Adler Опубликовано 22 октября, 2023 Опубликовано 22 октября, 2023 51 минуту назад, frend сказал: Жди повестку... Х...й докажешь.
frend Опубликовано 22 октября, 2023 Опубликовано 22 октября, 2023 8 минут назад, Adler сказал: Х...й докажешь. Зассанец... Доказывать будет следственный комитет.
Adler Опубликовано 22 октября, 2023 Опубликовано 22 октября, 2023 (изменено) 1 час назад, frend сказал: Зассанец... Доказывать будет следственный комитет. Ага, Международный трибунал по правам человека. Тогда срочно начинай чистить свои посты от оскорблений в мой адрес. А то заплатишь большой штраф и понесёшь административную ответственность за унижение чести и достоинства. А я точно узнаю твоё имя и адрес. А то может я тут с роботом спорю? Мой совет - прикинься роботом. Изменено 22 октября, 2023 пользователем Adler
T@tyana Опубликовано 22 октября, 2023 Опубликовано 22 октября, 2023 1 час назад, frend сказал: НЕ было там бюджетных денег. Их там быть не могло. Не было этих объектов на балансе района. В основном спонсорские от Лукойла, Уралкалия и других. А ниже тогда о чём речь? 10 часов назад, Караванщик Али сказал: Да. На восстановление, к примеру, Господского дома Голицыных в Старом городе... На рубеже нулевых было потрачено около 12 миллионов рублей. Всё это, как оказалось в дальнейшем, было впустую. Деньги внезапно кончились (из-за того, что федеральный бюджет стал оставлять НДПИ у себя, а не на территориях И где тогда те поступления от НДПИ? А их ведь тогда ох как немало в Усольский бюджет поступало
frend Опубликовано 22 октября, 2023 Опубликовано 22 октября, 2023 45 минут назад, T@tyana сказал: А ниже тогда о чём речь? И где тогда те поступления от НДПИ? А их ведь тогда ох как немало в Усольский бюджет поступало НДПИ идет в федеральный бюджет.
T@tyana Опубликовано 22 октября, 2023 Опубликовано 22 октября, 2023 1 час назад, frend сказал: НДПИ идет в федеральный бюджет. Это сейчас
Adler Опубликовано 30 октября, 2023 Опубликовано 30 октября, 2023 (изменено) Я начинаю цикл лекций с критикой государственного учебника по обществознанию под редакцией Боголюбова Л. Н. Конечно этот учебник не стоит такого детального разбора из-за низкого качества этого учебника, но по этому учебнику учителя грузят учеников галиматьёй и схоластикой уже больше 30 лет, поэтому я решил потратить на это своё драгоценное время. Я также хочу показать, как можно преподавать интересно вопросы программы и стандартов. Кстати эта программа и стандарты по обществознанию были написаны самим Боголюбовым или его "шестёрками" под его учебник. Я буду излагать по порядку с первого параграфа и до последнего из учебника Боголюбова и разберу текст его учебника по "косточкам".Обычным шрифтом обозначены тексты из учебника Боголюбова,а жирным шрифтом - мои комментарии и тексты из учебника Старикова. Почувствуй разницу и используй мои тексты как хрестоматию к учебнику Боголюбова. § 1. Что такое общество Сколько смыслов у слова «общество»? Можно ли отделить общество от природы? Бывают ли «некультурные» общества? На первый взгляд кажется, что ответить на вопрос, поставленный в названии параграфа, несложно. Действительно, слово «общество» давно и прочно вошло в наш научный и повседневный лексикон. Но как только мы предпринимаем попытку дать ему определение, то сразу убеждаемся, что таких определений может быть множество. К примеру, «общество книголюбов», «дворянское общество», «педагогическое общество». В данном случае под обществом мы понимаем определённую группу людей, объединившихся для общения, совместной деятельности, взаимопомощи и поддержки друг друга. Но возможен и другой ряд связанных понятий: «первобытное общество», «феодальное общество», «французское общество». Здесь уже, употребляя слово «общество», мы имеем в виду определённый этап исторического развития человечества или конкретную страну. Если и дальше двигаться в соответствии с такой логикой рассуждения (от частного к общему), то обществом может быть и человечество в целом, совокупность всех народов в их историческом и перспективном развитии. Это всё население Земли. Иными словами, общество — это обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть мира, которая включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения. Данное определение раскрывает понятие «общество» в широком смысле. Попробуем разобраться в этом более обстоятельно. Общество как совместная жизнедеятельность людей Начнём со второй части приведённого определения. Общество — это совокупность людей. Однако это не простая сумма входящих в него индивидов, которых иногда называют «социальными атомами», а скреплённая многочисленными связями и отношениями. Первоосновой этих связей является человеческая деятельность. В процессе совместной деятельности возникает взаимодействие между её участниками. Все живые существа взаимодействуют с окружающей средой (с природой, другими живыми существами). Внешне это проявляется в заметных движениях (двигательной активности). Но существует и внутренняя (психическая) активность, воздействующая на поведение. Например, известно немало фактов, говорящих о привязанности собаки к хозяину. В литературе описан случай, когда собака несколько лет продолжала ходить на станцию ко времени прихода поезда, на котором прежде возвращался с работы её умерший хозяин. Отметим, что животные к окружающей среде приспосабливаются. При этом они могут использовать отдельные предметы в качестве орудий и даже изготовлять примитивные орудия с помощью лап и зубов. Животные используют эти предметы для добывания пищи, обороны, строительства жилища, т. е. для удовлетворения своих жизненных потребностей. Возможности поведения животных определяются строением их тела, природными условиями, в которых они живут. (Вспомните, как используют примитивные орудия труда обезьяны, бобры, птицы, другие живые существа.) В свою очередь, деятельность человека носит практически-преобразовательный характер. Человек не ограничивается приспособлением к существующим природным и социальным условиям, хотя приспособительное поведение занимает большое место и в его жизни. (Вспомните, например, влияние географических условий, значение правовых и нравственных норм, обычаев, традиций.) Однако приспособление — не предел человеческих возможностей. В процессе своей жизнедеятельности человек преобразует окружающую среду. Для этого используются не только природные предметы, но и прежде всего средства, созданные самим человеком (орудия труда). И поведение животных, и деятельность человека сообразуются с определённой целью (т. е. целесообразны). Например, хищник прячется в засаде или крадётся к жертве — его поведение сообразуется с целью добыть пищу. Птица с криком улетает от гнезда, отвлекая внимание человека. Но сравните: человек строит дом, все его действия в этом случае тоже целесообразны. Однако для хищника цель как бы задана его природными качествами и внешними условиями. В основе его поведения — биологическая программа поведения, инстинкты. Человеческая деятельность характеризуется исторически сложившимися (как обобщение опыта предшествующих поколений) программами. При этом человек сам определяет свою цель (осуществляет целеполагание). Он способен выходить за рамки программы, т. е. уже имеющегося опыта, определять новые программы (цели и способы их достижения). Таким образом, целеполагание присуще только человеческой деятельности. Человеческая деятельность — это первооснова, исходный пункт взаимосвязей и отношений, возникающих в обществе. Однако жизнь общества не сводится только к деятельности. Она сама порождается материальными и духовными потребностями, интересами, ценностными ориентациями людей. Важным условием жизни человека является коллективность. Человек, по сути, существо общественное, жизнь которого обеспечивается кооперацией, взаимодействием с другими людьми. В этом человек нуждается не меньше, чем в продуктах питания или в орудиях труда. Напомним известный вам из курса основной школы факт: не только деятельность человека требует сотрудничества с другими людьми, но и само превращение ребёнка в человека требует нахождения его в среде людей, общения с себе подобными. Выживание человека в отрыве от общества возможно лишь при использовании им предметов, созданных в ходе совместной деятельности людей, или по крайней мере знаний и опыта, полученных в обществе. Взаимодействие людей в процессе деятельности порождает различные формы их объединения. Поэтому общество может быть понято не только как совокупность отдельных видов совместной деятельности людей, но и как совокупность различных форм их объединения для этой деятельности: первичных коллективов, социальных групп, общественных организаций, а также как сеть отношений между ними. Каждая сфера общественной жизни также сложное образование. Составляющие её элементы дают представление и об обществе в целом. Не случайно одни исследователи рассматривают общество на уровне действующих в нём организаций (государство, церковь, система образования и др.), другие — сквозь призму взаимодействия социальных общностей. Человек входит в общество через коллектив, являясь одновременно членом нескольких коллективов (трудового, профсоюзного, спортивного и др.). Общество представляется как коллектив коллективов. Человек также входит и в более крупные общности людей — социальную группу, класс, нацию. Многообразные связи, возникающие между социальными группами, нациями, а также внутри их в процессе экономической, социальной, политической, культурной жизни и деятельности, называются общественными отношениями. Но не все связи, возникающие между людьми в процессе общения или совместной деятельности, относят к общественным отношениям. Действительно, представьте, что вы находитесь в переполненном автобусе: кто-то интересуется, когда будет нужная ему остановка, кто-то просит уступить место. Возникающие в этих ситуациях контакты случайны, эпизодичны, и их не относят к общественным отношениям. Обратимся к другой ситуации. Вы пришли устраиваться на работу. Вам придётся предъявить ряд документов, возможно, пройти собеседование, заключить договор, где оговариваются все основные условия найма. И через подобные процедуры проходит каждый, кто решает ту же задачу, что и вы. Такие отношения — устойчиво повторяющиеся взаимосвязи, возникающие между людьми, их группами, организациями и общностями в процессе реализации важных сторон жизнедеятельности людей — и называются общественными. К изучению общества мы ещё вернёмся. А теперь рассмотрим отношения между обществом и природой. https://xn--24-6kct3an.xn--p1ai/%D0%9E%D0%B1%D1%89%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5_10_%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%81_%D0%91%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D0%BB%D1%8E%D0%B1%D0%BE%D0%B2/index.html В моём учебнике нет специального параграфа под таким названием, потому что никто в науке точно не знает точного ответа на вопрос :"Что такое общество?". А Боголюбов делает вид, что знает. Видимо , Боголюбов мудрее всех классиков западной социологии. Мне в это верится с трудом. Некоторые классики западной социологии пытались ответить на этот вопрос каждый по своему. Сколько классиков - столько и точек зрения. Свою точку зрения я выразил одним предложением на обложке своего учебника: Общество - это прогрессивно развивающаяся открытая система, построенная на отношениях конфликта и контроля между различными типами личности. https://ru.wikibooks.org/wiki/Интересное_обществознание А у Боголюбова есть другое определение: общество — это обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть мира, которая включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения. У кого Боголюбов списал это определение, Боголюбов не указал. Деятельностный подход - это схоластика, поэтому второй вопрос в параграфе "Общество как совместная жизнедеятельность людей" - это галиматья и схоластика.Этот вопрос Боголюбов списал у советских схоластов, из псевдонаучных статей и диссертаций. Поэтому ученикам не имеет смысла заучивать эту псевдонаучную галиматью. § 1. Что такое общество (продолжение) Общество и природа Общество — это исторически сложившаяся и обособившаяся от природы (в данном случае под природой понимается совокупность естественных условий существования человека) часть мира. В чём же состоит это обособление? В отличие от стихийных природных сил в центре общественного развития стоит человек, обладающий сознанием и волей. Природа же существует и развивается по своим собственным, независимым от человека и общества законам. Есть и ещё одно обстоятельство: человеческое общество выступает в качестве творца, преобразователя, создателя культуры. Само понятие культура в наиболее широком смысле означает всё созданное человеком: это сотворённая человеком вторая природа, которая как бы надстроена над природой естественной. Всё это порождает представление о том, что человек и общество в своей деятельности противопоставляются природе. Отношение к природе как к чему-то неоформленному, более низкому, чем культура, ставит человека в позицию завоевателя, покорителя природы. Вспомним известные слова тургеневского героя Базарова: «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник». К чему привела эта установка сегодня, хорошо известно. Опасное для жизни человека загрязнение среды его обитания, постепенное исчерпание природных ресурсов вызвали экологический кризис, создали угрозу самому существованию человечества. Сегодня важно осознать неразрывную связь природы и общества. С одной стороны, природная среда, географические и климатические особенности оказывают значительное воздействие на общественный прогресс, ускоряя или замедляя темп развития стран и народов, влияя на общественное разделение труда. С другой стороны, и общество влияет на естественную среду обитания человека. История человечества свидетельствует и о благотворном влиянии деятельности людей на естественную среду обитания, и о пагубных её последствиях. Так, в своё время были осушены болота вокруг Флоренции, ставшие затем цветущими землями. Сады и виноградники на склонах Кавказских гор, как и прекрасные рощи на островах Тихого океана, — дело рук человека. Вместе с тем известны случаи, когда стада домашних животных вытаптывали почву, объедали молодые побеги. Например, об античной Греции говорили, что её могущество «съели» расплодившиеся козы. Видный итальянский учёный и общественный деятель А. Печчеи (1908—1984) писал: «Хорошо известно, что, увеличив свою власть над Природой, человек сразу же вообразил себя безраздельным господином Земли и тут же принялся её эксплуатировать, пренебрегая тем фактом, что её размеры и биофизические ресурсы вполне конечны. Сейчас уже поняли также и то, что в результате такой бесконтрольной человеческой деятельности жестоко пострадала некогда щедрая и обильная биологическая жизнь планеты, оказались частично истреблены её лучшие почвы, а ценные сельскохозяйственные земли всё более застраиваются и покрываются асфальтом и бетоном дорог, что уже полностью использованы многие наиболее доступные минеральные богатства, что вызываемое человеком загрязнение можно теперь найти буквально повсюду, даже на полюсах и на дне Океана, и что теперь последствия всего этого проявляются и на климате, других физических характеристиках планеты. Конечно, всё это вызывает глубокое беспокойство, однако мы не знаем, в какой мере при этом нарушается равновесие и расстраиваются циклы, необходимые для эволюции жизни вообще; много ли мы уже вызвали необратимых изменений и какие из них могут повлиять на нашу собственную жизнь сейчас или в будущем; неизвестно также, на какие запасы основных невозобновимых ресурсов мы можем реально рассчитывать и сколько возобновимых ресурсов и при каких условиях можем безопасно использовать. Поскольку «пропускная способность* Земли явно не безгранична, то, очевидно, существуют какие-то биофизические пределы, или «внешние пределы», для расширения не только человеческой деятельности, но и вообще его присутствия на планете». Итак, возвращаясь к тому определению понятия общества, с которого мы начинали свои рассуждения, уточним: говоря об обособлении общества от природы, мы имеем в виду присущие ему особенные черты, но не оторванность от природы и процессов её естественного развития. Вопрос "Общество и природа" я изложил в одноимённой главе в своём учебнике. Первый параграф называется "Теория прогрессивного развития физического мира", в этом параграфе я изложил сущность теории "Горячей Вселенной" Георгия Антоновича Гамова и вопрос о поисках первоосновы вещей в древнегреческой физике. Мой подход в том и состоит, чтобы не использовать схоластические рассуждения, а приводить конкретные авторитетные теории из естествознания в популярной форме. https://ru.wikibooks.org/wiki/Интересное_обществознание/Теория_прогрессивного_развития_физического_мира За тем в моём учебнике есть параграф "Теории прогрессивного развития биосферы", где изложены 2 теории - теория Опарина о происхождении жизни на Земле и теория биологической эволюции Чарльза Дарвина. https://ru.wikibooks.org/wiki/Интересное_обществознание/Теории_прогрессивного_развития_биосферы Я считаю теорию биологической эволюции Дарвина образцом для подражания для себя. Затем я привожу свою теорию социального прогресса. Я согласен, что пока она ещё не является авторитетной теорией, поэтому учитель не обязан её преподавать. https://ru.wikibooks.org/wiki/Интересное_обществознание/Теория_социального_прогресса Затем я привожу параграф "Влияние географической среды на общество", где я излагаю теорию Монтескье и теорию геополитики. Геополитика - это сегодня самая интересная теория, особенно в свете Специальной военной операции на Украине. В области геополитики я излагаю немецкую теорию Хаусхофера, американскую концепцию морской силы Мэхэна, теорию Василия Осиповича Ключевского о влиянии географической среды на историю России https://ru.wikibooks.org/wiki/Интересное_обществознание/Влияние_географической_среды_на_общество Затем я излагаю параграф "Экологические проблемы", то есть глобальные экологические проблемы, российские экологические проблемы и экологические проблемы г. Березники. https://ru.wikibooks.org/wiki/Интересное_обществознание/Экологические_проблемы Затем я излагаю параграф "Глобальные проблемы современности", то есть Доклады Римского клуба и список глобальных проблем. https://ru.wikibooks.org/wiki/Интересное_обществознание/Глобальные_проблемы_современности Общество и культура Слово «культура» используется столь же часто, как и слова «общество* и «природа». При этом под культурой чаще всего понимают какие-либо достижения человечества в духовной области: художественные творения, научные открытия, а также уровень духовных запросов отдельного человека, его достойное поведение. Культурный человек — это человек образованный, обладающий хорошим вкусом, владеющий литературным языком, интересующийся высокохудожественными произведениями искусства и т. п. Такое толкование культуры вполне уместно. Однако, как и в случае с обществом, это понятие многосмысловое. Рассуждая о взаимодействии общества и природы, мы уже упомянули о культуре, определив её как сотворённую человеком «вторую природу». Таким образом, в наиболее широком смысле слова культура охватывает все виды преобразующей деятельности человека, направленные не только на внешнюю среду, но и на него самого. Это более соответствует первоначальному смыслу данного слова, которое происходит от латинского cultura — возделывание, воспитание, образование. Что же мы отнесём к созданному, «возделанному» человеком? Это и построенные здания, и написанные книги, и засеянные поля, и средства связи и коммуникации, и сложившиеся традиции, и общепринятые моральные нормы, и личные убеждения, и многое, многое другое. Таким образом, мир культуры — это и материальные, и духовные результаты деятельности человека. Из сказанного очевидно: без культуры мы не были бы людьми, а оставались лишь сообществом особей определённого биологического вида. Люди действуют на основе культурных норм (морали, права, обычаев и традиций), меняются под воздействием культурных ценностей (вспомним «воспитательный» смысл слова «культура»), накапливают и передают другим поколениям достижения культуры, создают её новые формы и значения. Даже естественные проявления нашей жизни преображаются под влиянием культуры. Например, потребность в пище мы удовлетворяем именно теми способами, которые закреплены в современном обществе определёнными нормами: в большинстве случаев мы покупаем продукты в магазине (кто-то использует возможности личного хозяйства), обрабатываем (если это не готовый продукт) их на плите, в печи, подаём приготовленное блюдо на тарелке и едим его, используя по крайней мере ложки. Культура характеризуется историчностью и огромным многообразием. Для более глубокого изучения мира культуры исследователи выделяют её типы, формы, компоненты и создают различные классификации. Общепринятым является деление культуры на материальную (здания, транспортные средства, предметы быта, приборы и оборудование и т. п.) и духовную (знания, язык, символы, ценности, правила и нормы и многое другое). Это деление достаточно условно. Понятно, что за каждой вполне материальной вещью стоят определённые формы организации труда, замысел создателей, нередко сложные расчёты и математические выкладки, т. е. явления, относящиеся к духовной культуре. В то же время плоды духовной деятельности чаще всего овеществляются: художественные образы оживают на страницах книги, религиозная идея воплощается в строительстве храма. Множество народов, населявших нашу планету в прошлом и живущих сегодня, отличались и отличаются друг от друга прежде всего своей самобытной культурой. И это относится не только к языковым различиям, религиозным взглядам или художественному творчеству. Своеобразие проявляется в традициях и обрядах, в семейном укладе и отношении к детям, в манере общения и предпочтениях в еде и во многом другом. При этом понять отдельные элементы культуры конкретного общества можно только в рамках всей его культуры. Один американский социолог приводит следующий пример: люди западных стран отличаются особо трепетным отношением к гигиене полости рта. На взгляд представителя другой культуры ритуал регулярной чистки зубов «пучком щетины с нанесённым магическим порошком» выглядит не менее странно, чем обычай некоторых племён выбивать у себя передние зубы для красоты или с той же целью выпячивать губы с помощью особых пластин. Вместе с тем исследователи, изучавшие культуры различных народов, пришли к выводу, что всем культурам присущи некоторые общие черты или формы. Их назвали культурными универсалиями. К ним, в частности, относится наличие языка с определённым грамматическим строем, институт брака и семьи, религиозные ритуалы. Во всех культурах есть нормы, связанные с заботой о детях. Почти у всех народов существует запрет на инцест — сексуальные отношения между близкими родственниками. Но даже эти немногочисленные универсалии по-своему преломляются в культуре разных обществ. Так, большинство из них сегодня отвергает многожёнство, в то время как в ряде мусульманских стран это узаконенная норма. О многих культурах «внутри» национальной культуры вы узнаете из последующих глав учебника. https://xn--24-6kct3an.xn--p1ai/%D0%9E%D0%B1%D1%89%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5_10_%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%81_%D0%91%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D0%BB%D1%8E%D0%B1%D0%BE%D0%B2/1.1.html Американский социолог Нейл Смелзер считал, что "культура" - это главное понятие социологии. Я с ним не согласен. По моему мнению, главные понятия социологии - это понятия "конфликт" и "контроль". Но я списал у Смелзера параграф "Культура". К этому параграфу я добавил теорию Зиммеля о моде. https://ru.wikibooks.org/wiki/Интересное_обществознание/Культура § 1. Что такое общество (окончание) Науки об обществе Общественная жизнь, как мы уже убедились, сложна и многогранна, поэтому её изучают многие науки, получившие название общественных (история, философия, социология, политология, правоведение, этика, эстетика и др.). Каждая из них рассматривает определённую область общественной жизни. Так, юриспруденция исследует сущность и историю государства и права. Предметом этики являются нормы морали, эстетики — законы искусства, художественного творчества людей. Наиболее общие знания об обществе в целом дают такие науки, как философия и социология. Мы уже отмечали, что общество в сравнении с природой имеет свою специфику. «Во всех областях природы... господствует определённая закономерность, независимая от существования мыслящего человечества», — писал крупнейший учёный-физик М. Планк (1858—1947). Общество же — это не что иное, как совокупность людей, наделённых волей и сознанием, совершающих действия и поступки под влиянием определённых интересов, мотивов, настроений. Действуют ли в социальной действительности объективные, т. е. независимые от сознания людей, законы развития? Можно ли изучать общественную жизнь, отвлекаясь от многообразия взглядов, интересов, намерений людей? Если нет, то можно ли признать обществознание наукой, дающей точные и объективные знания о мире? Эти вопросы давно встали перед исследователями общественной жизни. И ответы на них давались и даются различные. Так, некоторые философы исходят из того, что социальные явления подчиняются законам, общим для всей действительности, и в их познании можно использовать точные методы социального исследования, а социология как наука должна быть свободна от связей с идеологией, что требует отделения в ходе конкретного исследования реальных фактов от их субъективных оценок. В рамках другого философского направления предпринята попытка устранить противостояние объективных явлений и познающего их человека. Сторонники этого направления стремятся осмыслить социальный мир в соотнесении с целями, идеями и мотивами реально действующих людей. Таким образом, в центре изучения оказываются сам «переживающий» человек и его восприятие мира через призму отношения к нему индивида. Кто же прав в этом споре? Не будем спешить с ответами. Словарь Общественные отношения — отношения, которые складываются между людьми в процессе их совместной деятельности. Общество — обособившаяся от природы часть материального мира, представляющая собой исторически развивающуюся форму жизнедеятельности людей. Практические выводы 1. Изучая общество, следует помнить: первым условием выработки собственной позиции по различным вопросам общественного развития является понимание того, что социальные проблемы возникают и решаются в результате взаимодействия индивидов, групп, организаций. Важно разобраться в направленности совместных действий людей, выявить характер отношений между ними. 2. Изучая общество, нельзя забывать, что оно во многом зависит от природы. Природные условия, в которых находятся разные страны и народы, космические явления, стихийные бедствия, имеющие разрушительные последствия, эпидемии, охватывающие целые континенты, — всё это оказывает воздействие на жизнь общества. Но нельзя не учитывать и результатов воздействия общества на природную среду, имеющих гибельные последствия для человечества. 3. Культура даёт возможность обществу противостоять опасностям. Чем лучше человек владеет достижениями культуры, тем успешнее он способен решать возникающие перед ним задачи. 4. Общественные науки не только позволяют удовлетворить присущую людям любознательность, но и помогают человеку, овладевшему их основами, ориентироваться в сложном, быстро меняющемся мире, точнее определять возможности и пути достижения успеха в жизни и деятельности. Документ Размышления об обществе русского социолога, основоположника отечественной и американской социологических школ П. А. Сорокина (1889—1968) из книги «Человек. Цивилизация. Общество». Раз мы говорим об обществе, тем самым мы предполагаем наличность не одной единицы, не одного существа, а по меньшей мере нескольких. Единица общества не составляет. Значит, общество означает прежде всего совокупность нескольких единиц (индивидов, существ, особей). Теперь представим себе, что эти единицы (индивиды, особи) абсолютно закупорены и не имеют никаких сношений друг с другом. Будет ли в этом случае налицо общество? Очевидно, нет. Отсюда вывод: общество не только означает совокупность нескольких единиц (особей, индивидов и т. д.), но и предполагает, что эти единицы не изолированы друг от друга, а находятся между собой в процессе взаимодействия, то есть оказывают друг на друга то или иное влияние, соприкасаются друг с другом и имеют между собой ту или иную связь. Иными словами, понятие общества предполагает не только наличность нескольких единиц, но требуется ещё, чтобы единицы взаимодействовали между собой. ...Все взаимодействующие центры и все процессы взаимодействия можно разделить на три основные формы: 1) «неорганические» взаимодействующие центры и взаимодействие физико-химическое (мир неорганический), изучаемые физико-химическими науками; 2) живые «органические» взаимодействующие центры и взаимодействие биологическое (мир органический, явления жизни), изучаемые биологическими науками; 3) наконец, взаимодействующие центры, одарённые психикой, сознанием, и взаимодействие психическое, то есть обмен идеями, чувствами, волевыми актами (явления культуры, мир социальности), изучаемые социальными науками. https://xn--24-6kct3an.xn--p1ai/%D0%9E%D0%B1%D1%89%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5_10_%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%81_%D0%91%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D0%BB%D1%8E%D0%B1%D0%BE%D0%B2/1.2.html Я не переливал из пустого в порожнее , а изложил сущность четырнадцати наук — социологии, политологии, формальной логики, теории познания, философии, психологии, религиоведения, этики, педагогики, антропологии, культурологии, экологии, права и экономики, которые входят в курс обществознания. Кстати, именно в такой последовательности располагаются эти науки в списке моих научных интересов, то есть наибольший интерес представляет для меня социология, а наименьший — экономика. 1. Социологии я посвятил целую главу (11 параграфов). Я списал эту главу из американского учебника Смелзера. "Социальная структура" с изложением теории Огюста Конта. https://ru.wikibooks.org/wiki/Интересное_обществознание/Социальная_структура Развитие академической социологии в 19-20 вв https://ru.wikibooks.org/wiki/Интересное_обществознание/Развитие_академической_социологии_в_19-20_вв 2. Истории философии я посвятил целую главу (4 параграфа). Я списал эту главу из учебника Бертрана Рассела. 3. Политологии я посвятил целую главу (14 параграфов). 4. Психологии я посвятил 7 параграфов. 5. Праву я посвятил целую главу (10 параграфов). Я изложил Конституцию и 7 кодексов (уголовный кодекс, уголовно-процессуальный кодекс, уголовно-исполнительный кодекс, административный кодекс, гражданский кодекс, семейный кодекс, трудовой кодекс ) Самый интересный параграф в этой главе - это теория Фуко о тюремной реформе. https://ru.wikibooks.org/wiki/Интересное_обществознание/Мишель_Фуко_о_тюремной_реформе 6. Экономике я посвятил целую главу (15 параграфов).Эту главу я списал с учебника Игоря Липсица с его согласия. Он любезно согласился стать моим соавтором. 7. Формальной логике я посвятил половину параграфа. https://ru.wikibooks.org/wiki/Интересное_обществознание/Древнегреческая_диалектика_и_формальная_логика 8. Теории познания я посвятил 5 параграфов. 9. Религиоведению я посвятил 1 параграф, где я изложил содержание своей дипломной работы при окончании философского факультета "Механизм религиозного контроля", научный руководитель - Всеволод Иванович Колосницын. Здесь я изложил теорию Макса Вебера о протестантской этике и духе капитализма. https://ru.wikibooks.org/wiki/Интересное_обществознание/Механизм_религиозного_контроля Изменено 1 ноября, 2023 пользователем Adler
frend Опубликовано 31 октября, 2023 Опубликовано 31 октября, 2023 Критикуй, не критикуй-все равно получишь....
Adler Опубликовано 1 ноября, 2023 Опубликовано 1 ноября, 2023 (изменено) § 2. Общество как сложная система Существует ли связь между разнообразными событиями и явлениями в жизни общества? Что придаёт устойчивость и предсказуемость развитию общества? Во второй части определения понятия «общество», приведённого в § 1, подчёркнута идея взаимосвязи людей и взаимодействия различных сфер общественной жизни. В философской литературе общество определяется как «динамическая система». Понятие «система» может показаться сложным, но есть смысл в нём разобраться, так как в мире немало объектов, которые охватываются этим понятием. Системами являются и наша Вселенная, и культура отдельного народа, и деятельность самого человека. Слово «система» греческого происхождения, означает «целое, составленное из частей», «совокупность». Таким образом, каждая система включает взаимодействующие части: подсистемы и элементы. Главное значение приобретают связи и отношения между частями системы. Динамические системы допускают различные изменения, развитие, возникновение новых и отмирание старых частей и связей между ними. Особенности социальной системы Каковы же характерные черты общества как системы? Чем эта система отличается от природных систем? В общественных науках выявлен ряд таких отличий. Во-первых, общество как система имеет сложный характер, поскольку включает в себя множество уровней, подсистем, элементов. Так, можно говорить о человеческом обществе в глобальном масштабе, об обществе в пределах одной страны, о различных общественных группах, в которые включён каждый человек (нация, класс, семья и т. п.). Макроструктура общества как системы состоит из четырёх подсистем, которыми являются основные сферы человеческой деятельности — материально-производственной, социальной, политической, духовной. Каждая из этих известных вам сфер имеет своё собственное сложное строение и сама является сложной системой. Так, политическая сфера выступает как система, включающая в себя большое число компонентов — государство, партии и т. п. Но государство, например, тоже является системой с множеством составляющих. Таким образом, любая из существующих сфер общества, являясь по отношению к обществу подсистемой, одновременно и сама выступает как достаточно сложная система. Поэтому можно говорить об иерархии систем, состоящих из ряда различных уровней. Иными словами, общество — это сложная система систем, своего рода суперсистема. Во-вторых, характерной чертой общества как системы является наличие в его составе разнокачественных элементов, как материальных (различных технических устройств, учреждений и т. п.), так и идеальных (ценностей, идей, традиций и т. п.). Например, экономическая сфера включает в себя предприятия, транспортные средства, сырьё и материалы, производственные товары и вместе с тем экономические знания, правила, ценности, образцы экономического поведения и многое другое. В-третьих, основным элементом общества как системы является человек, который обладает способностью постановки целей и выбора средств осуществления своей деятельности. Это делает социальные системы более изменчивыми, подвижными, чем природные. Общественная жизнь находится в постоянном изменении. Темпы и масштабы этих изменений могут быть различными; в истории человечества известны периоды, когда сложившийся порядок жизни не менялся в своих основах столетиями, но со временем темпы изменений стали нарастать. Из курса истории вы знаете, что в обществах, существовавших в различные эпохи, происходили те или иные качественные изменения, в то время как природные системы тех периодов существенных изменений не претерпевали. Этот факт свидетельствует о том, что общество — динамичная система, обладающая свойством, которое в науке выражается понятиями «изменение», «развитие», «прогресс», «регресс», «эволюция», «революция» и т. д. Следовательно, человек — это универсальный элемент всех социальных систем, поскольку он непременно включён в каждую из них. Как и любая система, общество представляет собой упорядоченную целостность. Это означает, что компоненты системы не находятся в беспорядке, а, напротив, занимают внутри системы определённое положение и определённым образом связаны с другими компонентами. Следовательно, система обладает интегративным качеством, которое присуще ей как единому целому. Ни один из компонентов системы, рассматриваемый в отдельности, этим качеством не обладает. Оно, это качество, — результат интеграции и взаимосвязи всех компонентов системы. Так же как отдельные органы человека (сердце, желудок, печень и т. д.) не обладают свойствами человека, так и экономика, система здравоохранения, государство и другие элементы общества не имеют тех качеств, которые присущи обществу в целом. И только благодаря многообразным связям, существующим между компонентами социальной системы, она превращается в единое целое, т. е. в общество (как благодаря взаимодействию различных человеческих органов существует единый организм человека). Проиллюстрировать связи между подсистемами и элементами общества можно различными примерами. Изучение далёкого прошлого человечества позволило учёным сделать вывод о том, что нравственные отношения людей в условиях первобытности строились на коллективистских началах, т. е., говоря современным языком, приоритет всегда отдавался коллективу, а не отдельному индивиду. Известно также, что моральные нормы, существовавшие у многих племён в те архаические времена, допускали убийство слабых членов рода — больных детей, стариков — и даже людоедство. Повлияли ли на эти представления и взгляды людей о пределах морально допустимого реальные материальные условия их существования? Ответ ясен: бесспорно, повлияли. Необходимость сообща добывать материальные блага, обречённость на скорую гибель человека, оторвавшегося от рода, и заложили основы коллективистской морали. Руководствуясь теми же способами борьбы за существование и выживание, люди не считали безнравственным освобождаться и от тех, кто мог стать обузой для коллектива. Другим примером может быть связь правовых норм и социально-экономических отношений. Обратимся к известным историческим фактам. В своде законов Древнерусского государства — Русской Правде предусмотрены различные наказания за убийство. При этом мера наказания определялась в первую очередь местом человека в системе иерархических отношений, его принадлежностью к тому или иному социальному слою или группе. Так, штраф за убийство тиуна (управителя) был огромен: он составлял 80 гривен и равнялся стоимости 80 волов или 400 баранов. Жизнь смерда или холопа оценивалась в 5 гривен, т. е. в 16 раз дешевле. Интегральные, т. е. общие, присущие всей системе, качества любой системы не являются простой суммой качеств, её составляющих, а представляют новое качество, возникшее в результате взаимосвязи, взаимодействия входящих в неё компонентов. В самом общем виде это качество общества как социальной системы — способность создавать все необходимые условия для своего существования, производить всё потребное для коллективной жизни людей. В философии самодостаточность рассматривается в качестве главного отличия общества от составляющих его частей. Как органы человека не могут существовать вне целостного организма, так не может существовать ни одна из подсистем общества вне целого — общества как системы. Ещё одна черта общества как системы заключается в том, что эта система относится к числу самоуправляемых. Управленческую функцию выполняет политическая подсистема, придающая согласованность всем компонентам, образующим социальную целостность. Любая система, будь то техническая (агрегат с автоматической системой управления), или биологическая (животное), или социальная (общество), находится в определённой среде, с которой она взаимодействует. Средой социальной системы любой страны является как природа, так и мировое сообщество. Изменения в состоянии природной среды, события в мировом сообществе, на международной арене являются своего рода сигналами, на которые общество должно реагировать. Обычно оно стремится либо адаптироваться к изменениям, происходящим в среде, либо адаптировать среду к своим потребностям. Другими словами, система реагирует на сигналы тем или иным образом. При этом она реализует свои основные функции: адаптации; целедостижения, т. е. способности поддерживать свою целостность, обеспечивающую реализацию её задач, влияя на окружающую природную и социальную среду; поддержания образца — способности сохранять свою внутреннюю структуру; интеграции — способности интегрировать, т. е. включать новые части, новые общественные образования (явления, процессы и т. п.) в единое целое. Ну и болтология в параграфе у Боголюбова! Пересказать это ученику невозможно. Потому что Боголюбов списывал у советских авторов, а нужно списывать у западных классиков. В частности, этот вопрос нужно списывать у американца Людвига фон Берталанфи, там всё ясно, понятно и легко пересказывать. Прогрессивное развитие общества. Система – это сумма элементов и связей между ними. Развитие системы – это усложнение или упрощение системы. Прогресс – это усложнение системы, появление в системе новых связей и элементов. Регресс – это упрощение системы, исчезновение из неё связей и элементов. Таким образом, прогресс и регресс – это два противоположных видов развития. Цикл – это чередование прогресса и регресса. Вывод: Общество в целом развивается прогрессивно. Эта аксиома доказывается огромной суммой фактов прогрессивного развития орудий труда, функций мышления, появления всё новых и новых групп и организаций, роста научных знаний, видов социальных конфликтов и видов социального контроля, новых общественных формаций, как ступеней развития общества. Теория открытых систем. Водонапорная башня в разрезе: 1-насосная, 2-резервуар с водой, 3-потребители воды. Людвиг фон Берталанфи создал теорию открытых систем в биологии, а затем попытался создать общую теорию систем [3], но этот замысел не был выполнен до конца. Годы его жизни: 1901-1972. Он работал в университетах Австрии, США, Канады. Примеры открытых систем – это водонапорная башня, биологический организм, общество. Открытая система - это система, которая имеет вход и выход, обменивается с окружающей средой веществом и энергией и поддерживает внутреннее равновесие. : Например, водонапорная башня имеет вход и выход воды, с помощью простейшей автоматики, без участия человека в баке этой башни поддерживается равновесие – примерно одинаковый уровень воды. Человек тоже в здоровом состоянии поддерживает равновесие в форме постоянной температуры тела независимо от температуры окружающей среды. Берталанфи успешно применил принцип теории открытых систем для анализа ряда биологических проблем – тканевого питания, соотношения обмена веществ и роста у животных, эмбрионального развития. Поддержание равновесия происходит с помощью механизма прямой и обратной связи между регулятором и объектом регуляции. Гомеостаз – это процесс поддержания равновесия. Понятие гомеостаз ввел в науку американский физиолог У. Кэннон. Главная мысль общей теории систем Берталанфи состоит в том, что существует подобие, то есть изоморфизм, различных систем в обществе, технике и живой природе, поэтому необходимо построить классификацию всех этих систем независимо от области распространения. Эту задачу пытались выполнить многие учёные, но до конца эта задача так и не была выполнена. Общество имеет вход и выход и поддерживает внутреннее равновесие. Окружающей средой для общества служит природа. На входе в общество можно выделить полезные ископаемые и природные ресурсы (земля, питьевая вода). На выходе из общества можно выделить различные отходы производства. Нарушение внутреннего равновесия происходит по различным причинам – по причине недостатка ресурсов на входе, из-за чрезмерного роста населения, из-за резкого изменения окружающей среды – климата, экологической обстановки и глобальных проблем. Нарушение равновесия приводит к голоду, революции, гражданской войне, когда люди убивают друг друга за кусок хлеба и войнам между государствами в погоне за исчезающими ресурсами. По закону вызова и ответа Арнольда Тойнби, причины нарушения равновесия – это вызов для общества, на который элита, т. е. лучшие люди, правящий слой, должна найти ответ, то есть решить проблему с дефицитом ресурсов на входе. Если ответ удачный, то цивилизация расцветает и учит другие цивилизации этому изобретению, Если ответа нет или он неудачный, то цивилизация погибает, и правильный ответ ищут другие более удачливые цивилизации. Правильный ответ может означать находку заменителя для дефицитного ресурса, повышение урожайности с помощью полива, изобретение новой сельскохозяйственной техники и химических удобрений. Ограничение рождаемости происходит или естественным путём в результате голода, эпидемий и войн или с помощью искусственных способов, например, с помощью налога на второго ребёнка как в современном Китае. Тысячелетняя история Китая можно разделить на циклы, каждый из которых длится примерно 300 лет. Последний цикл в Китае закончился в середине 20 века. В начале цикла начинается быстрый рост населения, люди распахивают всю землю под пашню, даже строят террасы в горах и грядки на плотах в болотах, но всё равно земли катастрофически не хватает. Территория Китая ограничена со всех сторон – морями, горами, лесами и степями, непригодными для земледелия, и устроить миграцию в другую страну было очень трудно. Быстрый рост населения в Китае при недостатке земельных ресурсов в конце цикла приводил к катастрофе – гражданской войне, совпадающей иногда с иноземным нашествием гуннов, монголов или европейцев. В результате большая часть китайцев погибала в конце цикла, и в Китае начинается новый цикл и новый быстрый рост населения. https://ru.wikibooks.org/wiki/Интересное_обществознание/Прогрессивное_развитие_социальной_системы._Формации § 2. Общество как сложная система (продолжение) Социальные институты Важнейшим компонентом общества как системы являются социальные институты. Слово «институт» в переводе с латинского institutum означает «установление». В русском языке оно часто используется для обозначения высших учебных заведений. Кроме того, как вы знаете из курса основной школы, в области права слово «институт» означает совокупность норм права, регулирующих одно общественное отношение или несколько отношений, связанных друг с другом (например, институт брака). В социологии социальными институтами называют исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности, регулируемой нормами, традициями, обычаями и направленной на удовлетворение фундаментальных потребностей общества. Это определение, к которому целесообразно вернуться, прочитав до конца учебный материал по данному вопросу, мы рассмотрим, опираясь на понятие «деятельность» (см. § 1). В истории общества сложились устойчивые виды деятельности, направленные на удовлетворение важнейших жизненных потребностей. Соответственно потребностям в обществе сложились и виды деятельности, которые, в свою очередь, вызвали необходимость организации, упорядочения, создания определённых учреждений и иных структур, выработки правил, обеспечивающих достижение ожидаемого результата. Этим условиям успешного осуществления главных видов деятельности отвечали исторически сложившиеся социальные институты. Каждый из этих институтов объединяет большие массы людей для удовлетворения той или иной потребности и достижения определённой цели личного, группового или общественного характера. Возникновение социальных институтов привело к закреплению конкретных видов взаимодействия, сделало их постоянными и обязательными для всех членов данного общества. Итак, социальный институт — это прежде всего совокупность лиц, занятых определённым видом деятельности и обеспечивающих в процессе этой деятельности удовлетворение определённой значимой для общества потребности (например, все работники системы образования). Далее, институт закреплён системой правовых и нравственных норм, традиций и обычаев, регулирующих соответствующие типы поведения. (Вспомните, например, какие социальные нормы регулируют поведение людей в семье.) Ещё одна характерная черта социального института — наличие учреждений, снабжённых определёнными материальными средствами, необходимыми для какого-либо вида деятельности. Любой из названных институтов интегрирован в социально-политическую, правовую, ценностную структуру общества, что позволяет узаконить деятельность данного института и осуществлять контроль за нею. Социальный институт стабилизирует социальные отношения, вносит согласованность в действия членов общества. Для социального института характерно чёткое разграничение функций каждого из субъектов взаимодействия, согласованность их действий, высокий уровень регуляции и контроля. (Подумайте, как эти черты социального института проявляются в системе образования, в частности в школе.) Рассмотрим основные признаки социального института на примере такого важного института общества, как семья. Прежде всего каждая семья — это основанная на интимности и эмоциональной привязанности небольшая группа людей, связанных узами брака (супруги) и кровного родства (родители и дети). Потребность в создании семьи — одна из фундаментальных, т.е. основополагающих, потребностей человека. Вместе с тем семья выполняет в обществе важные функции: рождение и воспитание детей, экономическую поддержку малолетних и нетрудоспособных и многое другое. Каждый член семьи занимает в ней своё особое положение, предполагающее соответствующее поведение: родители (или один из них) обеспечивают средства к существованию, ведут домашние дела, занимаются воспитанием детей. Дети, в свою очередь, учатся, помогают по дому. Такое поведение регулируется не только внутрисемейными правилами, но и общественными нормами: моралью и правом. Так, общественная мораль осуждает отсутствие заботы старших членов семьи о младших. Закон закрепляет ответственность и обязательства супругов по отношению друг к другу, к детям, совершеннолетних детей к престарелым родителям. Создание семьи, основные вехи семейной жизни сопровождаются установившимися в обществе традициями и обрядами. Например, во многих странах брачный ритуал включает обмен супругов обручальными кольцами. Наличие социальных институтов делает поведение людей более предсказуемым, а общество в целом более устойчивым. Помимо главных социальных институтов, существуют и неглавные. Так, если главным политическим институтом является государство, то неглавными — институт судебной власти и т.п. Наличие социальных институтов надёжно обеспечивает регулярное, самовозобновляющееся удовлетворение жизненно важных потребностей. Социальный институт делает связи между людьми не случайными и не хаотичными, а постоянными, надёжными, устойчивыми. Институциональное взаимодействие — это хорошо отлаженный порядок социальной жизни в основных сферах жизнедеятельности людей. Чем больше социальных нужд удовлетворяется социальными институтами, тем более развито общество. Поскольку в ходе исторического процесса возникают новые потребности и условия, постольку появляются новые виды деятельности и соответствующие связи. Общество заинтересовано в придании им упорядоченности, нормативного характера, т. е. в их институциализации. Так, в России в результате реформ конца XX в. появился, например, такой вид деятельности, как предпринимательство. Упорядочение этой деятельности привело к возникновению различных видов фирм, потребовало издания законов, регулирующих предпринимательскую деятельность, способствовало становлению соответствующих традиций. В политической жизни нашей страны возникли институты парламентаризма, многопартийности, институт президентства. Принципы и правила их функционирования закреплены в Конституции Российской Федерации, соответствующих законах. Таким же образом происходила институциализация других возникших за последние десятилетия видов деятельности. Бывает, что развитие общества требует модернизации деятельности социальных институтов, исторически сложившихся в предшествующие периоды. Например, в изменившихся условиях возникла необходимость по-новому решать проблемы приобщения к культуре молодого поколения. Отсюда предпринятые шаги по модернизации института образования, в результате которых произошла институциализация Единого государственного экзамена, новых образовательных стандартов. Итак, мы можем вернуться к определению, данному в начале этой части параграфа. Подумайте, что характеризует социальные институты как высокоорганизованные системы. Почему их структура устойчива? Какое значение имеет глубокая интеграция их элементов? В чём заключается многообразие, гибкость, динамичность их функций? Опять у Боголюбова болтология, потому что не у тех списывал. Вместо советских авторов я списывал у основателя социологии Огюста Конта. Место социологии среди других наук. Конт открыл основной закон развития познания, который проявляется в том, что познание проходит через три теоретических состояния [3] теология, метафизика, позитивная наука. Проще говоря, сначала человек для объяснения грозных сил природы использует образ бога, затем – абстрактные отвлечённые идеи природы, материи, абсолютной идеи, и наконец, он ограничивается наблюдениями конкретной реальности и установлением законов природы. Позитивист отказывается от поиска метафизических конечных причин и истин в последней инстанции, отказывается давать бесполезные абстрактно-схоластические определения материи и движения, отказывается от поиска причины и предназначения Вселенной. Лозунг третьего этапа: «Ближе к жизни! Нужны прогнозы и результаты!». Философия, как физика и биология, должна выйти на третий этап и стать социологией, хотя некоторые отсталые философы и сегодня остаются на втором этапе и продолжают «вещать» со свалки истории. Призыв Конта привёл к подлинной научной революции в философии. Конт построил иерархию, лестницу наук, где каждая последующая ступень опирается на предыдущую ступень: [4] математика, астрономия, физика, химия, биология, социология. Таким образом, социология опирается на биологию. Кстати, такая школа в академической социологии, как социал-дарвинизм, пыталась применить биологическую теорию Дарвина к обществу. Конт презирал историческую науку, как чисто описательную, и историков, как безвестных «подёнщиков науки», погружённых в сомнительную учёность, которых презирает всякий, кто одним махом постиг самый главный закон становления истории. Начало 19 века – это переломный момент, когда заканчивается период теологического военного общества и начинается второй период научного индустриального общества, Во втором периоде учёные заменяют жрецов и теологов, предприниматели заменяют военных. Этот строй будет построен сначала в Европе, а затем во всём мире. Таким образом, Конт предсказал пришествие нового этапа развития общества – капитализма. Существует три уровня теоретического обобщения в социологии: Академическая социология или макросоциология, к которой, например, относятся функционализм, школа конфликта, символический интеракционизм, социал-дарвинизм и так далее. Теории среднего уровня, например, теории о причинах самоубийств, преступности, теория малых групп и так далее. Прикладные исследования или микросоциология, например, опросы общественного мнения. Статика и динамика как два состояния социальной структуры Эти понятия ввёл Конт. Статика – это социальная структура или анатомия социального организма на данный исторический момент, как система организаций, которые напоминают органы в организме. Динамика – это описание последовательности этапов развития структуры социального организма, то есть описание появления всё новых и новых организаций и групп. Каждая из организаций имеет свою функцию в обществе. По мнению Старикова, существует одиннадцать основных групп и организаций в обществе, которые были изобретены по очереди в процессе истории: Семья. Она имеет функцию производства здорового потомства. Семья была изобретена в период зарождения первобытного общества. Семья, род и племя построены на моральном контроле. Между племенами часто вспыхивали войны. Производственная организация. Её функция – это производство жизненных благ – пищи, одежды, жилья и так далее. Исторически первыми формами производства были скотоводство и земледелие, затем возникли ремесло и машинное производство. В производственной организации применялись самые эффективные на тот момент формы контроля, например, при первобытном обществе – моральный контроль, при рабовладении – вооружённый контроль, при феодализме – административный контроль, при капитализме – экономический контроль. Армия. Она была изобретена в период заката первобытного общества (в период военной демократии). Она имеет функцию вести войну, то есть защищать границы национальной территории от агрессора и завоевывать чужую территорию. Армия первоначально была построена на моральном контроле, затем - на вооружённом контроле, а затем на административном контроле. Правоохранительные органы – суд, полиция, тюрьма. Они были изобретены в период рабовладения. Их функция – поддержание общественного порядка, то есть осуществление вооружённого контроля правительства над гражданами, осуществление системы уголовного права. Позднее правоохранительные органы кроме телесных наказаний стали применять административные и экономические санкции. Правоохранительные органы построены на административном контроле руководителя над своими сотрудниками. Тюрьма построена на вооружённом контроле, когда охрана имеет право применять телесные наказания против заключённых. Полиция находится в состоянии войны с преступными организациями. Преступные организации – это запасной центр власти, который усиливается в случае временного ослабления полиции и законной власти правительства. Преступные организации находятся в состоянии войны друг с другом и часто против полиции. Бюрократия. Она имеет функцию собирать налоги и иногда – руководить общественными работами, то есть строить каналы, дамбы и так далее. Хозяйственная функция бюрократии является крайне неэффективной формой использования рабочей силы по сравнению с системой частного предпринимательства, построенной на экономическом контроле. Бюрократия построена на административном контроле. Для осуществления сбора налогов в Древнем Египте были изобретены письменность и кадастр (книга налогоплательщиков). Бюрократия возникла при рабовладении. Правительство. Оно имеет функцию административно контролировать деятельность армии, бюрократии и правоохранительных органов. Иногда правительство контролирует систему образования и церковь. Теократия, наоборот, означает форму правления, при которой церковь контролирует правительство. Правительство построено на административном контроле своих сотрудников. Сегодня в условиях представительной демократии верховная власть состоит из трёх ветвей – законодательной, исполнительной и судебной, которые независимы друг от друга. Церковь и секты. Эти религиозные организации имеют функцию утешать страх верующих перед смертью и убеждать их в необходимости существования системы социального контроля, в необходимости покорности контролёрам. Церковь, как религиозная организация, была впервые построена в буддизме, христианстве и исламе. Церковь, как религиозная организация построена на административном контроле своих сотрудников – священников. Иногда церковь применяла телесные наказания против своих противников – еретиков. Иногда церковь организовывала религиозные войны и крестовые походы против конкурентов. Церковь возникла в период заката рабовладения. Система образования. Она имеет функцию обучения (социализации) подрастающего поколения. Государственная система образования построена на административном контроле своих сотрудников. Система образования возникла при рабовладении. Система здравоохранения. Она имеет функцию лечения людей. Первые врачи появились при рабовладении. Медицинские организации построены на административном контроле. Искусство, средства массовой информации и культуры. Они имеет функцию удовлетворять эстетическую потребность и информировать людей, выполнять социализацию. Средства массовой информации и культуры находятся в состоянии конкуренции друг с другом. Корреспонденты вступают в полемику друг с другом в ходе борьбы за сферу влияния на читателей и зрителей. Отдельное средство массовой информации и культуры, например, отдельная газета или телевизионный канал, построено на экономическом и административном контроле руководителя над своими сотрудниками. Средства массовой информации и культуры были изобретены при капитализме. Наука. Она имеет функцию познания истины, производства изобретений и прогнозов. Наука была изобретена при рабовладении. Учёные конкурируют друг с другом в ходе научных дискуссий. Основные сферы жизни общества. Существует четыре главных сферы жизни общества: экономическая, политическая, социальная, культурная. Экономическая сфера включает производственные и торговые группы и организации. Эта сфера включает четыре главных вида деятельности: производство, распределение, обмен, потребление. Политическая сфера включает президента и его аппарат, правительство, парламент, систему местного самоуправления, армию, правоохранительные органы и бюрократию. Социальная сфера включает семью, систему здравоохранения, социальные слои и классы в их взаимодействии друг с другом. Культурная сфера включает церковь и секты, научные организации, систему образования, средства массовой информации и культуры, культурно-просветительские организации. Главные понятия социологии. Социальная структура – это система социальных групп и организаций, ролей и статусов. По мнению органической школы в академической социологии, общество похоже на организм человека, поэтому общество имеет потребности. Каждая социальная организация или группа напоминает какой-нибудь орган общества и удовлетворяет какую-нибудь потребность, выполняет какую-нибудь функцию. По мнению Валерия Старикова, общество – это прогрессивно развивающаяся открытая система, построенная на отношениях конфликта и контроля между различными типами личности.. Малая группа – это небольшое количество людей – от 2 до 15 человек, между которыми установлены отношения морального лидерства. По мнению Старикова, общество построено на неравенстве статусов людей, так как не может быть равенства между контролёром и объектом контроля. Группы людей в социальной иерархии (в пирамиде), расположенные друг над другом образуют страты (слои). Общество напоминает «слоёный пирог». Стратификация – это расслоение. Социальная мобильность – это перемещение людей по социальной «лестнице». Вертикальная мобильность – это перемещение людей вверх или вниз по социальной «лестнице» в течение жизни в зависимости от их способностей, например, рабочий стал сначала инженером, затем руководителем предприятия, затем министром, а в пенсионном возрасте стал сторожем. Горизонтальная мобильность – это перемещение по одной ступени социальной лестницы без изменения статуса, например, учащийся перешёл из восьмого класса одной школы в восьмой класс другой школы. https://ru.wikibooks.org/wiki/Интересное_обществознание/Социальная_структура § 2. Общество как сложная система (окончание) Словарь Социальная система — определённое целостное образование, основными элементами которого являются люди, их нормы и связи. Социальные институты — устойчивые формы организации совместной деятельности людей для удовлетворения определённой социальной потребности. Практические выводы 1. Общество — сверхсложная система, и, для того чтобы жить с ним в гармонии, необходимо приспособиться (адаптироваться) к нему. Иначе не избежать конфликтов, неудач в своей жизни и деятельности. Условием адаптации к современному обществу являются знания о нём, которые даёт курс обществознания. 2. Понять общество можно лишь при условии выявлений его качества как целостной системы. Для этого необходимо рассмотреть различные срезы структуры общества (основные сферы деятельности людей, совокупность социальных институтов, социальные группы), систематизирующие, интегрирующие связи между ними, особенности процесса управления в самоуправляющейся общественной системе. 3. В реальной жизни вам придётся взаимодействовать с различными социальными институтами. Чтобы сделать это взаимодействие успешным, необходимо знать цели и характер деятельности, оформившейся в интересующий вас социальный институт. В этом вам поможет изучение правовых норм, регулирующих данный вид деятельности. 4. В последующих разделах курса, характеризующих отдельные сферы деятельности людей, полезно повторно обращаться к содержанию данного параграфа, чтобы, опираясь на него, рассматривать каждую сферу как часть целостной системы. Это поможет понять роль и место каждой сферы, каждого социального института в развитии общества. Изменено 1 ноября, 2023 пользователем Adler
frend Опубликовано 2 ноября, 2023 Опубликовано 2 ноября, 2023 45 минут назад, Техрук сказал: Ну завалил своими трудами... Да пусть графоманит, всё равно в корзину, а то начнёт опять фотографии просить...
Караванщик Али Опубликовано 2 ноября, 2023 Опубликовано 2 ноября, 2023 Велика, однако, тяга человека остаться в истории. А сдохнет Википедия, умрет форум, и от трудов праведных и ночей бессонных останется один пшик... 1
frend Опубликовано 2 ноября, 2023 Опубликовано 2 ноября, 2023 8 часов назад, Караванщик Али сказал: Велика, однако, тяга человека остаться в истории. А сдохнет Википедия, умрет форум, и от трудов праведных и ночей бессонных останется один пшик... А это
Adler Опубликовано 2 ноября, 2023 Опубликовано 2 ноября, 2023 (изменено) 10 часов назад, Техрук сказал: Ну завалил своими трудами... Я только начал грузить. Я изложил 2 параграфа из 55 за 10 и 11 класс., а ты уже заныл. А каково нашим ученикам изучать и пересказывать этот бред? А каково нашим учителям преподавать эту галиматью, подавлять протесты учеников и давать хорошие результаты на ЕГЭ. Именно поэтому я всегда выбирал учебник Кравченко, а не Боголюбова. Учебник Кравченко намного короче - 20 параграфов за 10 и 11 класс. 9 часов назад, frend сказал: Да пусть графоманит, всё равно в корзину, а то начнёт опять фотографии просить... Так и всё преподавание по учебнику Боголюбова идёт в корзину, от этого преподавания нет никакой пользы, это вредительство. 8 часов назад, Караванщик Али сказал: Велика, однако, тяга человека остаться в истории. А сдохнет Википедия, умрет форум, и от трудов праведных и ночей бессонных останется один пшик... Я написал свой учебник не затем, чтобы остаться в истории, а потому что не смог преподавать по учебнику Боголюбова. Википедия бессмертна, Берфорум пусть сдохнет, невелика потеря. Разговор я веду строго по теме, а не про кроликов. Какие могут быть претензии? Если у вас нет мозгов что-то возразить по теме, то хотя бы задавайте вопросы по теме обществознания.А на другие реплики я просто не буду отвечать. Изменено 2 ноября, 2023 пользователем Adler
Караванщик Али Опубликовано 2 ноября, 2023 Опубликовано 2 ноября, 2023 42 минуты назад, Adler сказал: Не смог преподавать по учебнику Боголюбова. Может, корни этого из свердловской консерватории тянутся? 1
Adler Опубликовано 2 ноября, 2023 Опубликовано 2 ноября, 2023 (изменено) 54 минуты назад, Караванщик Али сказал: Может, корни этого из свердловской консерватории тянутся? Я окончил элитный философский факультет Уральского государственного университета, которого тебе не видать как своих ушей. Да, Ленина и Маркса я читал только на первом курсе философского факультета в 1978-1979 годах, а затем я возненавидел марксистскую схоластику и научный коммунизм, поэтому я занимался чем угодно - историей западной социологии, математической логикой, общей теорией систем, религиоведением, теорией конфликта и контроля, но только не марксизмом.Это и отразилось в моём учебнике. А другие послушно занимались марксистской схоластикой, писали фальшивые научные диссертации и фальшивые учебники. Пример такого фальшивого учебника - это учебник Боголюбова. Тебе нравится этот учебник? Тогда попробуй пересказать хоть один параграф из этого учебника и потом попробуй пересказать параграф из моего учебника. Почувствуй разницу. Изменено 2 ноября, 2023 пользователем Adler
Караванщик Али Опубликовано 2 ноября, 2023 Опубликовано 2 ноября, 2023 3 часа назад, Adler сказал: . Да, Ленина и Маркса я читал только на первом курсе философского факультета в 1978-1979 годах, а затем я возненавидел марксистскую схоластику и научный коммунизм, поэтому я занимался чем угодно - историей западной социологии, математической логикой, общей теорией систем, религиоведением, теорией конфликта и контроля, но только не марксизмом. Вот и объяснение. Недоучка, возомнивший себя гением Между прочим, на философских факультетах не только марксизм- ленинизм изучали. 1
frend Опубликовано 3 ноября, 2023 Опубликовано 3 ноября, 2023 6 часов назад, Караванщик Али сказал: Вот и объяснение. Недоучка, возомнивший себя гением Между прочим, на философских факультетах не только марксизм- ленинизм изучали. Это , того. Не зли элитного гения, а то фотографию запросит...
Караванщик Али Опубликовано 3 ноября, 2023 Опубликовано 3 ноября, 2023 Вангую: Адлер поступил на филфак (философский), скорее всего, на кафедру марксизьма-ленинизьма. Ибо, такая конфигурация больше всего в последние годы Софьи Власьевны сулила карьерный рост хоть по партийной, хоть хозяйственной деятельности. Даже в партию вступить пришлось. На партсобраниях, небось, выступать. Но, пока впереди маячила карьера - приходилось терпеть, приспосабливаться, конспектировать материалы съездов... Но как система рухнула вместе с перспективами, тут Адлер и возненавидел марксизм-ленинизм полной грудью за бесцельно потраченные годы и усилия.. Только этим я могу объяснить такую его инфернальную ненависть к Советской власти, КПСС.. Как жена люто ненавидит обманувшего ее мужа... Как вам такая версия?
frend Опубликовано 3 ноября, 2023 Опубликовано 3 ноября, 2023 (изменено) 37 минут назад, Караванщик Али сказал: Вангую: Адлер поступил на филфак (философский), скорее всего, на кафедру марксизьма-ленинизьма. Ибо, такая конфигурация больше всего в последние годы Софьи Власьевны сулила карьерный рост хоть по партийной, хоть хозяйственной деятельности. Даже в партию вступить пришлось. На партсобраниях, небось, выступать. Но, пока впереди маячила карьера - приходилось терпеть, приспосабливаться, конспектировать материалы съездов... Но как система рухнула вместе с перспективами, тут Адлер и возненавидел марксизм-ленинизм полной грудью за бесцельно потраченные годы и усилия.. Только этим я могу объяснить такую его инфернальную ненависть к Советской власти, КПСС.. Как жена люто ненавидит обманувшего ее мужа... Как вам такая версия? Не только имеет право на жизнь, но и вполне состоятельна... Но, портбилет он не сжёг...Чуть что-партия честь, совесть и ум нашей эпохи. Правда в вики следы останутся. Ну скажет- либералы клятые заставили, угрозой насилия... Изменено 3 ноября, 2023 пользователем frend
Караванщик Али Опубликовано 3 ноября, 2023 Опубликовано 3 ноября, 2023 30 минут назад, frend сказал: Правда в вики следы останутся Отмазка про либералов заставивших не прокатит! 1
Adler Опубликовано 3 ноября, 2023 Опубликовано 3 ноября, 2023 (изменено) 17 часов назад, Караванщик Али сказал: Вот и объяснение. Недоучка, возомнивший себя гением Между прочим, на философских факультетах не только марксизм- ленинизм изучали. Я же сказал, что успешно окончил философский факультет УрГУ, успешно сдал на 4 балла диалектический материализм, исторический материализм, научный коммунизм, историю философии, историю западной социологии, формальную и математическую логику и ещё несколько десятков предметов. В Березниках кроме меня философский факультет окончили Елена Сидорова и Мальгин. Только мы трое и имеем право преподавать социологию в БФ ПНИПУ, а остальные являются самоучками. Захаров по образованию был радиомеханик, Бакулин - историк, Пудовкина окончила институт культуры, Симанова - психолог, Шилов - историк, Кайгородов - историк. Они не имеют базового философского образования и являются самоучками. Поэтому так и преподают - строго по учебнику, не пригодному для преподавания. А ты сам то какое образование имеешь? Отвечать мне на чистоту! Ну ко в глаза мне смотреть! https://ok.ru/video/1571372731025?fromTime=508 Что-то очень ты мне напоминаешь преподавателя научного коммунизма, я их много в универе перевидал. Почём опиум для народа? https://ok.ru/video/1118039444195?fromTime=75 Изменено 3 ноября, 2023 пользователем Adler
Adler Опубликовано 3 ноября, 2023 Опубликовано 3 ноября, 2023 (изменено) 4 часа назад, Караванщик Али сказал: Вангую: Адлер поступил на филфак (философский), скорее всего, на кафедру марксизьма-ленинизьма. Ибо, такая конфигурация больше всего в последние годы Софьи Власьевны сулила карьерный рост хоть по партийной, хоть хозяйственной деятельности. Даже в партию вступить пришлось. На партсобраниях, небось, выступать. Но, пока впереди маячила карьера - приходилось терпеть, приспосабливаться, конспектировать материалы съездов... Но как система рухнула вместе с перспективами, тут Адлер и возненавидел марксизм-ленинизм полной грудью за бесцельно потраченные годы и усилия.. Только этим я могу объяснить такую его инфернальную ненависть к Советской власти, КПСС.. Как жена люто ненавидит обманувшего ее мужа... Как вам такая версия? Контингент на философском факультете при советской власти делился на 3 части: 1. Студенты имевшие искренний интерес к общественным наукам и мечтавшие стать ВУЗовским преподавателем философии и писать научные работы. 2. Партийные работники, мечтавшие стать третьим секретарём горкома КПСС (секретарём по идеологии). 3. Чокнутые, ищущие смысл жизни. Я относился к первой группе. 3 часа назад, Караванщик Али сказал: Отмазка про либералов заставивших не прокатит! Даже не мечтай. Ваш поезд ушёл в 1993 году. Осталось подождать когда вы сдохнете естественным путём. Вон Захаров уже умер, а Бакулина отправили на пенсию и уволили из Кировского университета. Я похоронил марксизм как научную теорию, а теперь пляшу на коммунистических гробах. Изменено 3 ноября, 2023 пользователем Adler
Караванщик Али Опубликовано 3 ноября, 2023 Опубликовано 3 ноября, 2023 7 минут назад, Adler сказал: Я относился к первой группе А в партию-то было зачем вступать, если ты еще тогда понял, что "марксизм-ленинизм" - это галиматья? Ты не мазохист, случаем? И да, ты не назвал кафедру. Получается, я угадал? 35 минут назад, Adler сказал: А ты сам то какое образование имеешь? Имею среде-специальное образование. Но я же не одержим желанием пёрнуть в вечность написать учебник по экономике...
Караванщик Али Опубликовано 3 ноября, 2023 Опубликовано 3 ноября, 2023 16 минут назад, Adler сказал: Осталось подождать когда вы сдохнете естественным путём А сам-то себя Кощеем Бессмертным считаешь? И да, желающий смерти кому-то, обычно подыхает первым, не дождавшись... 1
Рекомендуемые сообщения
Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь
Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий
Создать аккаунт
Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!
Регистрация нового пользователяВойти
Уже есть аккаунт? Войти в систему.
Войти