Перейти к содержанию

Топит 1-й калийный!


Рекомендуемые сообщения

Провал, о котором так долго говорили "сталкеры", свершился (теперь уже на официальном уровне)! Ура, товарищи!

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Ответов 23.3 тыс
  • Создана
  • Последний ответ

Топ авторов темы

  • jimm031

    2268

  • GARRY6490

    1304

  • rum

    1049

  • mex@nik

    583

Да я вот об этом:

В БЕРЕЗНИКАХ МОЖЕТ ОБРАЗОВАТЬСЯ ВТОРАЯ ЗОНА ПРОВАЛА

По результатам мониторинга послеаварийной ситуации, проведенного в последние месяцы в Березниках, специалисты не исключают, что на Первом руднике ОАО «Уралкалий» может образоваться вторая зона провала. Об этом «Новому компаньону» рассказал директор Уральского отделения Горного института Аркадий Красноштейн.

 

к тому что вроде как официально признали...

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Им нужно было написать так: "вторая гипотетическая зона провала".

И в догонк: "нужно строить ещё обводную дорогу"

(см. личку)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 2 недели спустя...
Есть какие-то новости?

 

Новый компаньон №16 от 15.05.07

 

"Уральское отделение Горного института обнаружило опасность еще одного провала почвы на первом руднике ОАО «Уралкалий» в Березниках. По словам специалистов, уже через 8-10 месяцев в опасной зоне может возникнуть оседание почвы, тогда движение полностью прекратится и север региона будет отрезан от внешнего мира. В этих обстоятельствах строительство железнодорожного обхода опасной зоны приобретает первостепенное значение для Верхнекамья. В качестве соинвесторов краевые власти видят местные предприятия — «Уралкалий» и «Сильвинит», однако они пока не дали своего согласия на участие в проекте.

 

Как рассказал «Новому компаньону» директор Уральского отделения Горного института Аркадий Красноштейн, на Первом руднике «Уралкалия» может образоваться вторая зона провала. Мониторинг, проведенный институтом, свидетельствует о том, что, возможно, назревает еще один очаг прорыва, расположенный к западу от первого.

 

«В области размыва идет опускание кровли, всей защитной толщи и некоторое разуплотнение почвы», — пояснил Красноштейн. Аварийная ситуация может возникнуть в течение ближайшего года, а дорогу остановить нельзя — все производство на севере региона встанет."

 

http://nk.permonline.ru/articles.php?newsp...rticle_id=18824

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Хы ... Почитал эту страницу форума выше, действительно уже было. Видимо НК решил спустя месяц повториться.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А вот инфа поновее и более официозная.

Пермь, май 17 (Новый Регион) - В Березниках на сегодняшний день первый этап ликвидации последствий аварии на БКПРУ-1 ОАО "Уралкалий" уже завершен, устранены первостепенные риски. Об итогах работы и о перспективах развития ситуации в Березниках доложил сегодня на заседании Законодательного собрания Пермского края председатель регионального правительства Николай Бухвалов.

Он подчеркнул, что на сегодняшний день решены основные задачи, которые были поставлены в ноябре прошлого года. Во-первых, предотвращена остановка ТЭЦ-10, благодаря переносу газопровода в конце 2006 года теплоснабжение города было сохранено. Во-вторых, построено 800 м обходного железнодорожного пути вокруг места возможного провала, благодаря чему грузопотоки предприятий Березниковско-Соликамского узла не прекращаются. В-третьих, 20 мая будет закончено строительство отсечной дамбы на промканале, что ликвидировало опасность попадания большого объема воды из Камы в зону возможного провала.

В результате проведения разных видов экспертиз и мониторингов ученые определили две точки, которые расположены над карналлитовой выработкой. Дело в том, что эта порода хорошо растворяется в воде, поэтому ее попадание туда может вызвать проседание грунта до 3-4 метров. Ученые точно определили участки и объекты, которые могут попасть в зону оседания: это 31 жилой дом, 2 школы, 3 детских садика и участок железной дороги. Однако затопление карналлитового участка начнется не раньше, чем в начале 2008 года, так как вода будет еще долго затоплять сам рудник, потому что его объем составляет 85 млн кубометров, а на сегодня заполнено только 11 млн кубометров.

За это время жители этих домов будут расселены в другие места, - сообщил Николай Бухвалов. Сегодня уже ведется подготовка к этому, разрабатывается план переселения, а также идет поиск ресурса для того, чтобы предоставить людям аналогичное их собственному жилье. Для этого Правительство Пермского края на прорабатывает все возможности привлечения ресурсов федерального бюджета, в том числе программы жилищных сертификатов. Минрегионразвития РФ, МЧС РФ и Минфин РФ поддерживают Пермский край в решении проблем, связанных с аварией в Березниках.

Кроме того, краевые власти ведут серьезную работу по увеличению жилищного строительства в городе Березники. Однако сложность в том, что эта авария несколько снизила темпы возведения жилья, понизив цену за квадратный метр. Застройщики сформулировали региональным властям, что готовы инвестировать в строительство при условии, что 25% рисков край возьмет на себя. Поэтому принято решение о выделении из краевого бюджета 100 млн руб. на приобретение одной четвертой части вновь построенных квартир. Сегодня в Березниках подготовлено пять участков под застройку на правом берегу Камы. По одному из них уже состоялся аукцион, и начато строительство.

Для решения проблемы с проседанием грунта под железной дорогой из средств краевых проектов будет выделено 150 млн руб. на строительство 6 км обходного пути, который минует зону выработок. К концу года его возведение должно завершиться. Благодаря этому железнодорожное сообщение с предприятиями Березников и Соликамска не будет прервано, а это значит, они не остановятся из-за отсутствия сырья и заполнения складов, и люди продолжат работать.

© 2007, "Новый Регион - Пермь"

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Привет всем. чего гадать? Если есть у кого доклад Бухвалова на майской пленарке ЗСПК, взять, да выложить, чтобы не на НК ссылаться, который сам себя правит (из первоначальной информации о возможной зоне провала исчезла ул. Ленина) и посмотреть, как депиики уралкалиевские проголосовали против создания рабочей группы по березниковской теме на этом же заседании.

Вот и все дела.

Думаю, у замредактора "Недели.РУ" П.К.Атискова есть запись выступления Бухвалова - он на ЗСПК ездил.

 

Добавлено спустя 4 минуты 2 секунды:

 

Кросс, ты в теме должен быть, поинтересуйся у коллеги Атискова. Или независимой от УК газете тоже слабо выступление Бухвалова опубликовать? Хотя, Коридоров из УК вашу редакцию, наверняка, по этому поводу уже настойчиво попросил не выступать. Ждем с нетерпением ближайшего номера "Недели.РУ", чтобы узнать позицию газеты.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Читайте следующий № "Неделя.ру" всё будет.

Спасибо, бдем ждать.

Кстати, кто-нибудь из выокопоставленных УК и мэрии живет в районе предполагаемого расселения? И куда они поедут: на правый берег или из города? Чем не тема для журналистского материала?

 

Добавлено спустя 10 минут 16 секунд:

 

Может кому интересно будет:

Краткий отчет о мониторинге развития

аварии и минимизации ее последствий на руднике БКПРУ-1

ОАО «Уралкалий» за период с 26 апреля по 3 мая 2007 г.

 

Общие выводы по мониторингу развития аварии:

1. Поступление надсолевых вод и рассолов в рудник составляло до 27 марта око-ло 2200 м3/час. В период с 27 марта по 14 апреля приток уменьшился до 1380 м3/час. По состоянию на 30.04.2007 г. он увеличился до 2425 м3/час. Общий объем пустот в руднике 85,5 млн. куб. м. На 30.04.2007 г. в рудник поступило 11,4 млн. куб. м рассолов (из них 1,9 млн. куб. м искусственно приготовленных). Отметка уровня рассолов -205 м.

2. По данным сейсмологического мониторинга, после месячного перерыва (c 16.03.2007 г.), 15, 18, 22 и 24 апреля зафиксировано 5 сейсмических событий, связанных с процессами разрушения пород в зоне развития соляного карста. С 25 апреля по 2 мая сейсмические события в горном массиве не зафиксированы.

3. По результатам послойного скоростного сканирования участка аварии (сейсморазве-дочный мониторинг) за период февраль-апрель 2007 г. уменьшения интервальных скоростей наблюдаются практически во всех исследуемых интервалах (до промышленных пластов), что свидетельствует о процессах разуплотнения горных пород в массиве.

4. По данным маркшейдерского контроля наблюдается ускорение оседаний зем-ной поверхности на участке, расположенном между скважиной № 17 и ковшом судо-ходного канала: 20 мм/мес. – в ноябре 2006 г., 62 мм/мес. - в январе 2007 г., 74 мм/мес. – в феврале, 100 мм/мес. – на 20 марта, 142 мм/мес. – на 3 апреля, на 16 апреля 2007 г. - 157 мм/мес. Суммарные оседания в период с июля 2006 г. по 16.04.2007 г. составили 418 мм.

5. По данным сейсмологического, сейсморазведочного и маркшейдерского видов мониторинга развитие карста в районе прорыва надсолевых вод и рассолов в рудник можно охарактеризовать как постепенно нарастающее.

6. Зона возможного провала (проседания поверхности) находится между желез-ной дорогой и ковшом судоходного канала, ближе к последнему.

7. Оседание железнодорожного полотна в опасной зоне в течение четырёх меся-цев (ноябрь 2006 г. – февраль 2007 г.) стабильное - 4-5 мм/мес., за март 1-2 мм/мес. (за 2005-2006 г.г. – 30 мм/год), за апрель - 0-1 мм.

8. В составе рудничной атмосферы (на исходящей струе) горючие и вредные газы отсутствуют, или не превышают предельно допустимых концентраций. Но, с запада, у целика вокруг скважины № 17 – района прорыва рассолов зафиксировано скопление газов с большой концентрацией. Анализ показал, что в воздушной пробе содержатся газы: метан – 10,8%; этан – 2,39%; пропан - 0,28%; и-бутан – 0,07%; н-бутан – 0,02%.

 

1. Результаты сейсмологического мониторинга в районе скважины № 17 с использова-нием интегрированной сейсмической системы с начала аварии по 2 мая 2007 года (ГИ УрО РАН).

Продолжен сейсмологический мониторинг в районе опасной зоны рудника БКПРУ-1 с ис-пользованием системы ISS на базе 8 скважинных и 1 поверхностного сейсмоприемников.

За отчетный период (с 25 апреля по 2 мая 2007 г.) не зафиксировано сейсмических явлений, однозначно связанных с процессами хрупкого разрушения в контролируемом массиве горных пород.

В то же время в районе солеотвала зарегистрировано несколько приповерхностных событий, очаги которые, вероятно, имеют техногенную природу.

С начала развития аварии до 16 марта 2007 г. зарегистрированы 12 значимых событий в гор-ном массиве в районе поступления надсолевых вод в рудник:

27 октября в 04:46, ES = 38 Дж,

29 октября в 14:19, ES = 157 Дж,

29 октября в 22:52, ES = 84 Дж,

24 ноября в 00:00, ES = 38 Дж,

23 декабря в 00:09, ES = 35 Дж,

22 февраля в 01:05, ES = 18 Дж,

16 марта в 22:10, ES = 120 Дж,

15 апреля, ES = 50 Дж,

18 апреля в 08:26, ES = 1315 Дж,

22 апреля в 20:56, ES = 800 Дж,

24 апреля в 11:54, ES = 13 Дж,

24 апреля в 18:28, ES = 1700 Дж.

 

С точки зрения сейсмичности развитие карста в данной зоне можно охарактеризовать как про-гнозируемое. Накопление дефектов в массиве с каждым новым сейсмическим событием может толь-ко ухудшать его состояние.

 

2. Сейсморазведочный контроль на аварийном участке (ГИ УрО РАН).

О результатах сейсморазведочных наблюдений на участке аварии

 

Последний цикл сейсморазведочных исследований выполнен 06.04.2007 г., следующий планируется в начале мая 2007 г.

По результатам послойного скоростного сканирования участка аварии (сейсморазведочный мониторинг) за период февраль-апрель 2007 г. уменьшения интервальных скоростей наблюдаются практически во всех исследуемых интервалах (до промышленных пластов), что свидетельствует о процессах разуплотнения горных пород в массиве.

 

3. Мониторинг за состоянием водных объектов расположенных на шахтном поле БКПРУ-1 ОАО «Уралкалий» за период с 26 апреля по 3 мая 2007 г.

 

За отчётный период по результатам гидродинамических и гидрохимических наблюде-ний за подземной и наземной гидросферой в период с 26 апреля по 3 мая 2007 г. можно констатировать:

1. Аллювиальный горизонт не принимает участия в формировании притоков в зоне аварийного участка. Наблюдается повышение уровня связанное с весенним половодьем.

2. Отсутствие в настоящее время ярко выраженной взаимосвязи горизонта в верхне-средней части ТКТ с восточного и северного направлений с областью дренирования в районе аварийного участка.

3. Из объединённого водоносного горизонта в нижней части ТКТ и СМТ2 (включая «рассольный горизонт») и, вероятнее всего, верхне-средней части ТКТ (с западного направления) в зону тех-ногенного разрыва продолжают поступать рассолы.

Повышение уровней объединённого водоносного горизонта и вод верхне-средней части ТКТ (с западного направления) в отчётный период, вероятно, обусловлено комплексом факторов:

- в основном влиянием весеннего половодья;

- в меньшей степени изменениями условий фильтрации надсолевых вод через водоупорные породы ВЗТ (и, соответственно изменениями величины водопритока в рудник).

Повышение уровней вод горизонтов на фоне увеличения притока в рудник (по результатам расчёта поступающих рассолов по гидродинамической модели ЗАО «МОБИЛЕ»), свидетельствует о том, что в период весеннего половодья расход подземных вод ТКТ и СМТ2 в рудник компенсируется за счёт инфильтрационной подпитки из вышележащих горизонтов. Следовательно, до окончания весеннего половодья (наступления летней межени) изменения уровней в скважинах мало информативны для отслеживания динамики величины притока в рудник.

4. Аномальных отклонений в режиме поверхностных водоёмов и водотоков, вызванных тех-ногенными причинами не отмечается.

 

По результатам гидродинамических и гидрохимических наблюдений за подземной и на-земной гидросферой за период с начала аварии можно констатировать:

1. За весь период с начала аварии взаимосвязи подземных вод аллювия с зоной аварийного участка не отмечалось. Режим подземных вод аллювия взаимосвязан с динамикой колебаний уреза Камского водохранилища, стока Промканала и метеорологическим фактором. С последних чисел марта отмечается рост уровня вод аллювиальных отложений, соответствующий началу весеннего половодья.

2. Анализ уровенного режима водоносного горизонта верхне-средней части ТКТ свидетельст-вует об отсутствии ярко выраженной взаимосвязи горизонта на восточном и северном флангах рай-она аварии с областью дренирования в зоне поступления вод-рассолов в рудник за весь период с на-чала аварии.

На западном фланге в период с начала аварии и до 11.11.06 г. отмечалось сезонное снижение уровня вод верхне-средней части ТКТ с частичной подпиткой этими водами нижележащего водо-носного горизонта. Далее, с 11.11.06 г. до 21.12.06 г. наблюдалось активное снижение уровня, свя-занное с перетоками в нижележащий горизонт и, скорее всего, с подключением в рудничный водо-приток средней части ТКТ. С 21 декабря по конец марта наблюдалась относительная стабилизация уровня, обусловленная наступлением квазистационарного режима фильтрации. Его колебания, веро-ятно, связаны с условиями фильтрации надсолевых вод через водоупорные породы ВЗТ (и, соответ-ственно с колебаниями водопритока в рудник) и с метеофактором. С начала апреля наблюдается устойчивое повышение уровня, вероятно обусловленное в основном влиянием весеннего половодья.

3. Анализ уровенного режима объединенного водоносного горизонта в нижней части ТКТ и СМТ2 (включая «рассольный горизонт») свидетельствует:

- с начала аварии до 7.11.06 г. наблюдался период подключения в рудничный водоприток «рассольного горизонта»;

- с 7.11.06 г. до 21.12.06 г. наблюдался период активного вовлечения в рудничный водоприток водоносных слоев объединённого горизонта, включая низы ТКТ;

- С 21 декабря до конца марта наблюдалась относительная стабилизация уровня, обусловлен-ная наступлением квазистационарного режима фильтрации. Его колебания, вероятно, связаны с усло-виями фильтрации надсолевых вод через водоупорные породы ВЗТ (и, соответственно с колебаниями водопритока в рудник) и с метеофактором. С начала апреля наблюдается устойчивое повышение уровня, вероятно обусловленное в основном влиянием весеннего половодья;

- анализ уровня «рассольного горизонта» по скважинам №№ 5 мг и 8 мг, расположенным на расстоянии 7.7 и 14.8 км на юго-восток от места аварии, соответственно (шахтные поля БКПРУ-2, 3), свидетельствует об аномальном его понижении в период с октября 2006 года по март 2007 года. Вы-шеуказанные скважины реагируют на поступление рассолов из объединенного водоносного горизон-та нижней части ТКТ и СМТ2 в рудник БКПРУ-1. Это выразилось в первоначальном незначительном (до 0,2 атм.) уменьшении гидростатического пластового давления на периферийной территории, и в последующих, при наступлении квазистационарного режима фильтрации (первая декада февраля для скв.5мг и первая декада марта для скв.8мг), незначительных колебаниях уровня, соответствующих (с некоторой задержкой и с меньшей амплитудой) колебаниям уровня объединённого водоносного го-ризонта в районе БКПРУ-1 (по мнению с.н.с. Спб. пред. ГИ УрО РАН Трофимова В.И.).

Вышезалегающие воды верхне-средней части ТКТ в районе шахтного поля БКПРУ-2 (скв. № 5 мг/1) не принимают участие в формировании притоков к зоне аварии БКПРУ-1.

4. Аномальных отклонений в режиме поверхностных водоёмов и водотоков, вызванных тех-ногенными причинами за весь период наблюдений с начала аварии не наблюдалось.

 

4. Сведения о притоке надсолевых рассолов и минерализованных вод в рудник.

Установленные в руднике датчики позволяют безопасно контролировать и оперативно получать сведения по заполнению рассолами выработанного пространства шахтного поля рудника.

 

С 15.01.2007 г. до конца марта приток надсолевых вод и рассолов в рудник составлял около 2200 м3/час: то уменьшаясь, то увеличиваясь на несколько десятков м3/час. В период с 27 марта по 14 апреля приток снизился до 1380 м3/час. По состоянию на 30.04.2007 г. он возрос до 2425 м3/час. Общий приток на 30.04.2007 г. составлял (с учетом искусственно приготовляемых и подаваемых в рудник рассолов) - 3090 м3/час. Общий объем рассолов, поступивших в рудник – 11,4 млн. куб. м (из них 1,9 млн. куб. м искусственно приготовленных).

Снижение (повышение) притока надсолевых вод и рассолов в рудник до 14.04.2007 г. хорошо коррелировалось с повышением (понижением) уровня рассольного горизонта в наблюдательных скважинах. С 14.04.2007 г. притоки в рудник значительно возросли, но уровень рассольного горизон-та не падает, а продолжает подниматься, что, вероятно, связано с подпиткой его из выше лежащих водоносных горизонтов терригенно-карбонатной толщи.

Анализ динамики гидрохимии рассолов в юго-западной части шахтного поля показывает:

- за период наблюдений общая минерализация рассолов снизилась на 10 г/л;

-снижается содержание в рассолах хлористого калия, хлористого кальция, хлористого магния и брома;

- растет содержание сульфата кальция.

Предварительные выводы по динамике гидрохимии поступающих и заполняющих юго-западную часть шахтного поля рудника БКПРУ-1 рассолов:

- снижение в рассолах хлористого калия может свидетельствовать об их движении по вы-работкам в подстилающей каменной соли и незначительной подпитке рассолами из выработок по сильвинитовому пласту;

- снижение в отжимаемых закладочных рассолах общей минерализации, содержания хлори-стого кальция, хлористого магния и брома, а также рост содержания сульфата кальция свиде-тельствует об их разбавлении надсолевыми водами и рассолами.

 

5. Маркшейдерский мониторинг за оседаниями земной поверхности

5.1. Железная дорога в опасной зоне.

Профиль «Железнодорожный». Оседание железнодорожного полотна в течение четырёх месяцев стабильное 4-5 мм/мес., за март 1-2 мм/мес. (за 2005-2006 г.г. – 30 мм/год), за апрель 0-1 мм.

5.2. Район предполагаемого образования провала.

Профильная линия XXX. Продолжается увеличение скоростей оседаний. Максимальная скорость на репере № 39 – 157 мм/мес. против 3 мм/мес. на июль 2006 г. Увеличились скорости оседания на восточной дамбе канала и составляют 30-38 мм/мес. на реперах 1,3,35. Данные нивелирования, выполненного 03.05.2007 г., будут представлены после обработки в следующем отчете.

Профильная линия XVII. Скорости оседаний составляют 0-28 мм/мес. В 2006 году скорости составляли 2-3 мм/мес.

Профильная линия XXII. Скорость оседания автодороги вдоль солеотвала составляет 0-13 мм/мес. против 11 мм/год в 2005-2006 г.г.

Галерея № 37-38. Скорость оседания на 17.04.2007 г. составила 0-2 мм/мес. В настоящее вре-мя галерея находится в процессе демонтажа.

На стенных реперах на здании «Техсоль» оседания с начала затопления составили 66-120 мм, за период с 27.03.-16.04.2007 г. скорости оседаний составили 0-10 мм, максимальные скорости в рай-оне столовой.

На здании фабрики «Сушка» оседания с начала затопления составили 44-55 мм, за период с 20.03-16.04.2007 г. скорости оседаний составили 0 мм/мес.

В районе КСД оседания с начала затопления составили 35 мм, скорость оседания составила 0 мм/мес.

5.3. Район очистных сооружений.

Профильная линия XXI. За апрель месяц оседания составили 0-5 мм. По прогнозу, выполнен-ному ОАО «Галургия», ожидаемые скорости оседаний на 2007 год – 40 мм/год.

5.4. Район юго-западной части шахтного поля.

Профильная линия XXIV. На 19.04.2007 г. скорость оседания составила 0-1мм/месяц (в 2005-2006 г.г. – 10-12 мм/год).

5.5. ОАО «Азот».

Профильная линия XXXI. Изменений в скоростях оседаний не выявлено.

5.6. Район промплощадки. Жилая застройка в районе БКПРУ-1.

Профильные линии II, V, VII. Измерения проводились в ноябре 2006 года. С момента аварии скорости оседания в пределах результатов 2005-2006 г.г. – 17-18 мм/год.

На промплощадке БКПРУ-1 произведена дозакладка существующей профильной линии в виде стенных реперов на зданиях и опорах, проведены первые наблюдения, по существующим репе-рам оседания за год не выявлены.

5.7. Район ул. Свердлова – бульвар Солнечный.

Профильные линии X, XX. Наблюдения проводились в ноябре 2006 года. Скорости оседаний не увеличились, в пределах результатов 2005-2006 г.г. – 40-45 мм/год.

Таким образом, под железной дорогой оседание земной поверхности происходит медлен-но и стабильно.

Инструментальными наблюдениями, выполненными по профилю XXX (через район предполагаемого образования провала), выявлено ускоренное оседание земной поверхности: так скорости оседаний на репере 39 профильной линии XXX составили:

Период наблюдения Скорость оседания:

29.10.06-12.12.06 20 мм/месяц

12.12.06-15.01.07 44 мм/месяц

15.01.07-14.02.07 62 мм/месяц

14.02.07-02.03.07 74 мм/месяц

02.03.07-20.03.07 100 мм/месяц

02.03.07-03.04.07 142 мм/месяц

20.03.07-16.04.07 157 мм/месяц

Суммарные оседания за период 12.07.06 г.-16.04.07 г. составили 418 мм.

 

 

График скоростей оседаний земной поверхности по Rp 39 ХХХ профильной линии

c начала затопления рудника

 

6. Мониторинг рудничной атмосферы

В исходящем из рудника воздухе содержание всех компонентов газов значительно ниже пре-дельно допустимых концентраций. На диаграмме приведено, для примера, содержание сероводорода в пробах воздуха с начала аварии.

В застойных, не проветриваемых зонах в воздушной атмосфере в отдельных местах рудника фиксируется высокая концентрация горючих газов. Так, например, в районе прорыва рассолов зафик-сировано скопление газов с большой концентрацией. Анализ показал, что в воздушной пробе содер-жатся газы: метан – 10,8%; этан – 2,39%; пропан - 0,28%; и-бутан – 0,07%; н-бутан – 0,02%.

При обследовании выработок рудника были случаи обнаружения газов в отдельных выработ-ках, непроветриваемых за счет общешахтной депрессии. Содержание газов в этих выработках в ос-новном ниже ПДК, в некоторых пробах содержание сероводорода было отмечено на уровне ПДК.

7. Газо-геохимический мониторинг подпочвенного воздуха в опасной зоне (ГИ УрО РАН)

Лабораторией геоэкологии ГИ УрО РАН 10 и 17-18 апреля 2007 г. для оценки динамики из-менения приповерхностного газового фона в районе аварийной ситуации на БКПРУ-1 произведены первые опробования подпочвенного воздуха, откачиваемого из специально пробитых шпуров глуби-ной 0,25-0,5 м (выше уровня грунтовых вод).

Опробование проводилось в 2 этапа:

1) опробование экспресс-газоанализатором Ecoprobe-5 – 161 пикет;

2) отбор проб подпочвенного воздуха на хроматографический анализ – 13 пикетов.

Отмечается, что повышенные содержания метана и его гомологов, а также водорода (тысяч-ные доли % – безопасные концентрации) приурочены к восточной краевой части мульды оседания, подвергнутой горизонтальным растяжениям (см. рис.).

Последующие мониторинговые исследования позволят ответить на вопрос о генезисе (проис-хождении) метана: является ли он природным болотным газом (выходящим из торфа, залегающим на данном участке) или мигрирует вверх из толщи солей при их растворении?

8. Прогноз местоположения образования максимального проседания земной поверхно-сти в опасной зоне.

По результатам мониторинга за оседанием земной поверхности в месте предполагаемого про-рыва отмечается формирование мульды сдвижения, причем, скорость оседания земной поверхности непрерывно нарастает с 16 мм/месяц (13.11.2006 г.) до 157 мм/месяц (16.04.2007 г.). Суммарные осе-дания за период 12.07.06 г.-16.04.07 г. составили 418 мм. Такое развитие процесса сдвижения объяс-няется размывом слоев каменной соли в переходной пачке и образованием каналов, вытянутых и опускающихся в солях от места прорыва вод в рудник в западном – юго-западном направлениях. В прорыв поступают воды объединенного горизонта СМТ – нижняя часть ТКТ, условно называемого «рассольным» с минерализацией 50-80 г/л. Движение потока происходит с западной стороны, т. к. с востока находится зона затрудненного водообмена, обусловленная глинистым разрезом нижней части соляно-мергельной толщи.

Установившийся режим разгрузки и наблюдения за уровнем поступающих вод в шахте сви-детельствуют об отсутствии интенсивного размыва канала проникновения надсолевых вод и прохож-дении его в зоне замещения карналлитовых пластов каменной солью. Это подтверждается также снижением содержания Mg в химических анализах проб рассолов.

На основании изложенного можно сделать вывод, что скоротечное образование провала в месте прорыва надсолевых вод в отработанное пространство маловероятно. Скорее всего, произойдет постепенное формирование воронки с крутопадающими бортами. На это указывает и характер изо-линий оседания земной поверхности (см. выше).

Сейсмические события и разуплотнение пород горного массива приурочены к участку уско-ренных оседаний земной поверхности.

Образование максимального проседания (провала) земной поверхности ожидается на участке между железной дорогой и ковшом судоходного канала, ближе к последнему (см. план изолиний осе-даний). Железная дорога в зону провала, возможно, не попадет, т.к. она проходит восточнее скв. № 17 с глинистым строением соляно-мергельной толщи, под которой признаков размыва солей надсо-левыми водами пока не наблюдается.

9. ОАО «Галургия» 27.02.2007 г. выданы проектные предложения по защите гидротехниче-ских сооружений восточной дамбы судоходного промышленного канала с перечнем технических мероприятий и порядком их реализации.

Горный институт УрО РАН 27.02.2007 г. выдал «Заключение о целесообразности строитель-ства отсечной дамбы через судоходный промышленный канал в районе устья р. Зырянка». Цель – предотвратить прямой прорыв вод Камского водохранилища в зону возможного провала.

Строительство дамбы ведет Соликамский участок ЗАО «Уралсибспецстрой».

На 02.05.2007 г. на дамбу завезено: песка - 88524 м3, камня - 10722 т, отсева - 7792 т; выпол-нено 80% объёмов работ. Выполнено устройство противофильтрационного экрана из материала «Бентомат» по западному откосу дамбы со стороны канала и защитного экрана из ПГС, щебня и кам-ня. Продолжается отсыпка гребня дамбы (отм. +112 м) и восточного откоса со стороны ковша (отм. +107 м). Проектная высота дамбы – отм. +112,5 м. Уровень воды в ковше +104,30 м, в канале +108,28м, т.е. в отсеченном дамбой ковше уровень ниже, чем в канале на 3,98 м. Согласно проекту в отсеченном ковше планируется установить насос для откачки воды и осушения ковша; в настоящее время ведутся подготовительные работы для установки насоса и прокладки трубопроводов. Срок завершения строительства дамбы по предварительному графику - 20.05.2007 г.

10. БФ ОАО «Галургия» 28.02.2007 г. выдан «Прогноз ожидаемых деформаций земной по-верхности в районе дамбы Семинского водохранилища с учетом затопления рудника БКПРУ-1 и оценка их влияния на дамбу». По прогнозу расчетные деформации до 2015 года не превысят допус-тимые величины.

Горный институт УрО РАН 27.02.2007 г. выдал «Заключение по регулированию уровня воды в Нижне-Зыряновском водохранилище № 1». По заключению целесообразно до подхода рассолов к зоне отработки карналлитового пласта произвести частичный выпуск воды из пруда.

11. От Горного института УрО РАН 6 марта 2007 г. получено экспертное заключение о це-лесообразности искусственного заполнения горных выработок рудника БКПРУ-1 концентрирован-ными хлоридно–натриевыми рассолами с целью повышения минерализации прорвавшихся через во-дозащитную толщу надсолевых вод и рассолов и снижения степени растворения ими междукамерных целиков. По проекту, выполненному ОАО «Галургия», на 2 мая 2007 г. в рудник закачано 1907,4 тыс. куб. м искусственно приготовленных концентрированных рассолов.

12. 22 марта 2007 г. выдано «Заключение по оценке влияния затопления рудника БКПРУ-1 на участок федеральной железной дороги в районе залегания карналлитового пласта «В» (Горный ин-ститут УрО РАН, ОАО «Галургия»).

ОАО «Галургия» выполнены два проекта закладочных работ: 1-й проект – с использованием сухой закладки; 2-й проект – с использованием гидрозакладки.

Недостатки и преимущества проектов:

Сухая закладка: необходимость привлечения большого числа обслуживающего персонала; достижение максимального эффекта без растворения целиков.

Гидравлическая закладка: минимальное привлечение числа обслуживающего персонала; ми-нимальный эффект при ускоренном растворении целиков.

Проекты направлены 26.03.2007 г. в органы Ростехнадзора для получения разрешения на про-изводство закладочных работ.

 

Главный геолог ОАО «Уралкалий» Н.В. Кузнецов

 

03.05.2007 г.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Самый негативный и, к сожалению, необратимый процесс в нашем случае - постепенное разрушение горных пород в выработках и, конечно же, - уменьшение барьерных целиков под городом. А вообще под Азоткой он весьма хилый - у меня знакомый комбайнер под ней премии зарабатывал...

Времени катастрофически мало.

В Усолье никто ничего строить не будет в ближайшие 2 года.

Разве еще никто не понял - Москве на нас наплевать!

post-7701-1179985193_thumb.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А я вот тоже ждал.Думал почитать,ан нет не угадал - не пришла газетка в самый ответственный момент.Ни мне,ни родным.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

-Во-вторых, построено 800 м обходного железнодорожного пути вокруг места возможного провала, благодаря чему грузопотоки предприятий Березниковско-Соликамского узла не прекращаются.Это из отчёта Мотовилова и Чиркунова в Москве. http://uralpolit.ru/pfo/perm/30-05-2007/page_60698.html

 

Какая ложь! Ни одного вагона с продукцией так и не перегнали.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ни одного вагона с продукцией так и не перегнали.

Постоянно пожарные машины проезжают на сопровождение опасных эшелонов. Или ты что имел ввиду?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Кто знает: работает ли обводная железная дорога? А то в Москве Мотовилов и Чиркунов отчитались, что фурычит на все 100!

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Фурычить та фурычит... тока гонят по старой, т.к. изменений полотна не происходит, а центр провала будущего сместился на 50 метров в противоположную сторону от жд путей

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

ТО Кросс:

Мне вчера сказали,что новая обводная жд больше похожа на американские горки,чем на нормальную жд дорогу. Как и что по ней гонять будут не понятно.

 

Добавлено спустя 5 минут 58 секунд:

 

2 Все

Мотовилов сказал,что "каждый,кому положено, получит равноценное жильё" К чему вопросы ? Верить надо людям,это человек обличённый властью-врать не будет :-)

Я вот слышал про 17,5 т.р. за квадрать,так что мнений много ,слухов ещё больше. Как нагрянет так и узнаем.

Кстати, родителям учащихся 26 школы уже сказали,что школа закрывается.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

ТО Кросс:

Мне вчера сказали,что новая обводная жд больше похожа на американские горки,чем на нормальную жд дорогу. Как и что по ней гонять будут не понятно.

Ага! Из отчёта Чиркунова с Мотовиловом в Москве:Во-вторых, построено 800 м обходного железнодорожного пути вокруг места возможного провала, благодаря чему грузопотоки предприятий Березниковско-Соликамского узла не прекращаются.

Это надо так врать президенту!!! :-({|=

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ну, так от туда не пойдут проверять.Хотя , есть интернет адрес куда можно посылать письма президенту.Я его видел на сайте ЕдРа.Много там интересных адресочков.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Пока мы тут стёбу наводим, столица края РЕАЛЬНО поимела провалы!

Сорри за оффтоп...

post-7701-1181039331.jpg

post-1-1181039331.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
×
×
  • Создать...