, которые не являются необходимыми, единственно верными, несомненными, но имеют право на существование, тем более что пьесы А. П. Чехова или У. Шекспира сегодня наполняются иным смыслом, чем в момент их создания. Поэтому гуманитарное знание не имеет точности естественных и технических наук, активно использующих математические выкладки. Возможность придания текстам различных смыслов, обилие случайных отношений, невозможность сведения знания к однозначным, всеми признанным определениям не обесценивают гуманитарное знание. Напротив, такое знание, обращённое к внутреннему миру человека, способно воздействовать на него, одухотворять, преображать его моральные, идейные, мировоззренческие ориентиры, способствовать развитию в человеке всех его человеческих качеств. Многообразие человеческого знания При всём уважении к научному познанию и знанию и признании их значимости было бы неверно ограничивать результаты познавательной деятельности человека только наукой. На первых этапах исторического развития человеческой цивилизации потребность в познании мира в той или иной мере удовлетворялась в мифологических и религиозных объяснениях явлений природы, социальных отношений и многообразных проявлений человека. В мифах, представлявших собой повествование о происхождении и существовании мира и его отдельных частей, находили отражение самые разные сведения, в том числе и близкие к истине. Однако мифология не объясняла, как устроен мир. Её назначение — давать целостную картину, в которой есть и прошлое, и современное состояние. Итальянский философ Д. Вико (1668—1744) остроумно назвал мифы первым изданием умственного словаря человечества. Это была своего рода «живая память», сохранявшая всю совокупность знаний, умений, опыта народов. Однако зачатки научного знания, накапливавшиеся вначале в рамках магии, со временем стали требовать иных форм выражения. Наряду с процессом накопления знаний существовала трудовая и иная социальная практика. Сама жизнь давала так называемое практическое знание, рождённое опытом повседневной жизни. Оно было, по существу, эмпирическим, выражалось специфическим языком, который может быть непонятным в отрыве от практических действий. Действительно, кто может измерить «чуть-чуть» или щепотку? Вместе с тем этот язык становится абсолютно ясным при действиях по образцу или при совместной работе с мастером, владеющим необходимыми приёмами. Немало полезных сведений о мире таит в себе народная мудрость. В ней не только запечатлён практический опыт, но и отражён здравый смысл. Народная мудрость, как правило, выражена в пословицах, поговорках, загадках. Здравый смысл представляет собой стихийно складывающиеся под влиянием повседневного опыта взгляды людей на окружающую действительность и на самих себя. Здравый смысл как бы суммирует опыт разных людей, проявленный в сходной ситуации. Наряду с истинными знаниями здравый смысл может содержать и предрассудки, и даже устойчивые заблуждения, поскольку опыт разных людей может быть весьма разнообразным. Любопытно, что в народной мудрости по одному и тому же поводу иногда можно найти прямо противоположные суждения, поскольку сам этот опыт вбирает в себя разнообразную практику. Вероятно, вам не составит труда привести примеры таких противоречий. Особый тип познания представляет собой искусство. Оно прежде всего имеет дело с художественным освоением мира. Отличительными особенностями художественного познания является использование художественного образа. Будучи отражением действительности, образ несёт в себе свойства реальных предметов. Вместе с тем он не просто отражает мир, а как бы обобщает важные свойства многих реальных объектов и делает это при помощи художественных средств, идеальных авторских моделей. Довольно широкое распространение в современном познании находит так называемая паранаука (от греч. para — возле, при, около). Она, в отличие от здравого смысла, который стремится к ясности и рецептурности, грешит туманностью и псевдонаучным (от греч. pseudos — ложь), т. е. лженаучным, языком. Иногда к паранауке относят знания, которые не находят до поры до времени точного объяснения в рамках существующих научных теорий. Но чаще паранаука претендует на универсальность, проявляет нетерпимость к иным точкам зрения. (Подумайте, к каким видам знания вы отнесли бы астрономию и астрологию.) § 6. Познавательная и коммуникативная деятельность (окончание) Познание и коммуникативная деятельность Коммуникативная деятельность — это деятельность, предметом которой является другой человек — партнёр по общению. Происходит это понятие от термина коммуникация (от лат. communicatio — сообщение, передача) — общение, обмен мыслями, сведениями, идеями и т. д.; передача того или иного содержания посредством знаков, зафиксированных на материальных носителях. Во-первых, коммуникативная деятельность охватывает передачу информации с помощью различных социальных институтов и структур, в первую очередь СМИ, которые собирают, перерабатывают и распространяют информацию. В результате часто происходит не только прямая передача информации и воздействие на сознание и поведение участника коммуникации, но и возникновение «второй реальности», символической, виртуальной, замещающей нередко саму действительность и выдающей себя за неё. Во-вторых, коммуникативной деятельностью является профессиональное общение внутри наук, в том числе социально-гуманитарных, где главными коммуникационными структурами являются научные сообщества, кафедры, лаборатории, институты, публикации и экспертизы, конференции, симпозиумы, семинары, системы научно-технической информации, а также «невидимые колледжи» — как называют неформальные объединения или личное общение конкретных учёных. Коммуникации реализуются через такие формы общения, как сотрудничество, соавторство, ученичество и принадлежность к научной школе. В науке коммуникации предстают как диалог и рациональная критика. Это взаимная деятельность, взаимодействие свободно участвующих в процессе равноправных партнёров, каждый из которых считается с другим, и в результате которой оба они изменяются. Такой подход предполагает многообразие, плюрализм разных позиций, точек зрения, ценностных и культурных систем, вступающих друг с другом в отношения диалога и меняющихся в результате этого взаимодействия. В процессе коммуникативной деятельности особое значение имеют конвенции, соглашения, введение или исключение которых является одной из универсальных процедур познания наряду с отражением, осмыслением и интерпретацией. Познавательная конвенция предполагает введение норм, правил, знаков, символов, языковых и других систем на основе договорённости и соглашения субъектов познания. Можно выделить такие функции коммуникативной деятельности, как оформление знания в виде текстов (формальная коммуникация) с применением принятого в данном научном сообществе унифицированного научного языка, стандартов и конвенций. Кроме того, это передача системы мировоззренческих, методологических и иных нормативов, принципов, которые лежат в основе научных выводов. Следствием коммуникации в познавательной деятельности становится также применение таких коммуникативных форм познания, как аргументация, обоснование, объяснение, опровержение и тому подобные формы, направленные лично участнику — партнёру по научной коммуникации. Важнейшую роль в научно-познавательной деятельности играют языки (естественные и искусственные) и иные знаковые системы — модели, схемы, таблицы, а также логические правила, эталоны, единицы и приёмы измерения, объяснения и доказательства. Эту скучную тему я постараюсь изложить покороче и поинтереснее. Познание Объект и субъект познания Чувственное и рациональное познание Гносеология — это теория о познании мира человеком. Человек — это субъект познания. Ему противостоит объект познания в форме окружающего мира. С точки зрения эмпирической теории познания, всё человеческое знание проистекает из опыта, а эксперимент — это критерий истины. Внешний опыт обуславливает ощущения. Человек познаёт мир при помощи органов чувств. Человек использует научные приборы, чтобы усилить чувствительность своих органов чувств. Человек сравнивает и сопоставляет факты, познанные через органы чувств. Учёный проводит исследования при помощи таких эмпирических методов, как наблюдение и эксперимент, и на основе их сопоставления формирует более сложные идеальные конструкции — теории о взаимосвязи фактов внешнего мира. Душа человека — это чистая доска. В этом состоит сущность чувственного познания. Ф. Бэкон стал основоположником эмпиризма, а по его стопам пошли Т.Гоббс, Дж. Локк, французские материалисты 18 века, О. Конт. Согласно рационалистической теории познания субъект накладывает на поступающую от органов чувств информацию априорные идеи и схемы познания, истина — это формально-логическая непротиворечивость. Например, аксиомы геометрии были почерпнуты не из опыта, а из рассудка. Декарт считал аксиомы врождёнными идеями. Представители рационализма — это Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. В. Лейбниц, И. Кант, И.Г Фихте, Ф. Шеллинг, Г. Гегель. Они пытались строить науку на основе геометрического метода — выводить теоремы из аксиом. Кто из них прав? Как всегда истина лежит посередине, истина лежит между рационализмом и эмпиризмом, поэтому нужен их синтез. Опыт и наблюдения — это источник знаний. Эксперимент — критерий истины, но в процессе познания нельзя обойтись без логического вывода. В процессе познания нужно чередовать индукцию и дедукцию, что позволяет избежать логических ошибок и не терять связь с опытом. Чередование индукции и дедукции — это секрет синтеза эмпиризма и рационализма. Индукция — это восхождение от конкретного к абстрактному, например, от опытных данных к теории. Дедукция — это снисхождение от абстрактного к конкретному, от теории к следствиям и прогнозам, которые следует проверять, например, из аксиом геометрии путём дедукции можно вывести теоремы. Теоретики по типу личности имеют склонность к дедуктивному методу, техники по типу личности имеют склонность к индуктивному методу. Именно эти два типа личности, в основном, пригодны для занятия наукой. Теоретики пригодны в качестве создателя теоретических систем, а техники — в качестве учёного — экспериментатора. Человек анализирует ощущения и формирует теории при помощи головного мозга. Классификация научных методов. Аспекты метода. Основные общенаучные методы Развитие науки происходит только тогда, когда учёные начинают ставить эксперименты, а застой и регресс в познании и науке наступает тогда, когда прекращаются эксперименты. Историческим примером этого служит тот факт, что древнеримский врач Клавдий Гален (годы жизни:130-210 гг. н. э.) сделал открытие о строении мускулов в результате препарирования мёртвых тел, иными словами, с помощью эксперимента. Позднее, в Средние века, подобные эксперименты были прекращены по религиозным соображениям, поэтому учёным оставалось верить, что древние, включая Галена, не ошибались, поэтому врачи не утруждали себя экспериментами, в частности, вопросом о том, как работают мускулы. В Средние века наука впала в состояние застоя. В эпоху Возрождения врач Андреас Везалий (годы жизни:1514-1564 гг.) поставил под сомнение описание мускулов человека, оставленное Галеном, и обнаружил, что некоторые описания Галена относятся скорее к мускулам собак, чем к мускулам человека , . Возобновление экспериментов в эпоху Возрождения привело к быстрому прогрессу познания и науки. Согласно теории Карла Густава Гемпеля , на основе наблюдений учёный составляет гипотезу, затем на основании гипотезы он составляет прогноз, затем с помощью эксперимента он проверяет этот прогноз. Если прогноз подтвердился, то гипотеза может быть признана истинной. Если прогноз не подтвердился, то гипотеза может быть признана ложной, поэтому учёный вынужден формулировать новую гипотезу и проверять новый прогноз. Наблюдение и эксперимент осуществляются с помощью приборов и измерительной аппаратуры. Одним из методов экспериментирования являются эксперименты над моделью, например, эксперименты над моделью плотины или самолёта . Теоретический уровень познания реализуется с помощью понятий, законов и принципов. Методы теоретического познания: анализ и синтез, классификация и индивидуализация, систематизация, выделение аналогий, индукция и дедукция. Чтобы составить классификацию, нужно провести сравнение. Связь научных понятий образует законы. Главные законы — это принципы Теория — это система понятий, законов и принципов Теоретические методы: аксиоматический, конструктивистский, гипотетико-дедуктивный и описательный. Аксиоматический метод построения теории заключается в следующем: учёный строит систему аксиом и правил вывода. Аксиома — это положение, принимаемое без доказательства. Аксиомы не должны противоречить друг другу. Выведение теорем из аксиом происходит с помощью дедуктивного метода. Конструктивистский метод построения теории состоит в том, что начинают развёртку теории не из аксиом, а из понятий. Гипотетико-индуктивный метод построения теории изложен в теории Гемпеля, о которой было сказано выше. Если невозможно применить методы, изложенные выше, то нужно применить описательный метод. Описание можно осуществить с помощью слов, графиков, схем. Формы познания Чувственное познание осуществляется в трёх формах: ощущение, восприятие, представление. Ощущение — это наиболее элементарная форма чувственного познания. Восприятие — это образ, состоящий из нескольких ощущений. Представление — образ ранее воспринятого или созданного воображением предмета. Существуют следующие органы чувств человека: зрение, осязание, слух, вкус, обоняние. Память — это способность человека сохранять и относительно быстро воспроизводить ране полученную информацию. Различают кратковременную и долговременную память. Фантазии и мечты — это формы воображения. Рациональное познание осуществляется в форме понятия, суждения и умозаключения. Понятие — это простейшая форма мысли. Понятие — это обозначение вещей. Примеры понятий: дерево, человек, металлы, электрический ток и т. д. С помощью понятий человек обозначает вещи, даёт им названия. Суждение — это утверждение или отрицание связи двух понятий. Пример суждения: все металлы проводят электрический ток. Суждение в отличие от понятия всегда должно быть или истинным или ложным. Умозаключение есть вывод нового знания, нового суждения из двух или нескольких исходных суждений. Пример умозаключения: Все металлы — это проводники Медь — это металл Медь — это проводник Критерии истины Что есть истина? Это спорный вопрос. Аристотель считал, что истина есть соответствие, эквивалентность между формами познания и объектами внешнего мира. Например, если предмет внешнего мира и его отражение посредством органов чувств являются похожими, эквивалентными, то это отражение является истинным. Если отражение не похоже, не эквивалентно предметам внешнего мира, то это отражение является ложным. Высказывание «снег бел» является истинным, если в реальном мире снег на самом деле является белым. С точки зрения Лейбница, Спинозы, Гегеля, Нейрата и Гемпеля, высказывание является истинным в том случае, если при его логическом выводе из аксиом не допущено ошибок, сами аксиомы признаются истинными в результате соглашения между учёными. Например, высказывание 2+2=4 является истинным, потому что это высказывание находится в полном согласии с системой высказываний арифметики. Первый вывод: Нетрудно заметить, что дискуссия о понятии истины является следствием различия между индуктивным и дедуктивным методом познания. Таким образом, оба понятия истины имеют право на существование. С точки зрения К. Маркса, практика является критерием истины. С точки зрения У. Джемса и Дж. Дьюи, истинно то, что полезно. Второй, более точный вывод: Если попытаться объединить все три точки зрения на истину, то получится, что истина — это подтверждаемость, непротиворечивость и эффективность, а ложь — это неподтверждаемость, противоречивость и неэффективность. Абсолютная истина — это полное соответствие формы психики и объекта познания. Абсолютное заблуждение — это полное несоответствие формы психики и объекта познания. Относительная истина — это частичное соответствие формы психики и объекта познания. В процессе познания наши знания постепенно приближаются к абсолютной истине как к недостижимому миражу. Чтобы приблизиться к абсолютной истине, учёные вынуждены постоянно менять теории. А теперь я дам интересную информацию из истории древнегреческой философии. Древнегреческая диалектика и формальная логика Диалектика Диалектика – это искусство опровергать противника в споре и посредством аргументов ставить его в затруднительное положение. Если короче, то диалектика – это искусство спора. Основателем диалектики был Зенон Элейский . Зенон брал большие деньги за обучение этому искусству спора. О жизни Зенона ничего не известно, больше известно о его героической смерти в борьбе с тираном Неархом. Зенон готовил заговор, но был схвачен. Его допрашивали о сообщниках. В ответ он оговорил всех друзей тирана. А потом Зенон попросил сказать тирану на ухо ещё кое о ком и вцепился в ухо зубами и не отпускал, пока его не закололи. Метод доказательства Зенона не был прямым доказательством, Зенон доказывал от противного, сводя к абсурду точку зрения противника. Известно четыре апории Зенона: Дихотомия, Ахиллес и Черепаха, Стрела, Ристалище. Слово «апория» переводится с греческого как безвыходное положение и означает головоломку. Эти апории нашли применение в математике. Дихотомия переводится как разрубание надвое. Ристалище – это стадион. Апория «дихотомия» гласит, что движение от А до Б не может начаться, т.к. сначала человек должен дойти до половины пути прежде, чем дойти до конца, но чтобы дойти до половины пути, нужно сначала дойти до одной четверти и так до бесконечности. В результате человек не сможет сдвинуться с места. Апория «Ахиллес и черепаха» гласит, что Ахиллес не сможет настигнуть черепаху, ибо, когда он прибежит в ту точку, где она была в начале пути, она уползёт в следующую точку и так до бесконечности. Чтобы опровергнуть апории Зенона, нужно было найти в его словах логическую ошибку. Один из оппонентов Зенона – Диоген Синопский - не мог его опровергнуть словами и доказать, что движение существует, поэтому Диоген стал молча ходить перед Зеноном взад и вперёд. По мнению Валерия Старикова, сущность логической ошибки Зенона состоит в том, что в доказательстве он применил неопределённое понятие «бесконечность», а это запрещено законами формальной логики, о чём будет сказано ниже. Неопределённое понятие означает, что это понятие не имеет определения. Софисты Софисты [2]– это платные учителя мыслить, доказывать и красиво говорить. Это искусство было жизненно необходимо каждому гражданину греческого полиса для выступления в народном собрании и в суде, т.к. тогда ещё не было профессиональных политиков и адвокатов, и гражданин в условиях прямой демократии и народного суда был обязан сам себя защищать в суде и отстаивать своё мнение в народном собрании. Самым известным софистом в 5 в. до н.э. был Протагор. Софисты считали, что абсолютной истины не существует. Для демонстрации этого положения они сегодня могли доказать одно, а завтра – противоположное. Например, сегодня могли доказать, что боги существуют, а завтра – что боги не существуют. Однажды Протагор требовал плату за обучение у своего ученика, но тот возразил, что учитель его не научил и он ещё не выиграл дело в суде. Протагор ему ответил, что если Протагор подаст в суд, то ученик заплатит в обоих случаях, или по решению суда, или по их прошлому договору. Чтобы научиться побеждать софистов в споре, ловить их как мошенников на уловках, Аристотель создал новую науку – формальную логику, которая представляет собой список уловок. Формальная логика Аристотеля. Формальная логика – это наука о законах правильного мышления и способах поймать соперника в споре, например, софиста, на логической уловке или ошибке. Аристотель открыл законы правильного мышления. Он назвал логику «органоном», т.е. орудием для добывания истины. Формальная логика была настолько гениальным изобретением, что сохранялась в почти неизменном виде до 19 в. н.э. и даже приобрела из-за этого славу «мёртвой», сухой и бесплодной науки, и только в 19 веке на её основе была изобретена математическая логика, которая стала основой для программирования. Формальная логика – это инструмент любой науки, в этом состоит её выдающееся значение. До октябрьского переворота 1917 г в России формальную логику проходили даже в гимназиях. Формальная логика – это очень сложная наука и, учитывая уровень восприятия школьников, мы постараемся ограничиться лишь изложением списка законов правильного мышления и примеров логических ошибок: Нельзя в своих рассуждениях одновременно утверждать и отрицать одно и то же. Пример логической ошибки: Если эфиоп имеет смуглую кожу и белые зубы, то он и чёрный, и не чёрный. Закон тождества. . гласит, что в процессе рассуждения каждое понятие должно употребляться в одном и том же смысле. Омонимы – это слова, которые имеют два и более значения, например такие слова, как очки, следствие, материя, содержание, лицо, мир. В процессе рассуждения нужно избегать употребления этих понятий или сразу объяснить значение этого слова. В противном случае оппоненты могут подразумевать разные значения этого слова и будут спорить о разных вещах. Не рекомендуется вообще употреблять в споре многозначные понятия, такие как гуманизм, культура, свобода. Например, существует несколько десятков определений понятия «культура» и никто точно не знает, что это такое. Запрещено употреблять в рассуждениях неопределённые понятия, такие как бесконечность и бог, иначе с помощью их можно доказать всё, что угодно. Например с помощью понятия «бог» можно доказать сотворение мира, наличие рая и ада и т.д. Закон исключения третьего гласит: из двух противоречащих понятий одно истинно, другое ложно, а третьего не дано. Пример логической ошибки: питекантроп – это человек, или не человек, или обезьяна. Недостаток формальной логики состоит в том, что она не может описывать объекты в процессе становления и развития, а питекантроп – это промежуточный результат развития от обезьяны к человеку. Лейбниц сформулировал закон достаточного основания:]всякая истинная мысль должна быть достаточно обоснована. Пример логической ошибки: этот человек совершил убийство и заслуживает смертной казни. Мысль недостаточно обоснована т. к. этот убийца может быть несовершеннолетним или невменяемым, для которых в уголовном кодексе сделано исключение. Нужно избегать ошибок в определении . Согласно Аристотелю, чтобы определить понятие, нужно найти более широкое понятие и родовидовой признак. Например. Для понятия «берёза» более широким понятием будет понятие «дерево», а родовидовым признаком – «с белой корой». Ошибки в определении: Слишком широкое определение. Пример логической ошибки: Платон сказал, что человек – это животное на двух ногах и лишённое перьев. Диоген Синопский указал на ошибку и принес Платону ощипанного петуха и сказал: «Вот твой человек» Тогда Платон исправил ошибку и добавил к определению: «И с широкими ногтями». Слишком узкое определение. Пример логической ошибки: «Птица – это животное, имеющее перья и умеющее летать», т. к. пингвин и страус – это птицы, но они не умеют летать. Круг в определении или тавтология. Примеры логических ошибок: масло – это масляное вещество, количество – это характеристика предмета с количественной стороны. Подмена тезиса, слов оппонента. Во время спора спорщик незаметно подменяет слова своего оппонента и их же начинает опровергать. Нужно прямо указать оппоненту на факт подмены. Недопустим переход на личность оппонент. Нельзя обзывать оппонента плохими словами или «клеить ярлыки» (клички). Пример уловки в споре между генетиком Вавиловым и малограмотным «народным академиком» Лысенко: последний употребил такие выражения, как генетика – это «продажная девка империализма», а «генетики – это мухолюбы – человеконенавистники», т.к. генетики проводили опыты на мухах дрозофилах. В результате Вавилова уморили в тюрьме, а Лысенко продолжал врать и обещал вывести ветвистую пшеницу, отрицал существование носителя наследственности – генов. Кроме генетики «продажными девками империализма были объявлены социология и кибернетика», поэтому Россия отстала в развитии этих наук. Недопустима в споре ссылка на авторитет, например, Лысенко сослался на поддержку своей точки зрения Сталиным, который тоже был малограмотным, и оппоненты были вынуждены признать точку зрения Лысенко. Другим примером был ритуал цитирования в советской науке. В начале любой статьи нужно было привести цитату из сочинений К.Маркса, Энгельса или Ленина, а в конце статьи – цитату из речей Брежнева или из материалов последнего съезда. Наследие классиков марксизма было столь обширным, что, если вырвать фразу из контекста, то можно было обосновать всё, что угодно. Нужно избегать мнимого следования, когда тезис не следует из аргументов. Пример логической ошибки: Если можно совершить кругосветное путешествие, то Земля имеет форму шара. Но такое путешествие было бы возможным и тогда, когда Земля имеет форму цилиндра или конуса. Вывод: В формальной логике Аристотеля заключена вся античная мудрость.
    1 балл
  7. Стоимость содержания коника рассказать? У одноклассницы есть 2 больших и один пони. 200-300 тысяч в месяц траты на них.
    1 балл
  8. Каждое утро шагаю 2 км, как по парфюмерному магазину с открытыми пробниками ? иногда столько на себя выльют туалетной воды что голова начинает кружиться или, простите, блевать тянет я понимаю парфюм, но не в таком колличестве и не с кардинально резкими запахами. Т.е. бывают просто резкте запахи, а бывают прямо невыносимые)
    1 балл
  9. Вот и я говорю - шлимазл. Ни один серьезный учёный не пойдет ни в какие соавторы к той галиматье, что проповедует Стариков.
    1 балл
  10. Прогулялись до ГЭС2. Красивое здание, место хорошее, атмосферное, но пока нет наполнения. Народу очень много. Там детали остались от ГЭС Это Пантерке! Мемориал новый героев. Ну и так смотровая площадка.
    1 балл
  11. Конечно, не существует. В учебных заведениях установленные учебным планом программы. За выполнение которых УЗ несут ответственность. Ответственность лежит и на преподавателях. А тут объявляется взъерошенный поц с горящими глазами и на серьезном уровне предлагает учить школьников и студентов по журналу "Крокодил"
    1 балл
  12. Дружище, айда реветь навзрыд, Адлер нас решил игнорировать!!! ?
    1 балл
  13. Воистину, страшнее дурака - дурак одержимый. Ты Академию Наук ещё назови бездарями и шарлатанами. Для общего смеху. Ты же, философ-заочник, не зная экономической теории делаешь выводы по экономическим вопросам в стране, в истории, в марксизме. Какого хрена, неуч, ты имеешь на это право? Ну, а насчёт нашего тут присутствия... Так люди ходят в эту тему не читать твою галиматью графоманскую, а почитать за то, как ты вертишься, словно уж на сковороде. Уйдем мы, твои посты вообще никто читать не будет, посчитаешь потом просмотры...
    1 балл
  14. (Пи) до (R) ка... ни о чём не говорит?) ) Всё просто. Дело в том, что в расправленном виде вязаная шапочка имеет полусферическую форму. Чтобы получить длинну окружности, что будет являться размером головы, нужно число "Пи" умножить на диаметр окружности Do. А чтобы узнать высоту полусферы, нужно учесть и радиус R. Только в таком случае мы будем иметь представление о размере шапочки. Полученную формулу дополним толщиной вязки k и диаметром шерстяной нити а. Выходит универсальная формула, характеризующая основные параметры шапочки Пи/Do/R/k/a. Следует учесть, что только в России название популярной шапочки имеет сугубо научные корни, что, разумеется, говорит о высоком культурном и образовательном уровне россиян. https://otvet.mail.ru/question/14039133 ???
    1 балл
×
×
  • Создать...