Перейти к содержанию

«Странная тема…».


GreyBeard

Рекомендуемые сообщения

Опубликовано

Да, да, за логико-смысловые модели, если не трудно ...

И, если соблаговолите, конечно, объяснить какие иные модели мы пользовали с давних времен до настоящее время, пока не существовало новых прогрессивных логико-смысловых инсинуаций?

  • Ответов 8.2 тыс
  • Создана
  • Последний ответ
Опубликовано
2 минуты назад, Караванщик Али сказал(а) :

Да, да, за логико-смысловые модели, если не трудно ...

И, если соблаговолите, конечно, объяснить какие иные модели мы пользовали с давних времен до настоящее время, пока не существовало новых прогрессивных логико-смысловых инсинуаций?

Только про модели и моделирование вы сами прочитайте плиз. Картинка не вставилась. Лучше пройдите по ссылке.))

https://systems-analysis.ru/modeling_process.html

 

Процесс моделирования

 

Спойлер

 

Процесс моделирования можно представить как переход от одного моделей одного класса к другому. Условно выделяют три больших класса моделей: когнитивные, содержательные и формальные модели. Они составляют три взаимосвязанных уровня моделирования, которые нельзя рассматривать изолированно один от другого. Взаимовлияние уровней моделирования связано со свойством потенциальности моделей. Создание любой модели сопряжено с появлением новых знаний об исследуемом объекте, что ведет к переоценке и уточнению концепций и взглядов на объект моделирования на разных уровнях. Данное обстоятельство приводит, в свою очередь, к пересмотру соответствующих содержательных и когнитивных моделей, обеспечивая спиральное развитие всех уровней моделирования исследуемого объекта.

 

Когнитивные и содержательные модели

При наблюдении за объектом-оригиналом в голове исследователя формируется некий мысленный образ объекта, его идеальная модель, которую в научной литературе принято называть когнитивной (мысленной, способствующей познанию). Формируя такую модель, исследователь, как правило, стремится ответить на конкретные вопросы, поэтому от бесконечно сложного устройства объекта отсекается все ненужное с целью получения его более компактного и лаконичного описания. Представление когнитивной модели на естественном языке называется содержательной моделью.

Когнитивные модели субъективны, так как формируются исследователем умозрительно на основе всех его предыдущих знаний и опыта. Получить представление о когнитивной модели можно только описав ее в знаковой форме. Нельзя утверждать, что когнитивные и содержательные модели эквивалентны, поскольку первые могут содержать элементы, которые исследователь не сможет или не хочет сформулировать. В то же время, если содержательная модель сформулирована кем-то другим или является продуктом коллективного творчества, то ее интерпретация, уровень понимания, степень доверия могут существенно изменяться в зависимости от того или иного интерпретатора. Содержательную модель часто называют технической постановкой проблемы.

По функциональному признаку и целям содержательные модели подразделяются на описательные, объяснительные и прогностические:

  • Описательной моделью можно назвать любое описание объекта.
  • Объяснительная модель позволяет ответить на вопрос, почему что-либо происходит.
  • Прогностическая модель должна описывать будущее поведение объекта. Можно заметить, что прогностическая модель не обязана включать в себя объяснительную.

Концептуальные модели

Концептуальной моделью принято называть содержательную модель, при формулировке которой используются понятия и представления предметных областей знания, занимающихся изучением объекта моделирования.

В более широком смысле под концептуальной моделью понимают содержательную модель, базирующуюся на определенной концепции или точке зрения. Выделяют три вида концептуальных моделей: логико-семантические, структурно-функциональные и причинно-следственные.

  • Логико-семантическая модель является описанием объекта в терминах и определениях соответствующих предметных областей знаний, включающим все известные логически непротиворечивые утверждения и факты. Анализ таких моделей осуществляется средствами логики с привлечением знаний, накопленных в соответствующих предметных областях.
  • При построении структурно-функциональной модели объект обычно рассматривается как целостная система, которую расчленяют на отдельные элементы или подсистемы. Части системы связываются структурными отношениями, описывающими подчиненность, логическую и временную последовательность решения отдельных задач. Для представления подобных моделей удобны различного рода схемы, карты и диаграммы.
  • Причинно-следственная модель часто используется для объяснения и прогнозирования поведения объекта. Данные модели ориентированы в основном на следующее: 1) выявление главных взаимосвязей между составными элементами изучаемого объекта; 2) определение того, как изменение одних факторов влияет на состояние компонентов модели; 3) понимание того, как в целом будет функционировать модель и будет ли она адекватно описывать динамику интересующих исследователя параметров.

Формальные модели

Формальная модель является представлением концептуальной модели с помощью одного или нескольких формальных языков (например, языков математических теорий, специальных языков моделирования или алгоритмических языков). В гуманитарных науках процесс моделирования во многих случаях заканчивается созданием концептуальной модели объекта. В естественно-научных дисциплинах, как правило, удается построить формальную модель.

Если значение содержательных и формальных моделей для процесса познания более или менее осознается исследователями, то роль когнитивных моделей часто недооценивается. Это связано с субъективностью таких моделей и скрытостью процесса мышления. Однако существуют объекты и процессы, для которых роль когнитивных моделей особенно велика. Например, оператор или лицо, принимающее решения, осуществляет управление объектом или процессом главным образом на основании собственных когнитивных моделей. Велика роль данного типа моделей и в социальных науках.

Математическое моделирование — это идеальное научное знаковое формальное моделирование, при котором описание объекта осуществляется на языке математики, а исследование модели проводится с использованием тех или иных математических методов.

Любая математическая модель, предназначенная для научных исследований, позволяет по заданным исходным данным найти значения интересующих исследователя параметров моделируемого объекта или явления. Поэтому можно предположить, что суть любой подобной модели заключается в отображении некоторого заданного множества назначений входных параметров на множество значений выходных параметров. Данное обстоятельство позволяет рассматривать математическую модель как некоторый математический оператор. Понятие оператора может трактоваться достаточно широко. Это может быть как некоторая функция, связывающая входные и выходные значения, так и отображение, представляющее символическую запись системы алгебраических, дифференциальных, интегродифференциальных или интегральных уравнений. Это может быть некоторый алгоритм, совокупность правил или таблиц, обеспечивающих нахождение (или установление) выходных параметров по заданным исходным значениям.

Определение математической модели через понятие оператора является более конструктивным с точки зрения построения классификации таких моделей, поскольку включает в себя все многообразие имеющихся в настоящее время математических моделей.

Преимущества математического моделирования в сравнении с натурным экспериментом:

  • экономичность (в частности, сбережение ресурсов реальной системы);
  • возможность моделирования гипотетических, то есть не реализованных в природе объектов;
  • возможность реализации режимов, опасных или трудновоспроизводимых в натуре;
  • возможность изменения масштаба времени;
  • простота многоаспектного анализа;
  • большая прогностическая сила вследствие возможности выявления общих закономерностей;
  • универсальность технического и программного обеспечения проводимой работы (системы программирования и пакеты прикладных программ широкого назначения).

Информационная модель — модель объекта, представленная в виде информации, описывающей существенные для данного рассмотрения параметры и переменные величины объекта, связи между ними, входы и выходы объекта и позволяющая путём подачи на модель информации об изменениях входных величин моделировать возможные состояния объекта.

 

 

 

А про логико- смысловое мышление позже напишу.)

Опубликовано
1 час назад, Караванщик Али сказал(а) :

Эльза, я же просил не ссылками, а своими двумя словами ...

Я так понял - своих слов у вас не нашлось .. ?

Мне нужно вам объяснять, что такое формальная логика и диалектическая логика? 

Кстати, и формальная логика и диалектика тоже были измышлены "кем-то".  Если вы об этом не знали.)

Опубликовано

Итак, к вопросу о логико - смысловом мышлении. Принцип - работать с большими блоками  информации. Используя визуальное представление. И учитывая несколько аспектов обрабатываемой информации сразу.  То есть смотреть на предмет мышления сразу с нескольких разных точек зрения. И, в отличие от формальной логики, учитывать смысловое наполнение понятий и терминов.  Так как формальная логика как раз игнорирует смысловое содержание до полного его отсутствия. И использует  абстрактные понятия, за которыми ничего не стоит.  Понятно?

Опубликовано
15 минут назад, Безобразная Эльза сказал(а) :

Принцип - работать с большими блоками  информации. Используя визуальное представление. И учитывая несколько аспектов обрабатываемой информации сразу.  То есть смотреть на предмет мышления сразу с нескольких разных точек зрения.

А что, раньше как-то не так все придумывалось, что ли?

Особливо в НИОКР. При разработке какого-либо проекта учитывались сразу несколько аспектов, характеристик, условий применения и пр. информации.

Или я опять что-то путаю?

Опубликовано

Видели, наверное, в фильмах, как работают с информацией всякие следователи, или супер-доктора работают, развешивая всякие стикеры везде, или приклеивая их на доску?  Стараясь учесть всевозможные аспекты проблемы.

Это называется - системный подход. Вот логико-смысловое мышление - это и есть системное мышление.

Системное мышление - это  мышление, строго учитывающее все положения системного подхода - всесторонность, взаимоувязанность, целостность, многоаспектность, учитывающее влияние всех значимых для данного рассмотрения систем и связей..

Опубликовано
1 минуту назад, Безобразная Эльза сказал(а) :

Системное мышление - это

Так это "научный подход" называется. Используется испокон веков...

А вы говорите - "открытие новой Америки" ...

Опубликовано
2 минуты назад, Караванщик Али сказал(а) :

А что, раньше как-то не так все придумывалось, что ли?

Особливо в НИОКР. При разработке какого-либо проекта учитывались сразу несколько аспектов, характеристик, условия применения и пр. информации.

Или я опять что-то путаю?

Да нет, в общем-то не путаете. Только системное мышление - это мышление на уровне всяких докторов наук. Для основной массы населения такой подход просто не был доступен, в силу отставания в интеллекте от научных работников. А сейчас это называется что-то вроде - школа 21 века. Если не ошибаюсь. То есть системный подход адаптирован для широких масс населения. Начиная со школьного.)

1 минуту назад, Караванщик Али сказал(а) :

Так это "научный подход" называется. Используется испокон веков...

А вы говорите - "открытие новой Америки" ...

Так кем используется???)

Опубликовано

Но есть и одно нововведение - опора мышления на ключевые смысловые понятия. То есть такое выражение, как  "Природа создала", уже не прокатит. Поскольку  за термином природа нет  никакого конкретного смыслового  наполнения.  

В общем - это качественно другое мышление.

Опубликовано
16 минут назад, Безобразная Эльза сказал(а) :

Только системное мышление - это мышление на уровне всяких докторов наук

Вот поспорю с вами...

Системному анализу (читай, мышлению) начинают учить (не в смысле только сейчас, а всегда, но в течение жизни конкретного человека) в ВУЗах.

По крайней мере - в советских ВУЗах...

Правда, не все студенты к этому относились серьезно...

Опубликовано
3 минуты назад, Караванщик Али сказал(а) :

Вот поспорю с вами...

Системному анализу (читай, мышлению) начинают учить (не в смысле только сейчас, а всегда, но в течение жизни конкретного человека) в ВУЗах.

По крайней мере - в советских ВУЗах...

Правда, не все студенты к этому относились серьезно...

Не знаю. Тогда бы формалисты и диалектики не били бы каждый себя копытами в грудь, доказывая  правильность и истинность именно их логик.))  А то читаешь таких товарисчей, и как-то и грустно и смешно.

Да и свой подход к познанию человека оцените хотя бы.К познанию сознания.  С точки зрения только одной науки - физиологии. Ну и где тут система? Где психология,  коллективное бессознательное, в частности? Культурный код, социология и конечно квантовая физика. :fr:  Где это все?)

 

Опубликовано

О, квантовой осталась уже только физика?

 А куда девалась квантовая психология? :eo:

3 минуты назад, Безобразная Эльза сказал(а) :

Да и свой подход к познанию человека оцените хотя бы. К познанию сознания

Давно уже сказано классиком: "Бытие определяет сознание"

?

Хоть спорьте с этим, хоть нет, а это - аксиома ..

Опубликовано
5 минут назад, Караванщик Али сказал(а) :

О, квантовой осталась уже только физика?

 А куда девалась квантовая психология? :eo:

 

Давно уже сказано классиком: "Бытие определяет сознание"

?

Хоть спорьте с этим, хоть нет, а это - аксиома ..

Квантовое сознание. А понятие квантовая  психология  закономерно вытекает из понятия квантовое сознание.)

 

Так и классики бывает ошибаютсо. Первопричина-то не определена. Есть Бог, или Бога нет - науке это неизвестно. У них вместо Бога Природа.)  Тактичная подмена понятий.))

Опубликовано

Да причем тут Бог или Природа?

Если банально - вы живете в деревне - у вас одно сознание, живете в городе - другое ..

Живете в горах - свои обычаи, среди каннибалов - людей кушаете ...

Вот о чем я...

6 минут назад, Безобразная Эльза сказал(а) :

классики бывает ошибаютсо

Ага.

Есть тут на форуме один чудак, заявивший, что он "похоронил учение Маркса"...

:eo:

Опубликовано
3 минуты назад, Караванщик Али сказал(а) :

Да причем тут Бог или Природа?

Если банально - вы живете в деревне - у вас одно сознание, живете в городе - другое ..

Живете в горах - свои обычаи, среди каннибалов - людей кушаете ...

Вот о чем я...

 

Ага.

Есть тут на форуме один чудак, заявивший, что он "похоронил учение Маркса"...

:eo:

А это называется - разные уровни развития сознания. Хотя и в ауле можно получить образование. Дистанционно. Только вот у тех, кто в аулах, 100% культурный код может быть другой. Обычаи, так сказать, и традиции и жизненные ценности и цели и потребности.

Ну и правильно сделал. Мумию Ленина пусть еще закопает. В каждом учении и в каждой религии в каждой системе саморазвития есть доля истины. И не более того. 

Опубликовано
4 минуты назад, Безобразная Эльза сказал(а) :

100% культурный код может быть другой. Обычаи, так сказать, и традиции и жизненные ценности и цели и потребности.

Всё вместе это и составляет "бытие". Нет разве?

 

6 минут назад, Безобразная Эльза сказал(а) :

разные уровни развития сознания

Уровни? Это вряд ли...

Представьте, один индивидуум живет в пустыне Сахара, другой - в снежной пустыне на берегу Ледовитого океана...

Уровень сознания, думаю, у них одинаков. Но само сознание, которое определяется бытием - разное ...

Опубликовано
4 минуты назад, Караванщик Али сказал(а) :

Всё вместе это и составляет "бытие". Нет разве?

 

Уровни? Это вряд ли...

Представьте, один индивидуум живет в пустыне Сахара, другой - в снежной пустыне на берегу Ледовитого океана...

Уровень сознания, думаю, у них одинаков. Но само сознание, которое определяется бытием - разное ...

Первоосновой возникновения общества был инстинкт выживания. У животных нет никакого понятия об экономике. У них действуют инстинкты. А это голая психология. А потом уже распределение ролей - работа инстинкта доминирования и экономические отношения. 

Здесь обязательно присутствует взаимовлияние. Как раз те самые различные аспекты человеческого существования. Которые все нужно учитывать. Но в основе возникновения человеческого общества лежит инстинкт выживания, который еще называют стадным инстинктом.  Или, можно сказать - общественный инстинкт.

Опубликовано
2 минуты назад, Безобразная Эльза сказал(а) :

инстинкт выживания, который еще называют стадным инстинктом

С чего это он вдруг стал "стадным" то?

Тигр, как хищник-одиночка , считаете, напрочь лишен инстинкта выживания, раз не "стадом" тусуется?

Что-то вы тут путаетесь в показаниях терминах..

Опубликовано
7 минут назад, Караванщик Али сказал(а) :

С чего это он вдруг стал "стадным" то?

Тигр, как хищник-одиночка , считаете, напрочь лишен инстинкта выживания, раз не "стадом" тусуется?

Что-то вы тут путаетесь в показаниях терминах..

Так человек от тигра что-ли произошел?) Кошачьи - индивидуалисты - эгоисты, можно сказать. Но и их сближает инстинкт размножения. О котором я забыла упомянуть.)

От печки надо плясать, короче. Как сказали мне целых два умных мужчины.) В разное время.  От начала начал.)

Опубликовано

Инстинкт выживания определяет тактику поведения ..

К примеру, зимой волкам удобнее (не совсем верный термин, но пусть будет такой) выживать в стае. Стаей легче загнать большую добычу, ибо, маленькая прячется под снегом, маленькую не так легко добыть зимой ...

По весне волчьи стаи распадаются, самец и самка начинают жить семьей, дают потомство. Летом прокормиться легче. В начале зимы опять сбиваются в стаи..

Так и люди. Выживают, преимущественно, общинами. Редкие индивидуалисты живут отшельниками.

Кто как с детства привык, у кого какие умения и навыки выживания в наличии, какие условия...

Опубликовано
3 минуты назад, Караванщик Али сказал(а) :

Инстинкт выживания определяет тактику поведения ..

К примеру, зимой волкам удобнее (не совсем верный термин, но пусть будет такой) выживать в стае. Стаей легче загнать большую добычу, ибо, маленькая прячется под снегом, маленькую не так легко добыть зимой ...

По весне волчьи стаи распадаются, самец и самка начинают жить семьей, дают потомство. Летом прокормиться легче. В начале зимы опять сбиваются в стаи..

Так и люди. Выживают, преимущественно, общинами. Редкие индивидуалисты живут отшельниками.

Кто как с детства привык, у кого какие умения и навыки выживания в наличии, какие условия...

И как это отменяет образование обществ, или общин на основе инстинктов?  А конкретно инстинкта выживания? Ведь и современное общество начиналось с тех же самых инстинктов.  Как не крути, а психика - сознание первично.  А еще точнее - первично восприятие - информация.

Но на самом деле в человеке все настолько тесно переплетено во всякого рода взаимодействиях, что определить причинно- следственные связи действительно очень трудно. Все влияет на все. Причина становится следствием. А следствие в свою очередь снова становится причиной  и порождает уже новое следствие. 

Опубликовано
9 часов назад, Безобразная Эльза сказал(а) :

Ну и то, что меня очень радует - намечается переход к системному  - многомерному мышлению. Через создание логико- смысловых моделей.   

Своего рода имитация объемного - целостного восприятия и мышления, аналогичного природному.

ДВС. Шут его знает )))  Нет ощущения, что данные методики доступны только некоей ''образованно-культурной, финансово-свободной, компьютерно-грамотной'' элите ??? Не совсем точно выразился (scusi), но другие формулировки пока не получились (((   ? 

5 часов назад, Безобразная Эльза сказал(а) :

Итак, к вопросу о...

Всё (недавнее), что ниже и выше, мне было очень интересно, спасибо ? . (Не было времени углубляться...).

Опубликовано
27 минут назад, GreyBeard сказал(а) :

ДВС. Шут его знает )))  Нет ощущения, что данные методики доступны только некоей ''образованно-культурной, финансово-свободной, компьютерно-грамотной'' элите ??? Не совсем точно выразился (scusi), но другие формулировки пока не получились (((   ? 

Всё (недавнее), что ниже и выше, мне было очень интересно, спасибо ? . (Не было времени углубляться...).

Кен Уилбер - системное мышление. И именно по смыслам идет. У этого мышления тоже ведь разное качество может быть. И обобщения могут быть в горизонтальной плоскости. И могут быть по вертикали. И вот с категориями мышления я  еще не разобралась.)

Опубликовано
31 минуту назад, Безобразная Эльза сказал(а) :

Кен Уилбер - системное мышление. И именно по смыслам идет. У этого мышления тоже ведь разное качество может быть. И обобщения могут быть в горизонтальной плоскости. И могут быть по вертикали.

И вот с категориями мышления я  еще не разобралась.)

Хорошо ))) Запомнил. Тоже буду пытаться соображать )))

''Не верю !!!''  ? .

Заархивировано

Эта тема находится в архиве и закрыта для дальнейших ответов.

×
×
  • Создать...