Перейти к содержанию

Тень


myarga

Рекомендуемые сообщения

Я нынче точно Эвридика-

В плену у сумрачных теней

Среди их чуждых,странных ликов

Найди, найди меня,Орфей!

Где накрест спаяны дороги

Десятки,сотни тысяч лет

Взирают греческие боги

На наш земной, полночный бред.

Что победит? Земля иль небо?

Сгореть в огне или взлететь?

Ты от теней хвалы не требуй,

Не прекращай же только петь!

Я нынче точно Эвридика-

В плену у сполохов огня

Мне душно, больно, страшно, дико!

Ищи меня! Найди меня!

Но тень слепа, но тень бесплотна…

Что я могу? Я только тень.

Укрыли белые полотна

Мой ясный, мой веселый день…

И где вы, прежние желанья?

И то, чего могла б желать?

Вот имя тени – Ожиданье.

Вот дело тени – только ждать…

Я нынче точно Эвридика-

Тобой почти воскрешена…

Но скорбным,затаенным криком

Орфея встретит тишина.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

*****

 

Орфей найдёт ли Эвридику?

Не знает ни один пророк.

Когда-то в мифе он не смог...

И кто утешит горемыку?

 

*****

 

Спасибо. Получил удовольствие (от слога, от порыва, от отсылки к старому сюжету, от всего...).

 

post-18213-0-19283200-1309727202_thumb.jpg post-18213-0-33152700-1309727183_thumb.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

:bt: Спасибо....

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

мне нравится греческая культура, их помпезность и красота. в общем где книжку по стихам греческим раздобыть :roll:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Так в инете же и раздобыть... У меня есть кой что по греческому искусству, в том числе о поэзии,но мало там. В инете больше найдете.

 

 

Добавлю к теме:

 

Нет, в этом нет вины твоей

Что все так глупо не сложилось.

Но верю,храбрый мой Орфей

В одну любовь и в Божью Милость.

Что где-то там, где смерти нет,

Разлук, отчаянья падений

Смахнув следы ушедших лет

обнимешь ты мои колени...

 

 

 

Маленький справочный копипаст. Так, для создания настроения:

 

Орфей, в греческой мифологии сын фракийского речного бога Эагра (вариант: Аполлона, Clem. Rom. Horn. V 15) и музы Каллиопы. Орфей славился как певец и музыкант, наделённый магической силой искусства, которой покорялись не только люди, но и боги, и даже природа. Он участвует в походе аргонавтов, игрой на форминге и молитвами усмиряя волны и помогая гребцам корабля «Арго». Его музыка успокаивает гнев мощного Идаса. Орфей женат на Эвридике и, когда она внезапно умерла от укуса змеи, отправляется за ней в царство мёртвых. Пёс аида Кербер, эринии, Персефона и Аид покорены игрой Орфея. Аид обещает певцу вернуть Эвридику на землю, если он исполнит его просьбу - не взглянет на свою жену, прежде чем войдёт в свой дом. Счастливый Орфей возвращается с женой, но нарушает запрет, обернувшись к жене, которая тут же исчезает в царстве смерти (Ovid. Met. X 1-63).

Орфей не почитал Диониса, считая величайшим богом Гелиоса и называя его Аполлоном. Разгневанный Дионис наслал на Орфей менад которые растерзали его, разбросав повсюду части его тела, собранные и погребённые затем музами. Смерть Орфея, погибшего от дикого неистовства вакханок, оплакивали птицы, звери, леса, камни, деревья, очарованные его музыкой. Голова его по реке Гебр плывёт к острову Лесбос, где её принимает Аполлон. Тень Орфея спускается в аид, где соединяется с Эвридикой. На Лесбосе голова Орфей пророчествовала и творила чудеса (Orph. Vit. frg. 115, 118-119). По версии, изложенной Овидием, вакханки растерзали Орфея и были за это наказаны Дионисом: превращены в дубовые деревья.

В мифах об Орфее объединяется целый ряд древних мотивов (ср. волшебное воздействие музыки Орфея и миф об Амфионе, нисхождении Орфея в аид и миф о Геракле в аиде, гибель Орфея от рук вакханок и растерзание Загрея). Орфей близок музам (Eur. Rhes. 943), он брат певца Лина(Apollod. I 3, 2). Орфей - учредитель вакхических оргий и древних религиозных обрядов. Он посвящён в Самофракийские мистерии. С именем Орфея связана система религиозно-философских взглядов (орфизм), возникшая на основе аполлоно-дионисовского синтеза в 6 в. до н. э. в Аттике.

В античном искусстве Орфей изображался безбородым, в лёгкой хламиде; Орфей-фракиец - в высоких кожаных сапогах, с 4 в. до н. э. известны изображения Орфея в хитоне и фригийском колпаке. Одно из древнейших сохранившихся изображений Орфея как участника похода аргонавтов - рельеф метопы сокровищницы сикионцев в Дельфах. В раннехристианском искусстве мифологический образ Орфея связан с иконографией «доброго пастыря» (Орфей отождествляется с Христом). В 15-19 вв. различные сюжеты мифа использовали Дж. Веллиии, Ф. Косса, Б. Кардуччи, Дж. Б. Тьеполо, П. П. Рубенс, Джулио Романо, Я. Тинторетто, Доменикино, А. Какова, О. Роден и др. В европейской литературе 20-40-х гг. 20 в. тему «Орфей и Эвридика» разрабатывали Р. М. Рильке, Ж. Ануй, И. Голь, П. Ж. Жув, А. Жид и др. В русской поэзии нач. 20 в. мотивы мифа об Орфее нашли отражение в творчестве О. Мандельштама, М. Цветаевой.

post-26749-0-55542100-1309789158_thumb.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Порылась еще в сети немного... Интересно, тема Орфея и Эвридики не одной мне памятна. Вот, поглядите стихи наших современников все о том же самом:

 

Мы с тобой – в театре теней.

Тихо произносишь «Люблю…»

Свет-обманщик лжет не стене,

А из темноты – У-лю-люууу!..

 

Эхо злое сводит с ума.

Выходи! А я – за тобой.

Нынче светом – смерть, жизнью – тьма:

Все наоборот, милый мой!

 

Эвридика – я эври дэй

Жажду полнокровной весны.

Ты – с гитарой – чем не Орфей?

Миф – и никакой новизны.

 

Где-то – перистальтика звезд,

И река, а дальше – овраг…

Что же ты стоишь… Я – всерьез!

Дверь всегда открыта во мрак.

 

С виселицы входят в театр.

Это дико… Холод и свет.

Эвридика. Тысяча ватт!

________________________________________

 

Не гляди…

Там пусто в чёрной бездне.

Торопить мгновения не надо.

Помни только: обернёшься если,

Я останусь вечною монадой

 

Навсегда…

И никаким молитвам,

Даже струнам золотой кифары,

Персефоне стонами излитой,

Не разрушить царства мёртвых чары

 

Никогда…

Не повторится случай…

Заклинаю сердцем и богами!

Пусть тебя тревога не измучит,

Шёлком станут травы под ногами…

 

Бросил взгляд…

О, милый, что со мною?..

Потянуло холодом могилы…

………………………………….

 

Тенью шла бы за твоей спиною,

Целый век, что я не долюбила…

____________________________________________

 

 

. . . Я не знала, что музыка в тело вдыхает душу,

Что она проникает в недра морей и суши,

Что закон непреложный все-таки был нарушен,

Если смертный поет в Аиде.

 

...Как же пелось тебе в тот день, о, как тебе пелось!

Я тогда поняла, что верховный бог - это Эрос,

Невесомой рукой превративший музыку в Мелос.

Он один всемогущ, наверно.

Лишь однажды, в тот раз, увлажнились глаза Харона,

И крылатая Смерть беззвучно рыдала у трона,

И, глотая слезы, комкала Персефона

Безрассудно цветущую вербу.

 

Нет, неправда, будто из смертных никто не вечен.

Твой поход предерзкий давно уже был намечен.

Крыть богам - подобию нашему - было нечем,

Кроме разве бессилья злого. .

______________________________________________________

 

Как давит свод, и тишина, и мрак...

Сомнений яд крадёт терпенья силу.

Прекрасных звуков стройная игра

Не канет ли безвременно в могилу

С холодной неизбежностью утрат.

 

А вдруг любовь здесь стала только сном,

Недостижимой тенью бессловесной.

Идёт ли неотступно за спиной?

Или давно рассеялась безвестно,

И встретиться до смерти не дано.

 

Мне просто больше нечего отдать.

Теряя память в каменных аллеях,

Как удержаться, не взглянуть туда,

Где тень вдруг нестерпимо побелеет

И убедит, что не напрасен дар.

__________________________________________

 

. . . . Из силков твоих слов,

как из сладкого плена надежды,

Не забыв только "Флейту"*,

отправлюсь к тем самым вратам…

Там меня даже ОН

всею мощью своей не удержит…

Что я?.. – мысль о Тебе,

ну а мысль – не подвластна устам…

 

Вдохом – выдохом бисер сонат -

вот тебе диадема…

Я позвал, Эвридика,

ты только не бойся Пути…

Нам с тобой разрешили

лишь вверх – безоглядно…

Не спрашивай: «Где мы?»

Нам с тобой разрешили

лишь вверх…

И нам НУЖНО ДОЙТИ…

 

Я слепца у дороги оставил, как Боги велели…

Он там что-то гнусаво бубнит про «героя с кифарой»

Мы расскажем ему, как горьки асфоделы - коктейли,

как измучен Сизиф, как потрескались губы Тантала…

 

мы вернёмся домой, в наш пронизанный звуками край,

и Гомер будет длинно слагать о Геройской борьбе…

Только ты позабыть мне, пожалуйста, не предлагай

Что я – песнь о Тебе,

что я – муж о Тебе,

что я – мысль о Тебе…

_____________________________________________________

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

стихотворение интересное и глубокое... с удовольствием прочитал.. вы меня удивляете.. в самом хорошем смысле..

 

я вот только над концовочкой чуть-чуть завис..

 

Но скорбным,затаенным криком

Орфея встретит тишина.

 

криком встретит тишина?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

...

криком встретит тишина?

Дис, тут все просто, представь себе резкий крик в помещении с хорошей аккустикой: звук уже прекратился, и эхо уже затухло, а в ушах все еще отзвук того, чего уже нет

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Дис, тут все просто...

 

это называется "в ушах звенит"... это понятно... но "криком" это, имхо, называть неправильно...

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Наверное сказалось отчасти творчество Эда Шклярского "Самый громкий крик-тишина,самый яркий свет-ночь..." Из одноименной песни. :roll:

 

А вообще состояние Орфея когда он второй раз теряет Эвридику. И остается один, в тишине и эта тишина как надрывный крик... или напротив,он один в толпе полной людских криков и суеты, но без Эвридики это тишина и пустота...и тишина как предвестье новых испытаний (гнев Диониса).

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Заархивировано

Эта тема находится в архиве и закрыта для дальнейших ответов.

×
×
  • Создать...