superstar Опубликовано 10 декабря, 2011 Поделиться Опубликовано 10 декабря, 2011 Валерий Стариков. Какой тип личности является потенциальным зачинщиком и организатором срыва урока? Американский социолог М. Троу составил классификацию студентов, которая очень похожа на мою классификацию типов личности. По мнению Троу всех студентов можно разделить на четыре типа: • «Коллегиалы», которые любят устраивать вечеринки и заниматься спортом, отметки имеют для них второстепенное значение. • «Профессионалы», которые стараются хорошо учиться и хорошо устроиться в будущем, но академическая наука их интересует мало. • « Академики», которые увлечены учёбой от души, а не ради выгоды, они мечтают стать аспирантами и профессорами. • «Нонконформисты» или представители «богемы», которым нет дела до учёбы, которые презирают обывателей и ведут разгульный образ жизни. В моей классификации типов личности коллегиалы напоминают спикеров, профессионалы – техников, академики – теоретиков, нонконформисты – психологов. Польза от умения учителя определять тип личности учащихся состоит в следующем: • Учитель может заранее видеть потенциальных зачинщиков срыва урока, которыми являются спикеры, учитель имеет возможность применить превентивные меры, например, высадить этих потенциальных зачинщиков на первые парты, поставить их под свой усиленный визуальный надзор или дать им отдельное письменное задание в начале урока, чтобы нейтрализовать их энергию. • Учитель может знать предпочитаемые или избегаемые формы опроса для каждого типа личности и менять эти формы для каждого ученика индивидуально в соответствии с задачами обучения. Первой задачей обучения может быть развитие вспомогательных функций мышления. Второй задачей может быть помощь отверженному в школьном коллективе ученику проявить свои способности в полной мере и, тем самым, заслужить авторитет в коллективе, с этой целью нужно опрашивать отверженного с использованием его ведущей функции мышления. Например, психологи предпочитают отвечать устно о вопросах культуры. Техники предпочитают тестирование в письменной форме о датах и определениях, они предпочитают отвечать на вопросы только домашнего задания в устной форме или в форме коротких ответов на вопросы, они являются «зубрилами», имеют неразвитую устную речь и не умеют свободно ориентироваться в материале, пройденном за длительное время. Спикеры предпочитают устный ответ у доски в форме пересказа вчерашней лекции учителя, они обладают хорошей слуховой памятью, хотя они не любят писать конспект и выполнять домашнее задание. Теоретик панически боится публичного выступления у доски, он предпочитает вести аналитическую работу – поставить задачу, сделать выводы, найти ошибку в рассуждениях, составить классификацию. • Учитель может заранее знать состояние конспекта ученика. Техник имеет самый лучший конспект, его конспект имеет максимальный объём и отличное оформление. Техник старается конспектировать дословно, так как плохо умеет выделять главное содержание в лекции. У спикера конспект вообще может отсутствовать, или объём этого конспекта является минимальным, поэтому именно спикер может пойти на подлог при проверке состояния конспектов. У психолога и теоретика конспекты находятся в удовлетворительном состоянии, хотя оформление конспекта у теоретика не выдерживает никакой критики. А в конспекте психолога можно обнаружить много рисунков на посторонние темы, например, различных кошечек, собачек или портретов учителя. • Учитель может предвидеть степень интереса каждого типа личности к любому школьному предмету или к любой теме по обществознанию. Например, психолог предпочитает изучать такие темы, как «Культура» или «Религия». Техник предпочитает изучать такие темы, как «Методы эмпирической социологии», экологические и глобальные проблемы», «Аграрное, индустриальное и постиндустриальное общество». Спикер предпочитает изучать такую тему, как «Малые группы», спикера очень интересует его статус в малой группе, и он очень гордится экспериментальным подтверждением своего лидерского положения. Теоретик предпочитает изучать такие темы, как «Формальная логика» или «Академическая социология». Склонности типов личности в обучении состоят в следующем: • Психолог старается выпрашивать хорошие отметки у учителя, для этого он старается установить с учителем хорошие личные отношения, использовать тонкую лесть, изучать и использовать человеческие слабости учителя. Под влиянием спикера психолог иногда способен участвовать в срыве урока, но не способен на наглость в отношении учителя. При попытке срыва урока психолог проявляет излишнюю эмоциональность, которая часто похожа на истерику. Психолог имеет склонность посещать театральные кружки. Он имеет интерес к изучению гуманитарных наук. Он имеет своеобразный стиль ответа у доски, способен часами «переливать из пустого в порожнее», путаясь в своих ассоциациях, Таким образом, психолог имеет хорошо развитую речь при некотором недостатке здравого смысла. • Техник имеет большую склонность к лабораторным работам. Его чертежи отличаются высочайшим качеством оформления. Свои «золотые руки» и интерес к технике он проявляет на уроках труда или автодела. В свободное от учёбы время он склонен посещать кружки технического творчества. Техник не любит творческих заданий и предпочитает рутину. Техник никогда не участвует в срыве урока, предпочитает соблюдать правила распорядка, тем самым он заслуживает поощрения за старание и хорошее поведение. • Спикер не умеет молчать целый урок, для него это является настоящей пыткой, поэтому он начинает разговаривать с соседом по парте на посторонние темы и тем самым мешать учителю. Спикеров в классе много (около 46%), поэтому первые парты в классе часто напоминают ряды клеток с дрессированными тиграми в цирке, откуда спикеры пристально наблюдают за действиями «дрессировщика» и ловят каждую ошибку, например, одна из ошибок преподавателя – это повернуться спиной к спикерам. При наказании спикера не следует делать ему уступок, так как любую уступку он воспринимает как слабость. Отношения учителя со спикерами представляют собой отношения конфликта, который то затухает, то разгорается с новой силой. Нужно периодически ставить спикера на место. Он является прирождённым неформальным лидером, поэтому он ищет любую возможность показать учителю, как формальному лидеру, степень своего влияния на коллектив. Успешный срыв урока означает, что влияние неформального лидера больше влияния формального лидера. При срыве урока спикер-организатор старается спрятаться за спину исполнителей и скрыть свою роль в этом деле, чтобы избежать наказания. Выявить такого зачинщика срыва урока можно с помощью социометрического теста и визуального теста на тип личности. С помощью социометрического теста можно выявить состав малых групп и персоны лидеров. Внимательное визуальное наблюдение за процессом срыва урока указывает на те группы, которые принимали особо активное участие в этом процессе. Если в срыве урока принимали активное участие рядовые члены малой группы, то следует предположить, что они получили от лидера такое задание и послушно его выполняли. Поэтому нужно обязательно наказать не только рядовых исполнителей, но и лидера бунтующей группы. Информацию по общественным наукам спикер схватывает на лету и легко ориентируется в пройденном материале, он способен легко ответить на несложный вопрос и повторить точку зрения учителя. Спикер обладает хорошим здравым смыслом и отлично развитой устной речью, в отличие от психолога он не склонен отклоняться от темы. • Теоретик имеет склонность к изучению таких абстрактных предметов, как математика, обществознание, философия, социология, политология, право. Теоретик отдаёт предпочтение изучению тех наук, в которых применяется процедура логического вывода, например, в геометрии из аксиом путём логического вывода выводятся теоремы. Теоретик не любит описательные науки и изучение языков. Иногда он меняет предметы своего особого интереса после того, как постиг главное содержание в очередной науке. В отличие от техника, его не интересуют мелкие детали и прикладные исследования. Хобби теоретика – это шахматы. Его речь у доски является очень логичной, но ей не хватает блеска. Его речь представляется слушателям слишком лаконичной. В его ответе можно обнаружить большие познания, но он не умеет подать их публике. Он часто подвергается насмешкам со стороны превосходящих сил спикеров. Эти условия постоянного психологического давления со стороны спикеров воспитывают у теоретика сильный и упорный характер. Теоретик никогда не принимает участия в срывах уроков. Он способен заметить и указать преподавателю на неточность в содержании лекции, что иногда вызывает некоторое раздражение со стороны этого преподавателя, у которого создаётся впечатление, что учащийся-теоретик знает больше него. Разные типы личности имеют склонности читать книги на различные темы: • Психолог предпочитает читать любовные романы или фантастику. • Техник предпочитает читать кулинарные рецепты, медицинскую или техническую литературу наподобие журнала «Техника – молодёжи» или руководства по ремонту телевизора. • Спикер предпочитает читать развлекательную литературу, наподобие детективов или светских новостей. • Теоретик предпочитает читать научную литературу для углублённого изучения предмета, к которому он испытывает интерес. Разные типы личности имеют различные стили запоминания иностранных слов и различные типы памяти: • Психолог имеет образную память на слова. • Спикер имеет склонность изучать иностранные языки в процессе непосредственного общения с носителями этого языка путём погружения в языковую среду, например в международном лагере. • Техник имеет зрительную память, поэтому он учит иностранные слова с помощью многократного записывания на бумаге этих слов. • Теоретик имеет логическую память, поэтому ему рекомендуется строить смысловые цепочки в процессе заучивания иностранных слов. Между иностранным словом и его русским переводом теоретик старается придумать и вставить такое русское слово, которое по звучанию близко к иностранному слову, а по смыслу – к русскому слову, например, admire – «адмирал» – восхищаться, dissolve – «соль» – растворяться. Разные типы личности предпочитают заниматься разными видами спорта: • Спикер предпочитает командные виды спорта – баскетбол, футбол, волейбол и т. д., где существует возможность широкого общения. • Теоретик предпочитает такие виды спорта, где можно избежать общения с окружающими людьми – заниматься с использованием спортивных снарядов, поэтому он предпочитает тяжёлую или лёгкую атлетику. К тому, же занятие силовыми видами спорта позволяют теоретику в случае необходимости дать отпор спикерам. • Техник часто выбирает технические виды спорта – стрельбу из огнестрельного оружия и мотогонки. • Психолог часто выбирает виды спорта, требующие развития артистических способностей – фигурное катание и художественную гимнастику. Различные типы личности имеют различную степень стремления к получению знаний: • Самую низкую степень стремления к получению знаний имеют спикеры, именно поэтому они являются организаторами срыва уроков и конфликтов с преподавателем, именно они чаще других бросают учёбу в учебных заведениях по собственному желанию или бывают отчислены в результате академической задолженности. В современных условиях платного образования спикеры получили возможность получать удовлетворительные отметки в обмен за оплату образовательных услуг или за взятку, именно спикеры способны купить фальшивый диплом об образовании. Спикеры учатся не ради стремления к знаниям, а ради хороших отметок и получения диплома, который должен дать им желанную возможность занять руководящую должность, заняться коммерцией или предпринимательством. Стиль обучения спикеров – это списывание на уроке и иные формы мошенничества в обучении, в этом искусстве спикеры достигают большого мастерства. Именно спикер умеет эксплуатировать своих приятелей, которых он заставляет оказывать ему помощь при выполнении курсовых и дипломных работ. Учитель должен учитывать эту склонность спикера и держать его под усиленным визуальным контролем, особенно во время экзамена или контрольных работ. • Самую высокую степень стремления к знаниям проявляют теоретики, которые учатся от души, получение знаний – это одна из главных жизненных потребностей теоретика, ради удовлетворения которой он готов преодолеть любые преграды. Например, теоретики Ломоносов М.В. и Павлов И.П. пришли в столицу пешком, преодолев путь в сотни километров, чтобы поступить в университет. Теоретик П.А.Сорокин половину дороги до столицы, где он собирался поступить в университет, проехал «зайцем» в поезде из-за отсутствия денег на билет, в обмен на эту возможность по договорённости с проводником он был вынужден мыть туалеты. Многие теоретики стали титанами мысли. Теоретик не старается добиваться отличных отметок по всем предметам, так как он учится не ради отметок. Он все свои усилия тратит на углублённое изучение отдельных предметов, которые вызвали его научный интерес, а по остальным предметам имеет удовлетворительные или хорошие отметки. Таким образом, стиль обучения теоретика – это углублённое изучение учебного предмета. • Техник и психолог имеют среднюю степень стремления к знаниям. Техник учится ради хороших отметок и ради получения прикладных знаний, полезных в реальной жизни. Стиль обучения техника – это ежедневное заучивание учебного материала. • Стиль обучения психолога – это выпрашивание положительных отметок у преподавателя. В процессе обучения можно несколько улучшить способности ученика, но его врождённые склонности накладывают определённые ограничения на результаты его обучения, выраженные в отметках. Иначе все ученики могли бы учиться только на отличные отметки. Любой учитель знает по собственному опыту существование этих ограничений. Задача учителя состоит в умении обнаружить и развить природные склонности ученика. Разве из любого обычного ученика по воле учителя можно воспитать научного гения, сравнимого с Дарвином или Аристотелем? Такая цель является несбыточной мечтой. Вывод: теоретик наиболее пригоден для обучения, а спикер не любит учиться, является потенциальным зачинщиком и организатором срыва урока. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Рекомендуемые сообщения
Заархивировано
Эта тема находится в архиве и закрыта для дальнейших ответов.