| ДАТА В ИСТОРИИ | 4 марта 1961 года состоялось открытие троллейбусного парка. По проспекту Ленина прошел первый троллейбус МТБ–82Д.
? Красивая легенда повествует о том, что первым, кто заговорил в Березниках о троллейбусах был Г.К. Орджоникидзе (тов. Серго). 14-15 августа 1934 г. народный комиссар тяжёлой промышленности СССР посетил наш город: побывал на фабрике–кухне, в ДК им. Ленина, посетил знатного строителя Мирсаида Ардуанова, пообщался с горожанами. Одним из наиболее острых вопросов для горожан был тогда транспортный.
Березниковцы начали просить у народного комиссара ввести трамвайную сеть, как в Свердловске или Перми. Согласно легенде Г.К. Орджоникидзе в ответ посоветовал создать в Березниках троллейбусное сообщение. Трамвай, якобы, не вписывался в проект социалистического города как устаревший вид транспорта, а самый передовой на тот момент троллейбус очень даже подходил.
6 июля 1956 г. Березниковский исполнительный комитет депутатов трудящихся вынес решение №226 о строительстве в г. Березники троллейбусных линий первой очереди протяжённостью 15,6 км с отводом земельного участка под строительство троллейбусного депо и тяговой подстанции площадью 3 гектара на углу проспекта Ленина и ул. Аксакова.
В 1960 г. в Березники из г. Энгельса Саратовской области прибыла партия троллейбусов средней вместимости МТБ-82Д. Он расшифровывался как «Московский троллейбус», а цифра 82 обозначала режимный завод №82 комиссариата авиационной промышленности в подмосковном Тушино, где в 1946 г. стали впервые создавать эти советские троллейбусы. Благодаря авиационной специфике завода корпуса МТБ блестели крылатым металлом - дюралюминием.
? Интерьер советского троллейбуса был далёк от идеала – на момент создания машины стоял вопрос лишь об обеспечении перевозок пассажиров, а требования о комфортности практически не принимались во внимание. В салоне была простая фанерная обшивка, прорезиненный пол с решётчатым покрытием, 38 сидячих мест с мягкими сиденьями диванного (на пружинах) типа, хромированные «для лучшего эстетического восприятия» поручни, ручки и оконные элементы.
С другой стороны у МТБ-82 было одно неоспоримое достоинство – абсолютная неубиваемость. Применение проверенных многолетней практикой технических решений и отсутствие экономии на материалах позволили получить исключительно простую и надёжную машину.
Билет в троллейбусе на 1961-1963 гг. стоил 8 копеек, на три копейки больше автобусного. Для сравнения, мороженое стоило тогда 10 коп., выпуск «Березниковского рабочего» - 2 коп., литр молока - 20 коп., столько же билет в кино на дневной сеанс. В мае 1964 г. проезд на троллейбусе стал стоить привычные 5 копеек.
Интересно, что с конца 1950-х гг. в общественный транспорт Советского Союза стали внедрять бескондукторную систему. Людей, ответственных за выдачу билетов, стали сменять в салонах и вагонах кассы. Пассажиры, заходя в транспорт, закладывали в такие кассы монеты и отрывали от общего рулона билет. Подавала билеты характерная боковая ручка – вентиль, которую обязательно нужно было раскрутить.
? Электрический транспорт не без труда вливался в многообразную жизнь города. Парку не хватало инженерно-технических работников. Неисправности в машинах или в контактной сети оборачивались сбоями в работе. На дороге или на обочине нередко можно было застать пустые троллейбусы со спущенными «рогами» в кампании аварийной машины. Однако шаг за шагом троллейбусы отвоёвывали своё место в городских перевозках. Достаточно красноречива цифра в 6 млн. 410 тыс. 300 человек – именно столько пассажиров перевезли две линии березниковского троллейбуса за 1961 г. В среднем с марта 1961 г. каждый березниковец совершил на троллейбусе по 60 поездок.
https://vk.com/bihmmuseum?w=wall-66232564_9678