Перейти к содержанию

Новый учебник по обществознанию. Неужели схоластика бессмертна?


Рекомендуемые сообщения

45 минут назад, олег гонцов сказал:

Заслужили бы, путсь отвечают.

 

23 минуты назад, олег гонцов сказал:

Кто стукнет, кто свистнет, кто шмякнет, кто звякнет — вместе получается воспитание.(С)

Клинические случаи трудно комментировать...

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 12.11.2023 в 20:45, frend сказал:

И это вещает маньяк, избивший не одного ребенка, изгнанный из системы образования с волчьим билетом? Маньяк угрожающий расправой всем не согласным с его бредом? Маньяк который по досадному недоразумению все ещё на свободе?

Свой бред комментируй.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Этот параграф написал сам Боголюбов, откуда списал - неясно, потому что ссылок нет, наверно из каких-то устаревших советских источников.  Я списывал из авторитетного учебника Смелзера, не совсем авторитетной советской работы "Короленко Донских "Семь путей к катастрофе" самой авторитетной работы классика социологии Дюрнгейма "Самоубийство" и я использовал свою статью "Спорные вопросы в конфликтологии" из Березниковского научного сборника БФ ПГТУ 2008. Для меня - это самый важный параграф в моём учебнике. Социальный конфликт и социальный контроль - это главные понятия в социологии, а не мутное понятие "культура". 

$ 14. Социальные нормы и отклоняющееся поведение

1. Социальные нормы.

2. Социальный контроль.

3. ОТКЛОНЯЮЩЕЕСЯ (ДЕВИАНТНОЕ) ПОВЕДЕНИЕ.

https://archive.org/details/11.-.-2014-335/page/161/mode/2up?view=theater

Моя теория взаимосвязи между социальным конфликтом и социальным контролем.

Спорные вопросы в конфликтологии

В такой науке, как конфликтология, существует несколько нерешённых проблем:

  • В чём состоит сущность взаимосвязи между понятиями социальный конфликт и социальный контроль?
  • Имеют ли конфликты пользу?
  • В чём состоит основа для соглашения конфликтующих сторон при улаживании конфликта?
  • В чём состоят причины и цель конфликта?
  • Что является критерием для классификации конфликтов?
  • Нужно ли и возможно ли уладить все конфликты на основе соглашения конфликтующих сторон? 

Определения.

Социальный конфликт – это вид социального взаимодействия, при котором участники пытаются одержать победу над своими противниками с помощью различных средств с целью физического уничтожения противника, превращения его в объект контроля или завоевания чужой сферы влияния и ресурсов.

Социальный контроль – это вид социального взаимодействия, при котором контролёр принуждает объект контроля к выполнению норм с помощью угрозы применения положительных или отрицательных санкций, с помощью внедрения стереотипов.

Таким образом, в отношениях социального контроля существует два статуса – контролёр и объект контроля.

Санкция – это награда или наказание, таким образом, санкции бывают положительные или отрицательные.

Нормы – это правила поведения.

Стереотип – это образец для подражания, который внедряется в сознание людей через средства массовой информации и культуры.

Временная последовательность механизма контроля с помощью угрозы применения санкций состоит из трёх этапов:

  • трансляция норм,
  • надзор за исполнением норм,
  • применение отрицательных санкций против нарушителей норм и положительных санкций для послушных исполнителей норм.

В социологической литературе отсутствует описание логического принципа взаимосвязи между понятиями социальный конфликт и социальный контроль. Эти понятия рассматриваются в отрыве друг от друга. В обнаружении сущности этой взаимосвязи состоит теоретическая новизна нашего подхода. Именно понимание сущности этой взаимосвязи позволяет решить все вышеперечисленные проблемы конфликтологии. Сущность этой взаимосвязи состоит в следующем. С одной стороны, победитель в конфликте становится контролёром до следующей вспышки конфликта, а проигравший становится объектом контроля, проигравший вынужден погибнуть или уступить победителю сферу влияния. С другой стороны, контролёр вынужден поддерживать оптимальный уровень строгости санкций социального контроля, т.к. слишком строгий или слишком мягкий уровень строгости вызывает новую вспышку конфликта из-за того, что объект контроля в этом случае начинает сомневаться в способности контролёра выполнять свои функции. В случае слишком сурового контроля объект контроля идёт на конфликт с контролёром из-за чувства отчаяния и решает рискнуть своей жизнью, достижениями в карьере или заработной платой ради освобождения от слишком сурового контроля. В случае слишком мягкого контроля объект контроля получает надежду на победу над контролёром, т.к. начинает считать контролёра слишком слабым и неспособным применить наказания. Например, учащиеся устраивают срыв урока в случае тиранического или попустительского стиля наведения порядка на уроке со стороны педагога. 

Имеют ли конфликты пользу?

С точки зрения представителей такого направления в академической социологии, как структурный функционализм, каждый обычай, каждая организация имеют свою функцию в обществе, конфликты не имеют пользы и функции в обществе, поэтому их нужно искоренять. В первой половине 20 века интенсивно развивались прикладные социологические исследования конфликтов в малых группах и производственных организациях, конфликтов в форме забастовок, демонстраций протеста, бунтов и военных столкновений. Целью этих исследований стало выяснение причин конфликтов и поиск эффективных методик их разрешения. При этом конфликты рассматривались как негативные процессы, сдерживающие развитие общества. Т. Парсонс видел главную задачу социологии в поддержании бесконфликтных отношений между различными элементами общества с целью поддержания равновесия, взаимопонимания и сотрудничества. По его мнению, функцию урегулирования конфликтов выполняют правовые институты, религия и обычаи. По мере своего развития общество становится всё менее конфликтным. Эта концепция Т. Парсонса подвергалась обоснованной критике за «нежизнеспособность».

С противоположной точки зрения, которая принадлежит представителям школы конфликта в академической социологии, конфликты в обществе неизбежны, но их нужно улаживать, конфликты в обществе имеют и пользу, и вред. Л. Козер указывал на негативные и позитивные функции конфликта.

Негативные функции конфликта:

  • ухудшение социального климата,
  • снижение производительности труда,
  • увольнение части работников в целях разрешения конфликта,
  • неадекватное восприятие конфликтующими сторонами друг друга,
  • уменьшение сотрудничества между ними,
  • материальные и эмоциональные затраты на разрешение конфликта.

Позитивные функции конфликта:

  • конфликт является причиной изменения и развития социальной системы, источником инноваций,
  • конфликт позволяет строить иерархию внутри социальных групп, создать организацию, сплотить коллектив единомышленников,
  • конфликт позволяет человеку проявить свою активность, тем самым, конфликт стимулирует развитие личности, воспитывает самоуважение, стойкость, мужество и лидерские качества,
  • развязывание конфликта снимает подспудную напряжённость и даёт выход энергии.

Валерий Стариков полностью согласен с точкой зрения школы конфликта. Польза и функция конфликта состоит в том, что с его помощью происходит развитие общества и естественный отбор претендентов в контролёры, поэтому полное искоренение конфликта является утопией, конфликт является необходимым элементом социальной структуры.

В чём состоит цель и причина конфликта?

Целью конфликта является завоевание ресурсов, статуса контролёра или сферы влияния. Причиной конфликта является человеческие потребности в богатстве, престиже и власти за счёт других людей. Следствием этих конфликтов является неизбежное и естественное неравенство между людьми в обществе. Статус контролёра, завоёванная сфера влияния, богатство, престиж и власть – это призы победителю в конфликте. Примером неравенства между людьми служит неравенство между контролёром и объектом контроля. Иногда некоторые элиты пытаются создать себе заведомые преимущества в конфликте в форме кастовых или сословных привилегий, пытаются запретить представителям низов делать легальную карьеру. Такие элиты пытаются отменить свободные выборы, рыночные отношения, браки между представителями низов и верхов, право представителя низов подавать в суд или вызывать на дуэль представителя элиты. Такая попытка неизбежно приводит к потере конкурентоспособности у представителей элиты и к социальной революции, когда «выскочки» из низов оказываются вынужденными физически уничтожить «вырожденцев» из старой элиты и занять их место на вершине социальной пирамиды. 

Критерии для классификации видов конфликта и контроля.

По мнению Валерия Старикова критерием социального конфликта является вид средств борьбы при ведении конфликта.

Существуют следующие средства борьбы для разных видов конфликта:

  1. Жесты агрессии, флирта, недоверия и т. д.
  2. Словесная брань или похвала, распускание сплетен.
  3. Оружие.
  4. Организация предвыборной кампании, митингов и демонстраций, политическая реклама, донос в вышестоящие инстанции, бюрократические интриги, временный отказ выполнять свои функции на производстве вплоть до выполнения своих требований.
  5. Религиозные проклятия в адрес оппонентов, инквизиция.
  6. Дешёвый и высококачественный товар.
  7. Высококачественное произведение искусства.
  8. Риторические приёмы, софистические уловки и научное доказательство, безошибочное с точки зрения формальной логики.

Критерий для классификации видов контроля – это вид санкций и стереотипов. Психологическая наука до конца не раскрыла устройство механизма психологического контроля – механизм гипноза, «роковой» любви, влияния демагога на толпу. На механизме угрозы санкций построен моральный, вооружённый, административный, экономический и религиозный виды контроля. В пяти типах контроля применяется пять соответствующих типов санкций:

  1. Моральные санкции – похвала или брань.
  2. Вооружённые санкции – телесные наказания.
  3. Административные санкции – повышение или понижение по службе, предоставление работы или увольнение.
  4. Религиозные санкции – угроза вечных мук в аду или вечного блаженства в раю, обещание преимуществ или кар в процессе реинкарнации (в процессе перерождении душ).
  5. Экономические санкции – премия или штраф.

На механизме внедрения стереотипов построен эстетический и идеологический виды контроля. 

Классификация видов социального конфликта и социального контроля.

По мнению Валерия Старикова, существует восемь типов социального конфликта и восемь аналогичных типов социального контроля:

Виды конфликта. Виды контроля.
1. Психологический конфликт. 1. Психологический контроль.
2. Моральный конфликт. 2. Моральный контроль.
3. Вооружённый конфликт. 3. Вооружённый контроль.
4. Административный конфликт. 4. Административный контроль.
5. Религиозный конфликт. 5. Религиозный контроль.
6. Экономический конфликт. 6. Экономический контроль.
7. Эстетический конфликт. 7. Эстетический контроль.
8. Идеологический конфликт. 8. Идеологический контроль.

Ниже будет более подробно раскрыта сущность этой классификации, будут названы примеры видов конфликта. Виды социального конфликта и социального контроля были изобретены не одновременно, а по очереди в процессе истории человеческого общества. Трансляция норм и угроза санкций в процессе психологического контроля и конфликта часто осуществляется не с помощью слов, а на языке жестов. Эти примитивные виды психологического конфликта и контроля человечество унаследовало от животных предков. Можно привести следующие примеры каждого вида конфликта:

  1. Примеры психологического конфликта - это взаимное устрашение на языке жестов, выяснение в процессе флирта того факта, кто является лидером в любовных отношениях, соревнование демагогов за влияние на толпу.
  2. Пример морального конфликта - это ссора между людьми в процессе борьбы за статус лидера в малой группе.
  3. Примеры вооружённого конфликта - это охота на диких животных, война между государствами, гражданская война, война между преступными группами и против полиции, вооружённый захват власти или политическое убийство, экстремистский террор, поединок или спортивные соревнования.
  4. Примеры административного конфликта - это выборы, конфликт бюрократических клик или забастовка рабочих. Клика – это группа или шайка единомышленников, которая стремится с помощью различных подлых методов уволить с работы членов других клик и продвинуть членов своей клики вверх по административной служебной лестнице. Существует три вида выборов:
  • прямые выборы на народном собрании,
  • выборы в привилегированном собрании,
  • всенародное голосование за политических руководителей (губернаторов или президента) или за своих представителей - депутатов, которые в свою очередь, голосуют в парламенте вместо и в интересах своих избирателей.

Система выборов в народном собрании была доведена до совершенства в древнегреческих Афинах, система выборов в привилегированном Сенате была доведена до совершенства в древнегреческой Спарте и в Древнем Риме, система всенародных выборов была доведена до совершенства в Англии и США в результате движения чартистов и феминисток. Чартисты добились права голоса для рабочих, а феминистки – для женщин.

5. Пример религиозного конфликта - это религиозная конкуренция между церковными и сектантскими организациями за сферу влияния на верующих в рамках соблюдения свободы совести, изобретённой в США.

6. Пример экономического конфликта это рыночная конкуренция, в условиях которой выживает тот производитель, который может произвести и продать товар по наименьшей цене и с наилучшим качеством. Рыночные отношения были изобретены финикийцами и древними греками в Афинах. Там была изобретены морская торговля и морские корабли, золотые деньги, ремесленное производство товаров на продажу и частная собственность на средства производства, но в качестве рабочей силы они использовали рабов. В Средние века в Западной Европе был отменён рынок и восстановлено натуральное хозяйство, так как центр цивилизации переместился со Средиземного моря на европейский материк, а торговля по сухопутным дорогам была затруднена из-за феодальной раздробленности. В Новое время рыночные отношения были восстановлены в Западной Европе на новой основе – в дополнение к старым признакам рынка были изобретены океанская торговля и океанские корабли (каракки и каравеллы), наёмная рабочая сила и машинное производство. Океанскую торговлю и каравеллы изобрели в Португалии и Испании.

7. Пример эстетического конфликта - это конкурс между деятелями искусства, который был изобретён в Древних Афинах.

8. Пример идеологического конфликта – это спор или дискуссия между учёными, между политиками или между средствами массовой информации. Формальная логика (наука о законах правильного мышления) и риторика (наука о красноречии) были изобретены в Древней Греции.

Можно привести следующие примеры для каждого вида контроля:

  1. В процессе психологического контроля примерами контролёров служат гипнотизёр, демагог, умеющий воздействовать на толпу и «роковой» человек, умеющий внушать безответную любовь к своей персоне со стороны представителя противоположного пола.
  2. Пример морального контроля – это контроль лидера в малой группе с помощью таких санкций, как похвала или брань в условиях нравственной поддержки лидера со стороны большинства членов этой группы.
  3. Пример вооружённого контроля – это контроль в фермерском хозяйстве против домашних животных, контроль в преступной группе, в любой тотальной организации - казарме, психиатрической больнице, тюрьме, рабовладельческом хозяйстве, концентрационном лагере для военнопленных - с помощью таких санкций, как телесные наказания. При такой форме правления, как тирания, власти превращают систему уголовного права в систему государственного террора и запугивания граждан.
  4. Примеры административного контроля – это контроль внутри вассально - ленной системы, внутри любой бюрократической организации – налоговой службы, армии, церкви, полиции, системы образования, системы государственного здравоохранения, государственного сектора в экономике, социалистической командно-административной системы, министерской системы исполнительной власти - с помощью таких санкций, как увольнение или приём на работу, повышение или понижение по службе. Административный контроль был изобретён вместе с изобретением бюрократии в Древнем Египте и государствах Месопотамии.
  5. Пример религиозного контроля – это контроль «пророка» в харизматической секте и священника над верующими с помощью таких санкций, как угрозы вечных мук в аду или обещания вечного блаженства в раю, обещания преимуществ в процессе реинкарнации. Религиозный контроль был изобретён в таких мировых религиях, как христианство, ислам и буддизм. Механизм религиозного контроля был изобретён в период заката Римской империи.
  6. Примеры экономического контроля – это контроль на частном предприятии, контроль международных банков и государственное регулирование рынка с помощью таких санкций, как премия или штраф. На сегодняшний день этот вид контроля является самым эффективным. Экономический контроль был изобретён в Новое Время в Англии и Нидерландах. Международные банки пытаются экономически контролировать политику целых стран. Система государственного регулирования внутреннего рынка использует такие экономические рычаги как льготы по кредитам, налогам и пошлинам.
  7. Пример эстетического контроля – это контроль с помощью внедрения эстетических стереотипов – привлекательных образов.
  8. Пример идеологического контроля – это контроль с помощью внедрения идеологических стереотипов путём многократного повтора нормы. Примером эстетического и идеологического контроля служит политическая и торговая реклама. Изобретение в Западное Европе и США в Новое время средств массовой информации и культуры – газет, кино, радио, телевидения, эстрады, видео – позволило построить систему идеологического и эстетического контроля. При коммунистической и фашистской тирании даже была построена государственная идеологическая машина по обману и дезинформации граждан в интересах властей. Чтобы обезопасить граждан от этой опасности, в условиях западной демократии существует свобода печати, то есть система конкуренции между частными средствами массовой информации, при которой телевизионная компания, которая предоставляет ложную, неинтересную или устаревшую информацию, будет вынуждена разориться. 

Сходство и различие между биологическим и социальным конфликтом

Существует три типа конфликта:

  • Борьба за свою жизнь, за существование и за возможность иметь потомство.
  • Конфликт за статус контролёра.
  • Конфликт за сферу влияния между несколькими контролёрами.

Чарльз Дарвин верно заметил, что в биосфере идёт почти исключительно борьба первого типа - борьба за собственную жизнь и жизнь собственного потомства (материнский инстинкт) против представителей других биологических видов. Самцы одного вида борются друг с другом за право спариваться и иметь собственное потомство от самки. Психологический конфликт и психологический контроль существовал уже у высших животных, в особенности в стае или стаде. Другие виды конфликта и контроля, перечисленные в классификации Валерия Старикова, характерны только для людей и животные не смогли их изобрести.

В человеческом обществе борьба за собственную жизнь (борьба за существование по Чарльзу Дарвину) происходит только в таком виде конфликта, как вооружённый конфликт. В других видах конфликта идёт борьба за статус контролёра или за сферу влияния, а не за собственную жизнь. Только в вооружённом виде конфликта проигравшего иногда убивают. Даже на войне проигравший сегодня может выбирать между перспективой собственной гибели и статусом военнопленного. Таким образом в современной войне частично идёт борьба за статус победителя, а не за собственную жизнь. Страны -метрополии ведут между собой борьбу за сферу влияния - за раздел колоний между метрополиями.

Психологический конфликт и административный конфликт идут за статус контролёра - за статус гипнотизёра, "рокового" человека в любви, начальника (победителя в закулисной борьбе), президента (победителя на выборах). Экономический конфликт в форме рыночной конкуренции, религиозный конфликт между церквями и сектами, эстетический конкурс между артистами и киностудиями, идеологический спор между учёными и корреспондентами газет - эти виды конфликта идут за сферу влияния на потребителей, верующих, любителей музыки.

В обществе широко распространён конфликт за статус контролёра и за сферу влияния, хотя, в крайнем случае, применяется борьба за собственную жизнь. В процессе человеческой истории происходит переход от преобладания распространения борьбы за жизнь к преобладанию распространения конфликтов за статус контролёра и сферу влияния. Получается, что теория эволюции Чарльза Дарвина есть только частный случай теории Валерия Старикова о взаимосвязи между конфликтом и контролем.

Нужно ли улаживать конфликты?

По мнению Старикова, улаживание конфликта является невыполнимой задачей до тех пор, пока его участники не будут согласны соблюдать некоторые условия перемирия. Эти условия могут состоять из соглашения о переделе ресурсов, границ сфер влияния или о соблюдении договора, согласно которому победитель становится контролёром, а проигравший – объектом контроля. В этом состоит основа для соглашения между конфликтующими сторонами. Такой договор обычно является результатом пробы сил в конфликте, а не результатом часто бесполезных бесед с психотерапевтом. Такой договор является излишним в случае физического уничтожения одной из двух противоположных сторон конфликта.

Улаживанием конфликтных отношений в обществе занимается суд, правоохранительные органы и органы исполнения наказания. Суд следит за соблюдением правил борьбы и имеет полномочия применять санкции к нарушителям этих правил. Религиозные организации и психологическая служба не имеют таких полномочий и часто оказываются не в состоянии улаживать конфликты. Они способны лишь утешать проигравших, предотвращать случаи алкоголизма, наркомании, самоубийства среди проигравших и массовых беспорядков и мятежей с участием проигравших.

Не все виды конфликта можно уладить в суде, например, психологические, нравственные, вооружённые и бюрократические конфликты. Люди чаще всего избегают обращаться в суд по таким малозначительным вопросам, как бытовые ссоры. Уголовные дела о «роковой» любви возбуждаются только в случае убийства или самоубийства жертвы. Преступники часто тоже избегают обращаться в суд, т.к. живут не по законам, а «по понятиям», т.е. обращение в суд противоречит принципам воровской «чести». Спорные вопросы у преступников улаживаются не в суде, а на сходке (на «стрелке») с участием преступных авторитетов («воров в законе») вместо судей, в «честном» поединке или с помощью уничтожения противника в результате войны между гангстерами.

У дворян было принято решать конфликты, связанные с вопросами дворянской чести, не с помощью суда, а с помощью дуэли. Улаживание всех видов вооружённого конфликта является самой трудной задачей. Победа здесь часто достигается только после физического уничтожения или взятия в плен значительной части армии противника, когда дальнейшее продолжение войны для проигравшей стороны не представляется возможным. На войне чаще всего идёт борьба без правил, когда всё позволено. Иногда стороны заключают договоры о запрещении применения наиболее варварских видов оружия, казни военнопленных и террора против мирного населения, но эти договоры часто нарушаются. Например, Германия применила удушливые газы в первую мировую войну вопреки статьям довоенного договора.

Террористы способны вопреки всем правилам казнить заложников или детей, взорвать мирных граждан. Соблюдение запретов при ведении войны построено часто лишь на страхе перед ответным применением запрещённого вида оружия, а не на страхе перед судебными санкциями. На войне есть такое правило – победителей не судят. Во время конфликта между бюрократическими кликами, который неизбежно возникает в любой «конторе», представители одной клики создают невыносимые условия работы для представителей другой клики и вынуждают их уволиться по собственному желанию, при этом первые стараются не давать вторым повода для обращения в суд.

Не все виды конфликта нужно улаживать, т.к. обществу выгодно поддерживать такие виды конфликта, как рыночная конкуренция, политические выборы, творческий конкурс, научный спор, спортивные соревнования. С этой целью государство борется с теми участниками конфликта, которые сумели победить всех своих соперников и добиться монопольного положения на рынке, оно поддерживает оппозицию в политической сфере и следит за соблюдением политических свобод. Например, президент США Теодор Рузвельт получил прозвище «Разрушитель трестов». В ответ эти тресты создали транснациональные корпорации, когда центральная контора находится в США, а сборочные заводы – в странах третьего мира. В результате подобную компанию очень трудно привлечь к суду и разделить на части по решению суда одной страны, кроме того, подобная компания получает возможность эксплуатировать дешёвую рабочую силу стран третьего мира. Система разделения властей построена на поддержании до некоторой степени конкурентных отношений между ветвями власти. 

Два типа конфликтов.

Конфликты делятся на два типа:

  • Конфликты, которые ведутся без правил и без арбитра. Иногда они ведутся до полного физического уничтожения проигравшей стороны конфликта.
  • Конфликты по правилам, где существует арбитр, который следит за соблюдением правил игры и присуждает победу. Такие конфликты никогда не заканчиваются уничтожением проигравшей стороны конфликта.

В живой природе применялся только конфликт первого типа. Охота чаще всего заканчивается смертью животных от рук человека, но очень редко – помещением животных в зоопарк. Даже в сфере охоты и рыбной ловли сегодня введены правила, которые запрещают охоту на редких животных, занесённых в Красную книгу, которые запрещают охоту и рыбную ловлю в определённые периоды времени – период нереста рыбы, гнездования птиц и т. д. В 20 веке самые варварские виды оружия массового поражения были запрещены или ограничены и приняты правила обращения с военнопленными. Рыцарский поединок или дуэль проходили по правилам, за соблюдением которых следили секунданты.

После дворцового переворота или после заговора с целью захвата власти свергнутого правителя обычно уничтожают, т. к. он представляет слишком большую опасность для заговорщиков в случае его возвращения к власти. Например, в России Лжедмитрий 1, Пётр 3, Иван 6 Антонович, Павел 1, Николай 2 были убиты в ходе или после переворота. В качестве исключения из общего правила, Василий Шуйский был отправлен в монастырь, Хрущёв – на пенсию. Борьба бюрократических клик идет без правил, т. к. она идёт скрытно, проигравших соперников не уничтожают, а увольняют. В моральной ссоре арбитром является малая группа, которая и присуждает победу. Правила игры и суд существуют на выборах и рынке, в религиозном конфликте, творческом конкурсе и научном споре. Развитие общества приводит к сокращению сферы распространения борьбы без правил и к расширению сферы распространения тех видов конфликта, где существуют арбитр и правила игры.

В качестве заключения следует отметить, что выше были представлены мои ответы  на все спорные вопросы в конфликтологии.

https://ru.wikibooks.org/wiki/Интересное_обществознание/Социальный_статус_и_социальная_роль._Социальный_конфликт_и_социальный_контроль

 

Девиантное (отклоняющееся) поведение

Цель урока – предостеречь учащихся от девиантного поведения.

Три вида девиантного поведения.

Девиантное поведение – это отклоняющееся от нормы поведение, оно приводит к изоляции от общества, лечению или наказанию нарушителя с целью убедить или заставить людей соблюдать общественные нормы. Таким образом, по отношению к нарушителям применяются усиленные меры социального контроля – надзор и санкции. Существует три основных вида девиантного поведения:

  • аддиктивное поведение,
  • преступное поведение,
  • суицидное поведение

Аддиктивное поведение

Аддиктивное поведение заключается в бегстве от действительности посредством приёма различных психотропных средств – алкоголя, наркотиков, токсинов, курения табака. Этот процесс сопровождается чувством удовольствия и комфорта. Употребление этих суррогатов всегда вредит здоровью. Некоторые девианты достигают повышения настроения путём азартных игр, включая спортивный тотализатор. Некоторые люди голодают, чтобы испытать чувство эйфории, или чтобы иметь красивую фигуру, но в результате могут довести себя до дистрофии или даже до голодной смерти. Девиант хочет уйти от жизненных проблем, но в результате порождает новые проблемы - проблемы со здоровьем. Алкоголизм приводит к таким болезням, как цирроз печени и психоз («белая горячка»). Курение табака приносит ощущение приятного расслабления и включается в ритуал общения с друзьями, но может привести к раку лёгких. Наркомания приводит к «ломкам», психозу или самоубийству. Наркоманы обычно живут не дольше тридцати - сорока лет. Токсикоманы вдыхают пары органических растворителей – бензина, эфира, хлороформа. Дешевизна этих средств приводит к широкому распространению токсикомании среди подростков. Увлечение азартными играми приводит к болезням сердца и повышенному давлению.

Неудачным способом борьбы с алкоголизмом было введение «сухого закона» - запрета на продажу алкоголя. «Сухой закон» был введён в США в 1920-1932 гг., в России и СССР в 1914-1925 гг., в 1985-1989 гг. Введении «сухого закона» привело к расцвету самогоноварения, дефициту сахара и дрожжей, контрабанде алкоголя из-за границы, появлению подпольной торговли алкоголем, расцвету преступного мира, широкому распространению токсикомании и наркомании, росту отравлений различными спиртосодержащими суррогатами.

Для поведения алкоголиков характерна обидчивость, комплекс неполноценности в сочетании с хвастовством, чрезмерная общительность в своём кругу, склонность ко лжи, безответственность, повторяемость поведения, склонность к зависимости от других людей, тревожность. Наличие алкоголиков в семье увеличивает шанс стать алкоголиком в четыре-пять раз. Алкоголики, которые смогли избавиться от этой пагубной привычки, часто переключаются на накопительство, сопровождающееся скаредностью, при этом неизвестно, какой порок хуже.. По моему мнению, аддиктивное поведение заключается в бегстве от реальных конфликтов в нереальный мир по принципу: "Умри с наслаждением".

Антисоциальное поведение.

Оно представляет собой совершение действий, противоречащих этике и морали. Для такого поведения характерна безответственность, игнорирование законов и прав других людей. Признаки такого поведения проявляются уже в детстве: отсутствие любви к родителям, ложь, жестокость к животным и более слабым детям, агрессивность. Такие дети склонны к дракам, пропускам занятий, бродяжничеству и воровству. В совершеннолетнем возрасте у них отсутствует ответственность и чувство долга. Они ненадёжны во всех отношениях: как супруги, как родители, как работники, как деловые партнёры, как друзья. Для таких девочек в детстве характерна неусидчивость, капризность, постоянное стремление к общению, предпочтение участвовать в играх только мальчиков, носиться по улицам, поджигать почтовые ящики, разрисовывать стены, а с другой стороны – произвести хорошее впечатление, быть модной, кокетство. Они любят проводить время в группах подростков, место встречи – центральная улица, подвалы, беседки. Они находятся в постоянном конфликте с окружающими, ибо понимают только свои права и не понимают прав других людей. Они часто становятся тунеядцами или преступницами в совершеннолетнем возрасте, т. к. работать или учиться им «скучно». По моему мнению, преступное поведение - это стремление выиграть у противников в конфликте с помощью незаконных средств борьбы, выиграть любой ценой. Незаконные средства борьбы являются незаконным преимуществом в конфликте, поэтому необходимо удалять преступников из игры.

Суицидное поведение.

Суицид – это самоубийство. Колебания уровня частоты самоубийств состоят в следующем. Уровень частоты самоубийств выше в развитых странах, чем в странах третьего мира. Чаще всего самоубийства происходят в весеннее время, таким образом, весна является сезоном самоубийств. Женщины совершают вдвое больше попыток самоубийств, чем мужчины, но смертельный исход у женщин наступает в четыре раза реже, чем у мужчин. Мужчины лучше готовят акт самоубийства и почти не оставляют себе шансов на спасение. Возраст самоубийц: самоубийства чаще всего происходят в возрасте 55-60 лет, а попытки самоубийств – в возрасте 30-35 лет в кризисные периоды по теории Эриксона. Среди самоубийц встречается много милиционеров, студентов и врачей. Среди сотрудников милиции 10% случаев гибели составляют самоубийства. Среди самоубийц встречается много протестантов и очень мало мусульман. Что касается национальности, то для венгров характерен самый высокий уровень самоубийств в Европе, ибо венгры – это поздние пришельцы, для которых можно назвать такую причину самоубийств, как культурное одиночество. Венгры пришли в Европу в 9 веке с Востока из загадочной страны Этельгезе, которая располагалась где-то на Урале в Башкирии или на реке Обь, язык венгров относится к финно - угорской группе народов. Условия жизни в Европе оказались во многом чуждыми для бывших кочевников. Аборигенное население Севера и метисы входят в группу риска самоубийств из-за культурного стресса.

Признаки потенциального самоубийцы:

  • Разговоры на тему о самоубийстве.
  • Прошлые попытки самоубийства. Существует народная мудрость, что доставать ещё живого самоубийцу из петли является бесполезной затеей, т.к. он наверняка будет повторять эти попытки самоубийства до тех пор, пока не добьётся своей цели. Многократные попытки – это «тренировка» в процессе ухода из жизни.
  • Максималистические черты характера. Максималист – это человек, который хочет получить от жизни всё или ничего, он не приемлет полумер. Пример максималиста - самоубийцы представлен в романе Джека Лондона «Мартин Иден», который работал бедным матросом на корабле и мечтал стать великим писателем. Когда он добился своей цели, то почувствовал, что стремиться больше не к чему и утопился. Сам Джек Лондон тоже покончил жизнь самоубийством, поэтому Мартин Иден стал прообразом самого Джека Лондона и выразил тайные склонности этого писателя.
  • Рассуждения об отсутствии смысла жизни. Лев Толстой в одном из романов писал, что когда он начинал думать о смысле жизни, то его начинало тянуть к петле.
  • Сны о смерти.
  • Внезапное устрашающее успокоение с оттенком обречённости и «потусторонности», когда создаётся впечатление, что человек разговаривает с вами уже с того света.

Чтобы бороться с эпидемией самоубийств среди женщин Карфагена в древности, правители этого города применили угрозу выставить на всеобщее обозрение обнажённый труп самоубийцы. В средневековой Европе конфисковывали имущество самоубийц, их тела лицом вниз таскали по улицам и закапывали на перекрёстке дорог, вбивая осиновый кол в сердце, что было связано с суеверным страхом. Существовало поверье, что душа самоубийцы возвращается в тело и такой человек становится вампиром. По нашему мнению, самоубийство есть результат слабости и капитуляции перед лицом социальных конфликтов и неразрешимых проблем.

Причины самоубийств по теории Эмиля Дюркгейма


Годы его жизни: 1858-1917. Он родился в еврейской семье во Франции, предполагалось, что он станет раввином, но он стал классиком в социологии. Названия его главной книги – «Самоубийство».

Дюркгейм иронизировал по поводу абстрактных рассуждений о самоубийстве и предпринял эмпирическое социологическое исследование причин самоубийств. Общеизвестно, что существуют психологические и социальные причины самоубийств. Дюркгейм пытался доказать что самоубийства предопределяются только социальными причинами, а не психологическими. По его мнению, над людьми в обществе витает общественное сознание и диктует им совершать определённые поступки. Например, это общественное сознание называет человека бесполезным для общества существом, т. к. он одинок, не имеет семьи и детей, не участвует в религиозной жизни общины, не играет никаких функций в обществе, поэтому это общественное сознание диктует человеку совершить акт самоубийства и тем самым мстит человеку за отказ от людей. Таким образом, с точки зрения Дюркгейма, главная причина самоубийства – это одиночество. До Дюркгейма были названы несколько психологических причин самоубийств. Дюркгейм попытался доказать с помощью результатов социологических исследований, что не существует психологических причин для самоубийства.

  • Другие авторы называли такой пример, что к самоубийству предрасположены неврастеники, у которых склонность к самоубийству стала навязчивой идеей, другие авторы делали обобщение, что все самоубийцы – это душевно больные люди, т. к. только в состоянии безумия можно покушаться на свою жизнь. Чтобы опровергнуть их точку зрения, Дюркгейм привел данные, что среди евреев число душевно больных особенно велико, а частота самоубийств среди них очень незначительна. Другой факт состоит в том, что в домах умалишённых число женщин (55%) несколько превышает число мужчин (45%). Тогда как среди самоубийц доля женщин составляет лишь 20%, доля мужчин – 80%. Ещё один факт состоит в том, что предрасположение к самоубийству увеличивается от детского возраста до глубокой старости. Тогда как, максимальная опасность психического заболевания наблюдается в возрасте 30 лет, а в старости снижается до минимума. В данном обществе число самоубийств не зависит от числа находящихся в нём алкоголиков. Заслуга Дюркгейма состояла в том, что он использовал данные социологических исследований в доказательстве, а не абстрактные рассуждения.
  • Другие авторы утверждали, что склонность к самоубийству передаётся по наследству. , и приводили примеры семей, где из поколения в поколение повторялись случаи самоубийства, например французский посол в США Прево-Парадоль покончил с собой в 1870 г., а через тридцать лет его сын тоже покончил счёты с жизнью. Они высчитывали процент самоубийств для каждой расы. По их мнению, самая высокая склонность к самоубийству наблюдается у германцев, более низкая – у народов романской группы, ещё более низкая – у славян. По их мнению, даже одно и то же орудие служило для совершения акта самоубийства в одной семье на протяжении многих лет. Чтобы опровергнуть эту точку зрения, Дюркгейм привёл данные, что, хотя мужчины и женщины получают одинаковую наследственность, но они имеют разную склонность к самоубийству, что, если самоубийство – это прирождённое заболевание, то почему оно не проявляется в детстве в возрасте до 5 лет?
  • Другие авторы считали, что самоубийство происходит из-за подражания , например в 1772 г. пятнадцать инвалидов один за другим повесились на одном и том же крюке в тёмном коридоре; как только крюк был снят, эпидемия самоубийств прекратилась. Чтобы опровергнуть эту точку зрения, Дюркгейм показал, что на географической карте не наблюдается волн самоубийств, которые должны распространяться из одного центра. На самом деле на этой карте присутствуют очаги с высоким уровнем самоубийств, которые совпадают с большими городами.

Дюркгейм выделил три типа самоубийств:

  • эгоистическое,
  • альтруистическое,
  • аномическое.

Эгоизм – это стремление любить только себя, а не других людей.

Аномия – это состояние частичного разрушения морального контроля, состояние беззакония, безнормия, которое существует в современных больших городах или наступает в стране в период революции или бунта.

Альтруизм (от латинского Alter — другой) — нравственный принцип, предписывающий бескорыстные действия, направленные на благо и удовлетворение интересов другого человека (других людей). Как правило, это понятие используется для обозначения способности приносить свою выгоду в жертву ради общего блага.

При эгоистическом типе самоубийства человек испытывает слишком большие желания – денег, любви, наслаждений, быстрого продвижения по службе, которые невозможно сразу удовлетворить. Это противоречие между возможностями и потребностями и вызывает самоубийство, ибо такой человек лишён воздействия семейной и групповой морали, которая учит воздержанию и помогает достичь душевного равновесия. Среди протестантов наблюдается максимальный уровень самоубийств по сравнению с представителями других религии, т. к. протестанты исповедуют эгоистическую мораль личного обогащения. Евреи всегда жили в условиях давления и преследования со стороны окружающих их национальностей, поэтому евреи были вынуждены жить дружно и помогать друг другу, поэтому среди евреев наблюдается очень низкий уровень самоубийств. Наличие семьи и большого количества детей служит хорошим средством профилактики против угрозы самоубийства. Вдовец имеет высокую склонность к самоубийству.

Примеры альтруистического самоубийства :

  • Согласно обычаю сати, вдова в Индии обязана добровольно идти на костёр, где горит тело её покойного мужа и добровольно сгореть заживо, в противном случае её ждёт презрение со стороны общины.
  • В Европе капитан тонущего корабля не имел права его покидать, и обязан был уйти на дно вместе с кораблём.

Можно привести и другие примеры альтруистического самоубийства:

  • Японский лётчик­-камикадзе был обязан спикировать на борт американского авианосца. Японский самурай был обязан сделать харакири - распороть себе живот - в случае нарушения кодекса чести «бусидо».
  • Исламский смертник – шахид - обязан взорвать бомбу в центре Иерусалима или Москвы.
  • Община староверов сжигала себя заживо, чтобы не попасть в руки царских солдат.
  • У народов Севера старики были обязаны уйти в тундру и умереть от голода, т. к. стали бесполезны для родственников. Во всех этих случаях община, государство или мусульманская церковь диктуют человеку совершить самоубийство, а альтруист легко подчиняется этому давлению.

В условиях аномии в большом городе, человек одинок как социальный атом.  Современное общество развивалось слишком быстро, что привело к распаду семьи, морали, религии. За последнее столетие число самоубийств в развитых странах увеличилось во много раз. Всякое нарушение равновесия в обществе ведёт к увеличению уровня самоубийств, поэтому максимальные пики уровня самоубийств приходятся на периоды экономического упадка или расцвета. Рост количества числа самоубийств в период экономического кризиса можно объяснить ростом безработицы и снижением зарплаты, но почему число самоубийств растёт в период экономического расцвета, когда доходы у всех растут? Оказывается, что в период расцвета происходят самоубийства из зависти, когда потенциальному самоубийце кажется, что другие люди богатеют быстрее его.

Во время войны число самоубийств сокращается, т. к. общество сплачивается на отпор врагу. В развивающихся странах бедность предохраняет от самоубийств, т.к. бедность имеет следствием наличие больших семей. Эгоистическому самоубийству предшествует состояние апатии, томительной меланхолии, альтруистическому – энергия и страстность, аномическому – раздражительность и отчаяние. Эгоист испытывает чувство безразличия к своим обязанностям, общественной службе, полезному труду и погружается в пучину самосозерцания и тоски, при этом смерть воспринимается как наслаждение и покой. Альтруист совершает самоубийство из чувства долга, например, преступник таким способом искупает свою вину или солдат таким способом спасает свою честь. Хотя согласно статистике, закоренелые преступники и убийцы редко прибегают к самоубийству.

При аномическом самоубийстве человек выражает протест против жизни вообще или против злоупотреблений определённого лица, тогда человек убивает того, кого он считает отравившим ему жизнь, а затем убивает себя. Ещё один пример аномического самоубийства – это суицид артиста или поэта, мода на которого прошла, примером чего служит судьба Мурата Насырова из группы «А - Студио», Сергея Есенина или Владимира Маяковского. У каждого народа есть свой излюбленный вид самоубийств. Число утопленников не изменяется в зависимости от времён года или от температуры воды на Севере или на Юге. Самоубийство путём использования огнестрельного оружия чаще всего используется в Италии и среди интеллигентной части населения Франции. Повешение чаще всего встречается в деревнях. В городах предпочитают бросаться с возвышенных мест или под поезд, как Анна Каренина.

Дюркгейм делает саркастическое предположение, что, когда электричество будет больше распространено, то участятся самоубийства с помощью электрического тока. В армии обезглавление или повешение считается позорной смертью. Процент самоубийств в данном обществе сохраняется на протяжении длительного времени. Самоубийство запрещено в христианстве с самого его основания, самоубийство – это результат дьявольской злобы. Были предусмотрены наказания за самоубийство – отказ в поминовении во время святой службы, имущество самоубийцы переходило не к наследникам, а к барону, тело самоубийцы подвергалось издевательствам, у дворян отнимали звание, замок и герб. В России самоубийце отказывали в христианском погребении. В исламе самоубийство запрещено, т. к. умирать можно только по воле Бога, поэтому самоубийство – это бунт против Бога. Дюркгейм делает вывод, что современное возрастание уровня самоубийств – это патологическое явление, плата за цивилизацию. По моему мнению, основная причина самоубийств - поражение в конфликте, самоубийцы - это хронические неудачники в конфликтах, эти конфликты неизбежны в обществе, поскольку общество строится на конфликте и контроле.

https://ru.wikibooks.org/wiki/Интересное_обществознание/Девиантное_(отклоняющееся)_поведение

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

18 минут назад, Adler сказал:

Этот параграф написал сам Боголюбов, откуда списал - неясно, потому что ссылок нет

А "сам Боголюбов и написал" тебе, плагиатор несчастный, такое в голову не приходило?

  • Нравится 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Неавторитетные доктор пед. наук Лазебникова и кандидат пед.наук Матвеев написали этот параграф, ссылок нет. Я списал свой параграф на эту тему у авторитетных авторов; у Фридриха Энгельса работа "Происхождение семьи, частной собственности и государства. Сам Энгельс списывал у авторитетного автора Льюиса Генри Моргана из его работы "Древнее общество". Описание национальных характеров француза, немца, поляка и русского я списал у Николая Бердяева . Историю жизни этноса я списывал у Льва Гумилёва. Я сам изложил сущность одной из школ в макросоциологии - социал-дарвинизма и я дал его научную критику. Социал-дарвинизм - это одна из запретных тем в советском обществознании, а все запретные темы вызывают всегда огромный интерес.

$ 15. Нации и межнациональные отношения

1.ЧТО ОБЪЕДИНЯЕТ ЛЮДЕЙ В НАЦИЮ.

РОССИЯ — МНОГОНАЦИОНАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО И ЕДИНЫЙ НАРОД. 

МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЕ КОНФЛИКТЫ И ПУТИ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ.

ПУТИ МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО СБЛИЖЕНИЯ.

НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В РОССИИ.

Этнос

Исторические формы этносов.

Этнос – это группа людей, связанная кровным родством. Исторические формы этносов – это род и племя, народность и нация. Племя существовало в период первобытного общества, народность – в период рабовладения и феодализма, нация – в период капитализма. Общее происхождение от общего предка, межпоколенная преемственность, общность исторической судьбы, общие традиции, культура, язык и территория объединяют людей в единый этнос. Племя состоит из нескольких родов.

Племя – это этнос, которому удалось упорядочить воспроизводство людей, исключить случаи появления детей с наследственными болезнями, обусловленными кровосмешением, создать собственный диалект и обычаи, завоевать свою территорию.

В отличие от племени, народность – это этнос, которому удалось создать собственное государство.

Нация – есть исторически сложившаяся устойчивая общность людей, возникшая на базе общности языка, территории, экономической жизни и психического склада, проявляющегося в общности культуры»

Таким образом, племя, народность и нация – это три ступени эволюции этноса. Не каждое племя способно создать своё государство и превратиться в народность, поэтому отсталые племена обречены попасть в зависимость от более передовых народностей и быть ассимилированными. Не всякая народность способна построить капиталистическое общество и стать нацией, отсталые народности и племена обречены стать колонией более передовых наций и рискуют быть ассимилированными. Возможно, что сегодня человечество вступает в четвёртый период эволюции этноса – создание глобального общества, где происходит беспрепятственное смешение различных наций народностей и племён. Этот прогноз является спорным.

Род и племя.

Семья – это наименьшая кровнородственная единица. Несколько семей образуют род. Несколько родов образуют племя. До возникновения семьи был групповой брак , при котором счёт родства вёлся по материнской линии, т.к. было трудно установить отца ребёнка. Порок группового брака – это высокая вероятность кровосмешения, когда в брак вступают близкие родственники из-за того, что трудно установить отца ребёнка. Неизбежным последствием кровосмешения являются наследственные болезни. Браки между братьями и сёстрами поощрялись в династии фараонов в Древнем Египте, т. к. фараону было трудно найти невесту, равную ему по статусу происхождения, но это неизбежно привело к вырождению этой династии. 

Наши первобытные предки сделали великое изобретение, позволившее предохранить их от кровосмешения. Это изобретение состояло в изобретении родоплеменных отношений. Американский этнограф и историк Льюис Генри Морган впервые дал описание этого изобретения в работе «Древнее общество». Он проводил полевые исследования среди индейцев племени ирокезов. Мужчины одного рода брали себе жён из другого рода в рамках своего племени, в крайнем случае, можно было украсть жену из чужого племени, но был строгий запрет – табу - на заключение брака с женщиной из своего рода. Обычай брать жён из другого рода называется экзогамией (от греч. exo – вовне и gamos – брак) . Обычай брать жён лишь внутри своего племени называется эндогамией (от греч. endon – внутри и gamos – брак). . Морган рассматривает род у ирокезов, в частности у племени сенека. В каждом роде господствуют следующие обычаи:

Каждый род выбирает своего сахема (старейшину для мирного времени) и вождя (военного предводителя). Сахем являлся членом совета племени Сенека . Члены рода должны оказывать друг другу помощь, защиту и содействие в процессе мщения за ущерб, нанесённый чужаками, этот обычай носил название кровной мести. Род мог усыновлять посторонних людей на торжественной церемонии, например, военнопленных по рекомендации отдельных членов рода. Род имел общее место погребения.  Род имел совет – демократическое собрание всех взрослых членов рода, мужчин и женщин, обладающих равным правом голоса. В племени Сенека было две фратрии (братства), каждая фратрия включала четыре рода. Фратрии представляют собой первоначальные роды, которые позднее распались на вторичные роды.  

Эволюция российского этноса.

Союз племён превращается в народность вместе с возникновением государства, которое объединяет обширную территорию. Например, древнерусская народность возникла при объединении таких славянских племён, как поляне, радимичи, вятичи, древляне, дреговичи, лутичи и тиверцы, белые хорваты, северяне, кривичи, полочане. Уже на раннем этапе произошло смешение славян с финскими и тюркскими племенами. Славянские племена пришли на Днепр с Карпат. Финские племена жили на Волге до славян. Примеры финских племён – это меря, мурома, черемиса, мещера, мордва, ливы, чудь, нарова, весь, пермь, югра. Тюркские племена – это печенеги, половцы, татаро-монголы. С самого начала своей истории Россия была «национальным котлом», где смешивались различные племена. Древнерусская народность распалась на части в 12 веке на три близких этноса – русских, украинцев и белорусов. Российская нация образовалась в 15-17 вв. в процессе собирания земель вокруг Москвы. При Петре 1 Россия стала империей.

Национальная психология

Николай Александрович Бердяев в работе «Судьба России. Опыты по психологии войны и национальности», написанной в 1918 г., дал описание четырёх национальных характеров:

  • Французы устали от катастроф, революций и войн. Современный француз слишком утончён, расслаблен жаждой наслаждений и любовью к женщине, Франция пережила уже воинственный период, властвовала над Европой и ныне уже не является грозной военной силой 
  • Для немца главное – это разум и воля, долг и железный порядок, он хочет весь мир переделать по своему плану и установить мировое господство. В результате в 20 в. Германия проиграла две мировых войны, потеряла 1/3 своей территории, поэтому степень амбициозности у немцев поубавилась... 
  • Поляк – это рыцарь, аристократ и индивидуалист до болезненности. Русский и поляк являются родственниками по происхождению и языку, но противоположностями по культуре. Поляк исповедует католическую культуру, а русский – православную. Русского поражает и отталкивает в польском характере дурной гонор, любовь к жесту, элегантность, сладостные речи, чувство превосходства и презрения к другим народам. Русские воевали с поляками двести лет, в результате Польша едва не погибла, стала колонией России на сто лет, а Россия превратилась в империю.
  • Русский – это простой, прямой и бесхитростный человек, ему чужды взвинченный пафос и аристократический гонор. Недостаток русского национального характера – это отсутствие организованности и подтянутости, склонность опускаться и грешить. Русский способен пройти огонь и воду, но не способен пройти испытание славой – «медные трубы». Русский не умеет пользоваться достигнутым .

Вывод: каждый национальный характер имеет плохие и хорошие черты, поэтому не существует самой лучшей нации и «высшей расы».

История жизни этноса.

Автором теории о циклах в жизни этноса был Лев Николаевич Гумилёв. Годы его жизни: 1912-1992. По типу личности он был психологом, поэтому правильные мысли у него сочетаются с мифами и утопиями. Пример утопии – это объяснение причин появления пассионарного этноса, как результата микромутации из-за жёсткого космического излучения. Его родителями были поэты Николай Гумилёв и Анна Ахматова. В 1921 г. большевики расстреляли Николая Гумилёва. Власти запретили Анне Ахматовой публиковать свои стихи. Лев Гумилев сидел в тюрьме три раза, в общей сложности 13 лет – за отца и за мать, он работал на Беломорканале и на рудниках Норильска. В составе штрафного батальона он участвовал в штурме Берлина. Его предмет исследования в науке – история гуннов и монголов. В тюрьме он написал докторскую диссертацию на обёрточной бумаге. Он работал в институте географии, а летние месяцы проводил на нижней Волге, где располагалась древняя Хазария. Власти запрещали публиковать его работы, упрекали за преувеличение роли инородцев в истории России, но он сумел пережить своих цензоров и коммунистическую систему, В конце жизни он сумел опубликовать все свои работы.

Сущность его идей состоит в следующем. Пассионарность – это страстность, воля к жизни, сила характера.  Примеры пассионарных лидеров – это Александр Македонский, Наполеон, Чингисхан, Александр Невский, Дмитрий Донской, Ермак Тимофеевич, Александр Суворов и другие герои истории. Этносы рождаются, завоёвывают соседей, расцветают, а затем приходят в упадок и гибнут.

По расчётам Гумилёва, максимальный срок жизни этноса 1200-1500 лет . В начале жизни этноса подавляющее большинство его представителей являются пассионариями, а затем происходит постепенное снижение доли пассионариев, что, в конце концов, приводит к гибели старого этноса в войне с более молодыми этносами. По моему  мнению, самой высокой степенью пассионарности обладают спикеры и теоретики.

Межнациональные конфликты.

Этносы неизбежно вступают в конфликт друг с другом из-за соперничества за территорию и природные ресурсы. Другой причиной межнациональных конфликтов являются культурное, экономическое и политическое соперничество между этносами. Эти межнациональные конфликты проявляются в форме войны, рыночной конкуренции и соперничества с сфере массовой культуры. Пример культурного соперничества – это религиозные конфликты, например, конфликты между христианами и мусульманами в форме крестовых походов, между католиками и протестантами, между католиками и православными, между шиитами и суннитами в исламе, между индусами и мусульманами, между христианами и язычниками в форме завоевания европейцами Америки. Ресурсами, из-за которых происходили войны, являются полезные ископаемые – нефть, золото и серебро, например, испанцы завоевали Центральную и Южную Америку из-за месторождений золота и серебра, которые там были обнаружены.

Завоёванная территория служила охотничьими угодьями для индейцев Северной Америки, выходом к Балтийскому и Чёрному морям для России в период правления Петра 1 и Екатерины 2, зоной земледелия в Америке для выходцев из Европы. Примерами межнациональных конфликтов служат арабо-израильский конфликт, войны чеченцев против России, Индо-Пакистанский конфликт, война между индейцами Северной Америки и европейскими переселенцами. Сегодня идёт рыночная конкуренция между странами за рынки сбыта и источники сырья, например, Япония потеснила США во многих отраслях промышленности – в сфере бытовой электроники и компьютеров, производства автомобилей, стали, судов. Культурное соперничество в современном глобальном мире проявляется во влиянии американской массовой культуры на весь остальной мир, когда весь мир смотрит фильмы, произведённые в Голливуде, новости американских телеканалов, другие страны пытаются противопоставить этому влиянию собственные фильмы и собственные новости, например, бразильские сериалы, индийские мелодрамы, новости "Rossiya Today" и т. д.

Социал-дарвинизм и расизм

Нацисты имели правдоподобное научное обоснование своих чудовищных экспериментов. Научное опровержение социал-дарвинизма и расизма, как научных основ нацизма, является целью изложения данного вопроса. Эта цель становится особенно актуальной сегодня, когда Россия ведёт войну против нацистов-бандеровцев на Украине. Нужно опровергнуть эти внешне привлекательные и опасные теории, которые эксплуатируют национальные и расовые предрассудки.

Впервые идею социальной эволюции через естественный отбор сформулировал Томас Мальтус. По его мнению, системы помощи беднякам являются неэффективными. Его идеи использовались в качестве оправдания поправок к Закону о бедных 1864 г. в Англии, заключавшихся в помещении претендентов на помощь из числа бедняков в условия зверского режима работных домов.

Чарльз Дарвин и Альфред Рассел Уоллес сформулировали свою идею о борьбе за выживание после чтения книги Мальтуса. Идея эволюции путём естественного отбора в 19 веке витала в воздухе. Кузен Дарвина Френсис Гальтон основал новую науку – евгенику, как науку о селекции человеческого рода путём искусственного отбора. Чтобы вывести высокоодарённую человеческую расу, нужно создать материальные стимулы для поощрения вступления в брак и обзаведения детьми тех, кто успешно пройдёт процедуру интеллектуального тестирования. Эти идеи нашли применение в фашистской Германии, где «расовая гигиена» нашла воплощение в экспертизе на чистокровность, насильственной стерилизации и уничтожении «неполноценных» в концлагерях и газовых камерах.

Теория Дарвина имела ошеломляющий успех в биологии. Некоторые социологи, которых условно объединяют в рамках такого направления, как социал-дарвинизм, решили по методу аналогии применить принципы биологической эволюции к обществу, и тем самым повторить научный успех Дарвина. Герберт Спенсер считал, что Вселенная, общество, социальные институты и человек претерпевают эволюцию по закону выживания сильнейших, поэтому Спенсер критиковал правительство за субсидии для бедных. Люди и организации должны развиваться, полагаясь лишь на собственные силы, слабые должны погибнуть или «уйти со сцены». Эти идеи были очень близки американским колонистам на Диком Западе, где не сумевшие приспособиться просто погибали.

Жозеф Артюр де Гобино считал, что из-за невозможности длительно сохранять чистоту расы наступает гибель всех цивилизаций, что этнические смеси приводят к вырождению человека, что существует неизбежная иерархия рас, что белая раса является самой красивой и сильной, что семейство «арийцев» является высшим среди представителей белой расы. По мнению Гобино, негры являются слишком чувственными и неспособными к рациональному самоконтролю, а «жёлтая раса» проникнута утилитаризмом, трудолюбием, поиском пользы и выгоды, поэтому ей неведомы героические порывы и высокие достижения. Единственной «исторической» расой является белая раса, которая является самой красивой, умной и сильной. Именно представители белой расы создали все великие цивилизации. Арийцы – это «раса владык», которые заботились о чистоте породы, например, с помощью запрета заключать брак между представителями разных каст в Индии. Иногда факты противоречили теории Гобино, например, в работе «История персов» он называл «чудовищной ложью» традиционную версию греко-персидских войн, т.к. «арийцы» Дария и Ксеркса не могли быть хуже «семитизированных» греков.

Антрополог Жорж Ваше де Лапуж считал наиболее ценным расовым типом белокурого долихоцефала, таким образом, признаками высшей расы являются белокурые волосы и «длинный» череп, этот второй признак определялся с помощью головного указателя, как отношения наибольшей ширины черепа к наибольшей длине, ширина и длина черепа определялись с помощью специального циркуля. Понятие головного указателя было введено шведским анатомом Андерсом Адольфом Ретциусом в 40-х гг. 19 в. Отто Аммон провёл ряд антропологических исследований среди рекрутов и студентов. Иногда факты противоречили этой гипотезе, и некоторые гении оказывались «круглоголовыми» - брахицефалами, тогда Аммон был вынужден записать их в ложные брахицефалы. Людвиг Гумплович считал, что единицей социального отбора является не личность, а этническая группа или социальный класс, что государство – это организация господства меньшинства над большинством, что государство возникло в результате борьбы между ордами.

Социал-дарвинизм имеет глубокую идейную связь с расово-антропологической школой в социологии. Сущность идей расово-антропологической школы состоит в том, что существуют полноценные и неполноценные расы, поэтому нужно устроить искусственный отбор в концентрационных лагерях в форме уничтожения и стерилизации неполноценных людей. Представителями этого направления были Хьюстон Стюарт Чемберлен и Людвиг Вольтман. Чемберлен призывал к возрождению мифического «арийского духа». В сочинении «Основы 19 столетия» (1899 г.) он объявил создание «тевтонской» культуры высшим достижением европейской истории. В третьем рейхе эти идеи обеспечили ему титул «народного мыслителя». На основе «генеалогических» изысканий Вольтман утверждал о германском происхождении таких видных деятелей Италии и Франции, как Данте, Леонардо да Винчи, Тициан, Тассо, Монтень, Дидро, Руссо. С точки зрения нацизма, если немецкая нация желала сохраниться, то ей, как «чистой расе», предписывалось уничтожать евреев, как представителей «неполноценной расы».

Свой приход к власти Гитлер назвал расовой революцией. Гитлер считал, что государство – это только средство борьбы за интересы расы, что марксизм планирует последовательную передачу власти в мире в руки евреев. В 1933 г. Гитлер принял декрет о наследственном здоровье, по которому в клиниках по отношению к инвалидам и в тюремных больницах по отношению к рецидивистам проводились операции по стерилизации. Окончательное решение о стерилизации принималось специальными судами в составе двух докторов и одного судьи, которые назначались официально.По декрету 1939 г. был начат процесс по умерщвлению отдельных лиц в случае неизлечимой болезни. 

Как писал Э. Ристов в 1935 г., операция по стерилизации не могла быть отложена даже в связи с беременностью жертвы, при этом беременность должна была быть прервана. В соответствии с решением такого суда у женщины яичники либо удалялись, либо перевязывались. Ей был запрещён выезд за границу, чтобы исключить возможность восстановления функций яичников даже с помощью тамошних хирургов. 

Профессор Йенского университета в период нацистского правления Ганс Фридрих Карл Гюнтер назвал антропологические черты нордической расы: высокий рост (средний рост мужчин – 174 см), узкое лицо, высокий нос с узкими ноздрями, узкий рот, выступающий подбородок, который производит впечатление смелости, светлая кожа с румянцем, белокурые мягкие и не очень густые волосы. Кстати, сам Гитлер и министр пропаганды Йозеф Геббельс вряд ли смогли бы пройти эту процедуру, т. к. Гитлер был брюнетом и имел низкий скошенный лоб, а Геббельса называли «чернявым тевтонским сморчком». Поэтому Геббельс сделал идеалом арийской женщины свою жену – высокую блондинку с голубыми глазами и многодетную мать.

Критика социал-дарвинизма и расизма с моей точки зрения

Критику социал-дарвинизма следует начать с того, что сама попытка объяснить социальную эволюцию с помощью естественного отбора имела здравое зерно, но социальный конфликт несколько отличается от биологического конфликта. Сегодня нормы уголовного права и система пособий по старости, инвалидности и безработице препятствуют процессу гибели "неудачников" в обществе. В России сегодня введён мораторий на смертную казнь, в результате которого смертная казнь была временно заменена на пожизненное заключение, поэтому искусственный "отбор" невозможно применить даже по отношению к заведомым злодеям. Но уничтожение проигравшего частично допускается на войне. Иногда человек может совершить самоубийство или погибнуть в результате употребления наркотиков, токсинов или спиртосодержащих суррогатов.

В процессе человеческой истории происходит переход от преобладания распространения борьбы за собственную жизнь к преобладанию распространения конфликтов за статус контролёра и сферу влияния. Этих отличий не видели представители социал-дарвинизма, которые считали, что в обществе, как и в биосфере, идёт борьба только за собственную жизнь. Поэтому попытка представителей социал-дарвинизма применить теорию Дарвина к обществу окончилась неудачей. По этим причинам социал-дарвинизм дал неверные прогнозы и неверные рецепты развития общества.

Механизм социальной эволюции отличается от механизма биологической эволюции по следующим признакам:

  • В обществе конфликт происходит чаще всего не за жизнь, а за статус контролера, сферу влияния и ресурсы, поэтому в обществе проигравший обычно не погибает, а становится объектом контроля.
  • Развитие в обществе происходит через ступени – формации, а в биосфере существуют периоды преобладания каких-то биологических видов, например, динозавров. Единицей отбора в обществе являются цивилизации, а в биосфере – биологические виды. Если сущность любого биологического вида можно выразить набором информации, заложенной в гены представителей этого вида и набором физиологических признаков, то сущность любой цивилизации – набором социальных изобретений, которые применены при строительстве социальной структуры этой цивилизации. Например, в результате реформ Ельцина социальная структура Российского общества получила развитие за счёт усвоения таких западных социальных изобретений, как рыночная конкуренция, частная собственность и представительная демократия. Создание системы глобального мира не отменит, а, напротив, обострит это глобальное соперничество между цивилизациями, когда цивилизации-лидеры будут сменять друг друга гораздо чаще, например, в настоящий момент темпы развития восточной Азии опережают темпы развития западной Европы и США.
  • В биосфере побеждает сильнейший, самый приспособленный организм, а в обществе – тот человек, который вооружён самыми эффективными орудиями.
  • Скорость социальной эволюции многократно выше скорости биологической эволюции. Жизнь на Земле возникла примерно 4 млрд. лет назад, а общество возникло всего тысячи лет назад.
  • Если в биосфере генератор изменений - это механизм генетической изменчивости, то в обществе – творческие способности человеческого разума.

Главная ошибка расово-антропологической школы состояла в том, что её представители призывали, фактически, к созданию привилегий для «высшей» расы и построению кастового строя. Эти привилегии ограничивают протекание конфликтов, что приводит, с одной стороны, к социальному застою, к падению конкурентоспособности и к росту иждивенческих настроений среди олигархов. С другой стороны, установление кастового строя приводит к выключению лифтов социальной мобильности, когда прирождённые правители из низов не могут сделать легальную карьеру и вынуждены устраивать социальную революцию с целью физического уничтожения олигархов. Кастовый строй всегда построен на «пороховой бочке», на непреодолимом конфликте между «выскочками» и «вырожденцами».

Представители расово-антропологической школы предложили построить мировое господство германской нации, и Гитлер попытался воплотить эту утопию в жизнь, но потерпел полный крах. Гитлер построил тиранию и тоталитаризм, которые являются более отсталой формой правления и отсталым политическим режимом, по сравнению с представительной демократией. Фашистские и евгенические эксперименты по выведению высшей расы с помощью искусственного отбора противоречат принципам гуманизма и демократии. Нацисты на практике пытались организовать искусственный отбор - физическое уничтожение евреев и цыган. В результате нацистского эксперимента погибло примерно 6 млн. евреев. Попытка Гитлера построить на практике утопию о мировом господстве германской нации и развязать вторую мировую войну привели к гибели около 55 млн. человек, среди них 27 млн. 500 тыс. россиян.

Крах фашистского эксперимента показал, что затея устроить искусственный отбор для людей обречена на провал. Сегодня человечество строит глобальный мир, где происходит неизбежное переселение и смешение представителей различных национальностей и рас. В глобальном мире не может быть места для политики «расовой гигиены» - политики искусственного отбора наций с помощью насильственной стерилизации и уничтожения людей в концентрационных лагерях. В результате второй мировой войны был разгромлен национализм передовых наций, но сегодня миру гораздо больше угрожает национализм отсталых наций. Любая империя, например Римская империя, империя Александра Македонского, Россия или США, возникает путём завоеваний и представляет собой национальный котёл, где нации смешиваются. Пропаганда национализма в таких многонациональных странах, как Россия и США, может привести к гражданской войне, а хуже этого ничего не бывает.

Вывод: результаты нацистских экспериментов по воплощению в жизнь теории социал-дарвинизма ужаснули весь мир.

 

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

14 минут назад, Караванщик Али сказал:

А "сам Боголюбов и написал" тебе, плагиатор несчастный, такое в голову не приходило?

Самому написать - у Боголюбова на это мозгов не хватит. У кого он списал - эту тайну он унёс в могилу. У него во всём учебнике нет ни одной ссылки. Именно поэтому учебник Боголюбова нельзя разместить на Викиучебнике. Отсутствие ссылок свидетельствует о низком научном уровне Боголюбова. Я сначала тоже по примеру Боголюбова разместил свой учебник на Викиучебнике без ссылок, поэтому один патрулирующий хотел сходу удалить мой учебник, но другой патрулирующий предложил мне срочно разместить ссылки на источники. Я потратил целый год, чтобы разместить ссылки на источники,  все эти источники были в моей домашней библиотеке - около 100 томов, я специально ездил за ними в Пермь, Екатеринбург и Москву.В итоге мой учебник сохранили на Викиучебнике и я получил приз на Википедии за наибольшее количество правок за 1 год.. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

4 минуты назад, Adler сказал:

я получил приз на Википедии за наибольшее количество правок за 1 год

Та самая футболка - гордость философа?

5 минут назад, Adler сказал:

Самому написать - у Боголюбова на это мозгов не хватит

Ну, действительность такова, что ему не только удалось написать СВОЙ учебник, но и получить его официальное признание в МинОбразе...
В отличие от твоего "скомпилированного тришкина кафтана произведения"

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

9 минут назад, Adler сказал:

 и я получил приз на Википедии за наибольшее количество правок за 1 год.. 

Это та, секонхендовская футболка?

 

Изменено пользователем frend
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

2 минуты назад, Караванщик Али сказал:

1. Та самая футболка - гордость философа?

2. Ну, действительность такова, что ему не только удалось написать СВОЙ учебник, но и получить его официальное признание в МинОбразе...
В отличие от твоего "скомпилированного тришкина кафтана произведения"

1. Приз и футболка даётся лучшему автору России, то есть я попал в десятку лучших авторов России.  

2. Любой учебник - это списывание, компиляция и в этом нет ничего плохого, просто нужно указывать источники (автора, название работы и страницу. Нсли этого не сделать, то можно получить судимость за плагиат. Такой автор учебника по обществознанию, как Кравченко имеет судимость за плагиат (воровство идей). На идиотские вопросы больше отвечать не буду. Не надо тупить.  

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

5 минут назад, Adler сказал:

1. Приз и футболка даётся лучшему автору России, то есть я попал в десятку лучших авторов России.  

 

Наравне с Толстым, Достоевским, Тургеневым?

Не видел Бунина в твоей футболке...И Булгакова тоже...

Изменено пользователем frend
  • Смешно 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

5 минут назад, IodinE сказал:

Мдаа... А тема то, непотопляемая.... ? Браво.?

Эта тема непотопляемая потому что проблема не решена. 30 лет преподают в России обществознание по непригодным для преподавания учебникам. И конца этому не видно.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

12 минут назад, Adler сказал:

по непригодным для преподавания учебникам

Так таких учебников в разных дисциплинах полно было.? 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

34 минуты назад, Adler сказал:

На идиотские вопросы больше отвечать не буду

Слился, как обычно...
И да, учебник - это не чистое списывание чьих-то идей (как у тебя), а их правильная интерпретация в рамках федерального образовательного стандарта..

  • Нравится 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

17 минут назад, IodinE сказал:

Так таких учебников в разных дисциплинах полно было.? 

Это было до того, как Адлер накропал свои хотелки...Нынче актуален лишь евойный...

Изменено пользователем frend
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Только что, frend сказал:

Это было до того, как Адлер накропал свои хотелки...

Он это для себя. Труд жизни. "Википедия" поддержала. Браво.??

  • Смешно 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вот, помню, раньше за ересь на кострах жгли....
Славные были времена, да.....

  • Нравится 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

4 минуты назад, Караванщик Али сказал:

Вот, помню, раньше за ересь на кострах жгли....
Славные были времена, да.....

Ну да... Нынче вместо костров футболками одаривают...Плюрализьмь...

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

44 минуты назад, Adler сказал:

30 лет преподают в России обществознание по непригодным для преподавания учебникам

А надо всего лишь удалить этот предмет из школьной программы и не забивать детям голову. Желающие - на факультатив вэлкам

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

11 минут назад, T@tyana сказал:

А надо всего лишь удалить этот предмет из школьной программы и не забивать детям голову. Желающие - на факультатив вэлкам

А вуз?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

12 минут назад, T@tyana сказал:

А надо всего лишь удалить этот предмет из школьной программы и не забивать детям голову.

Само название предмета говорит, что понемногу обо всём. Как природоведение.? Не возможно об обществе, как и о природе говорить в общем. Это для начальной школы скорее. Моё мнение.? 

Изменено пользователем IodinE
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

6 минут назад, IodinE сказал:

Это для начальной школы скорее. Моё мнение

Во время моей учебы предмет назывался "Обществоведение".
Думаю, устройство государства, основные законы и пр. "премудрости", что мы изучали в 10-м классе (при десятилетнем обучении), не для начальной школы уж точно )))

  • Нравится 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
×
×
  • Создать...